Ревность и соперничество между детьми в дошкольном возрасте

Соперничество между детьми в дошкольном возрасте встречается часто. Причиной может служить борьба за внимание и любовь родителей, ревность, желание быть первым во всем, различие темпераментов, определенные личностные качества. К сожалению, такая борьба имеет определенные отрицательные последствия. Это вербальная и физическая агрессия между детьми, затянувшиеся конфликты, тревожность, проблемы социализации. Взрослые тоже находятся в стрессовой ситуации и ищут способы повернуть детское соперничество в полезное русло.

Детская ревность – чувство, порождающее соперничество

Каждому ребенку нужно чувствовать свою важность и ценность, будь то семья или детский коллектив. Если ребенок замечает (или ему так только кажется), что кому-то другому достается больше внимания, заботы, похвалы, у него возникает острое чувство неудовлетворенности. И в этом чувстве намешано многое: раздражение, злость, обида… Еще жалость по отношению к себе, страх и ощущение ненужности.

Соперничество между детьми

Когда эти эмоции наваливаются на малыша всем своим грузом, его накрывает волна негативного отношения к тому, кто стал причиной его страданий. Весь комплекс подобных переживаний ребенка называют детской ревностью.

Распространенные причины проявления ревности у детей дошкольного возраста:

  1. Эгоцентризм. Ребенок воспитан в понимании того, что он «центр вселенной». Самооценка ребенка завышена. Он самый красивый, умный, находчивый, умелый, добрый, веселый. Все внимание уделяется ему, и никто не может посягать на его «трон».
  2. Появление в семье младшего брата или сестренки. Дети очень наблюдательны, и усиленное внимание, уделяемое малышу, замечают сразу.
  3. Наличие в семье или детском коллективе «любимца». Про кого-то из детей чаще говорят в позитивном ключе, хвалят, уделяют больше внимания. Результат – дети соперничают друг с другом, пытаясь отвоевать кусочек внимания и похвалы для себя.
  4. Чувство ревности заменяет чувство любви. Дошкольник еще только познает мир эмоций. Иногда он не может правильно выразить любовь, особенно, если этому его не учили. Поэтому ребенок заменяет его чувством ревности.
  5. Ощущение беспомощности без полного вовлечения близкого человека. Ребенок чувствует свою зависимость от родителей и любыми способами стремится сделать так, чтобы окружающие люди не отвлекали их внимание на себя.

Испытав страдания от недостатка внимания к себе, дошкольник пытается отвоевать «свое место под солнцем». Он стремится обогнать, оттеснить соперников на второй план и оказаться в той зоне комфорта, где ему так радостно быть лучшим и единственным.

Соперничество детей в семье

Конкуренция в семье, где два и более ребенка, практически неизбежна. Чаще всего яркое соперничество проявляется у детей одного пола с небольшой разницей в возрасте (1,5 – 3 года).  Для некоторых семей это становится большой проблемой.

Основными причинами конкуренции являются:

  • Борьба за внимание родителей.
  • Борьба за статус. Ребенок хочет быть в семье самым умным, воспитанным, креативным. Так он достоин большей любви родителей.
  • Борьба за право собственности. Это могут быть игрушки, вещи, друзья, время, проведенное с мамой и папой.

Огромную роль играют стили семейного воспитания. Демократический стиль (сотрудничество) поможет услышать и понять всех детей, избежав соперничества в негативном его проявлении.

Борьба за любовь и внимание значимого взрослого

Значимый человек для дошкольника – это не обязательно мама и папа. Такими людьми могут быть родственники, друзья семьи, педагоги. Его авторитет в глазах малыша очень велик. Поэтому ребенок стремится получить максимум внимания такого взрослