Содержание
Соперничество между детьми в дошкольном возрасте встречается часто. Причиной может служить борьба за внимание и любовь родителей, ревность, желание быть первым во всем, различие темпераментов, определенные личностные качества. К сожалению, такая борьба имеет определенные отрицательные последствия. Это вербальная и физическая агрессия между детьми, затянувшиеся конфликты, тревожность, проблемы социализации. Взрослые тоже находятся в стрессовой ситуации и ищут способы повернуть детское соперничество в полезное русло.
Детская ревность – чувство, порождающее соперничество
Каждому ребенку нужно чувствовать свою важность и ценность, будь то семья или детский коллектив. Если ребенок замечает (или ему так только кажется), что кому-то другому достается больше внимания, заботы, похвалы, у него возникает острое чувство неудовлетворенности. И в этом чувстве намешано многое: раздражение, злость, обида… Еще жалость по отношению к себе, страх и ощущение ненужности.
Когда эти эмоции наваливаются на малыша всем своим грузом, его накрывает волна негативного отношения к тому, кто стал причиной его страданий. Весь комплекс подобных переживаний ребенка называют детской ревностью.
Распространенные причины проявления ревности у детей дошкольного возраста:
- Эгоцентризм. Ребенок воспитан в понимании того, что он «центр вселенной». Самооценка ребенка завышена. Он самый красивый, умный, находчивый, умелый, добрый, веселый. Все внимание уделяется ему, и никто не может посягать на его «трон».
- Появление в семье младшего брата или сестренки. Дети очень наблюдательны, и усиленное внимание, уделяемое малышу, замечают сразу.
- Наличие в семье или детском коллективе «любимца». Про кого-то из детей чаще говорят в позитивном ключе, хвалят, уделяют больше внимания. Результат – дети соперничают друг с другом, пытаясь отвоевать кусочек внимания и похвалы для себя.
- Чувство ревности заменяет чувство любви. Дошкольник еще только познает мир эмоций. Иногда он не может правильно выразить любовь, особенно, если этому его не учили. Поэтому ребенок заменяет его чувством ревности.
- Ощущение беспомощности без полного вовлечения близкого человека. Ребенок чувствует свою зависимость от родителей и любыми способами стремится сделать так, чтобы окружающие люди не отвлекали их внимание на себя.
Испытав страдания от недостатка внимания к себе, дошкольник пытается отвоевать «свое место под солнцем». Он стремится обогнать, оттеснить соперников на второй план и оказаться в той зоне комфорта, где ему так радостно быть лучшим и единственным.
Соперничество детей в семье
Конкуренция в семье, где два и более ребенка, практически неизбежна. Чаще всего яркое соперничество проявляется у детей одного пола с небольшой разницей в возрасте (1,5 – 3 года). Для некоторых семей это становится большой проблемой.
Основными причинами конкуренции являются:
- Борьба за внимание родителей.
- Борьба за статус. Ребенок хочет быть в семье самым умным, воспитанным, креативным. Так он достоин большей любви родителей.
- Борьба за право собственности. Это могут быть игрушки, вещи, друзья, время, проведенное с мамой и папой.
Огромную роль играют стили семейного воспитания. Демократический стиль (сотрудничество) поможет услышать и понять всех детей, избежав соперничества в негативном его проявлении.
Борьба за любовь и внимание значимого взрослого
Значимый человек для дошкольника – это не обязательно мама и папа. Такими людьми могут быть родственники, друзья семьи, педагоги. Его авторитет в глазах малыша очень велик. Поэтому ребенок стремится получить максимум внимания такого взрослого.

Это может проявляться в стремлении показать свои лучшие стороны. Например, ребенок показывает свою поделку, делится успехом. Он ждет похвалы. Если другого похвалили значительнее, иногда это проявляется с негативной стороны. Например, в шумном выплеске отрицательных эмоций, использовании «плохих» слов, в ссорах.
Часто всплеск детской ревности происходит, если значимый взрослый занят беседой или делами с другими. Чтобы привлечь внимание, малыш начинает вредничать, кричать, падать на пол, проявлять упрямство, разбрасывать вещи. Он не реагирует на замечания взрослых. И только человек, внимания которого он добивается, может его успокоить.
Детская ревность к младшему ребенку
Проявление ревности со стороны старшего ребенка – довольно частое явление. Виноваты в этом сами родители. Обычно они больше внимания уделяют малышу. Целуют, ласкают, разговаривают, играют, хвалят «необыкновенные способности» младенца и забывают об успехах старшего. Например, «У Леши зубки раньше начали резаться, а у Саши намного позже», или «Ой, Маша сама пьет из бокальчика! Вот молодец! Марк долго ленился».
Для старшего ребенка подобные замечания звучат как укор. Начинает теряться близость с родителями. И в этом, по мнению подросшего дошкольника, виноват крикливый малыш, лежащий в коляске. Начинает меняться поведение старшего. Он начинает демонстрировать негативизм, кричать, ругаться, что доставляет дополнительные проблемы в семье. Иногда такое поведение имеет свое продолжение в детском саду или в гостях.
Чтобы старший ребенок не ревновал к младшему, родителям необходимо:
- Подготовить его к появлению малыша, разговаривая на эту тему загодя.
- Приветствовать желание помочь.
- Максимально привлекать к заботам о младшем братике (сестренке).
Очень важно учитывать разницу в возрасте между детьми. Например, разница в возрасте дошкольников 1,5 – 2 года. Старший еще сам малыш. В этом возрасте у него период развития предметно-орудийных действий. Он познает устройство мира. Младенец для него – это тоже объект исследований. Он может трогать ушки, носик, засунуть что-то в кроватку, постараться угостить вкусной вафлей.
Нельзя за это ругать ребенка полутора-двух лет. Иначе он будет дезориентирован в главном направлении – развитии через исследование. Не рекомендуется оставлять малышей с такой возрастной разницей без взрослых. Старший может причинить вред младшему не из ревности, а в силу возраста.
Соперничество детей в детском саду
Соперничество в детском саду имеет свои особенности. Некоторых детей желание быть первым среди сверстников мотивирует на получение значимых результатов. Дошкольник старается, прикладывает определенные усилия и получает желаемый результат. Такая целеустремленность необходима в школьной и взрослой жизни.
К сожалению, для некоторых детей соперничество – это стремление быть первым любым способом. В ход идут кулаки, слова, обида.
Например, дети играют в настольную игру. В конце игрового действия возникает ссора и физическая агрессия. При разрешении конфликта педагогом, от участников получено объяснение: «А чего он выиграл! Я хотел!».
Есть дети, у которых неудачи способствуют снижению самооценки и повышению порога тревожности. От таких детей можно услышать: «Я не буду делать. У меня не получится», или «У меня всегда хуже всех получается». Эти дошкольники заведомо отказываются от здорового соперничества и нуждаются в поддержке и подбадривании.
Ревнивое отношение к достижениям сверстников
Иногда дети очень ревностно относятся к успехам сверстников. Кто-то хорошо танцует, кто-то поет, кто-то рассказывает стихотворения или проявляет интеллектуальные способности. Конечно, это замечают педагоги и специалисты. Взрослые хвалят способных дошколят, они чаще выступают на утренниках и развлечениях. Это вызывает ревность со стороны некоторых детей группы.
Еще одно направление, в котором видны успехи сверстников, это результаты продуктивной деятельности: рисунки, фигурки из пластилина, оригами. Их можно увидеть на выставке и сравнить результат своего труда с работой сверстников.
Конечно, не для всех детей это важно. Но некоторые дошкольники проявляют свое негативное отношение, сломав поделку или порвав рисунок другого.
Иногда ревность выражается в вербальной агрессии: «У тебя дурацкий рисунок!». Поэтому очень многое зависит от профессионализма взрослого, находящегося рядом с детьми, который вовремя предупредит или урегулирует конфликт.
Конкуренция за особое расположение воспитателя
Если педагог умеет выражать свою любовь к детям, то воспитанники отвечают ему тем же. Тесное общение дошкольников со взрослым может вызывать ревность со стороны других сверстников. Возникает конкуренция за внимание педагога. Чаще всего это можно наблюдать в младших группах.
Особенно ярко это проявляется в адаптационный период малышей. Кроха отталкивает другого ребенка от воспитателя, плачет, замахивается и даже может ударить. Словесно это выражается так: «Уйди!», «Моя!».
В старших группах подобная конкуренция не выражается ярко. Она проявляется в словах, ласках, поступках. Например, ребенок говорит своему педагогу: «Светлана Петровна, я Вас люблю! Вы добрая. У меня скоро день рождения. Вы придете ко мне в гости?». Другой дошкольник тут же проявляет свое внимание: «И я Вас люблю. Я Вам цветы подарю».
Потребность в лидерстве и стремление к доминированию
Межличностные отношения дошкольников перекликаются с тем, как взаимодействуют взрослые в коллективах. Есть лидеры, активисты, исполнители, одиночки, бунтари, непринятые. Наблюдается и стремление к доминированию. Ребенок-лидер организует игру и выполняет в ней главную роль. Он руководит деятельностью сверстников, дает им указания.
Чаще всего сверстники завидуют лидеру. Ведь к таким детям проявляют внимание, их любят, их инициативы чаще всего поддерживают, им доверяют важные дела, с ними хотят дружить сверстники.
Например, такой ребенок назначается капитаном команды на спортивные соревнования Веселые старты. Обычно в группе 2-3 ребенка занимают лидирующие позиции.
Избыточная соревновательность в действиях
Некоторым дошкольникам присуща избыточная соревновательность, и она влияет на поведение детей в ДОУ. Быть первым – становится главным желанием. Ребенок стремится выделиться даже там, где это неуместно: когда оценивается достижение всей команды, в обыденных добрых делах и пр. Это может отразиться на физическом и психологическом здоровье дошкольника.
Страдает и качество выполняемой работы. Например, дошкольник не старается написать правильно и красиво узор в тетради, а стремится сделать это быстрее всех. Он не обращает внимания, насколько правильно выполнил задание. Его цель сделать это первым. Такая привычка приведет к возникновению проблем при обучении в школе.
Меры, снижающие соперничество между детьми
Соперничество детей между собой – явление естественное и нормальное. Но только в определенных границах, пока оно не приносит вреда никому из конкурентов.
Для снижения уровня соперничества между детьми, взрослым необходимо придерживаться важных правил:
- НИКОГДА не сравнивать детей между собой.
- Постараться уделять им равноценное количество времени и внимания.
- Организовать личное пространство каждому ребенку. Возможно, это будет индивидуальный стол, коробка с игрушками, полка для книг или поделок.
- Учить разрешать конфликты самостоятельно и позитивно. Вмешивайтесь только, когда это особенно необходимо. Например, «Ребята, вижу, что вы чего-то не поделили (у вас разногласия). Надо немножко передохнуть и начать сначала. Давайте так и сделаем».
- Реагировать на обиду или гнев детей. Обсудите с ними эти чувства в соответствии с ситуацией. Например: «Я понимаю, что ты злишься. Можешь мне рассказать, что тебя так рассердило? Мы вместе найдем выход».
- Не воспринимать ребенка как «обездоленного», который соперничает из-за чрезмерной уязвимости, или потому что его поставили в обидные условия. Обсуждайте с дошкольником его проблему «на равных», пытаясь вместе найти решение.
- Если ситуация выходит из-под контроля, переориентируйте деятельность детей в том направлении, где им нужно сотрудничать (или старшему позаботиться о младшем).
Чуткое восприятие взрослыми детской ревности, справедливое отношение к каждому ребенку оказывают влияние на то, насколько сильно дети стремятся соперничать и перетягивать внимание на себя. При такой поддержке взрослых дети находят положительные пути заявить о своей уникальности, и им не придется конкурировать любой ценой.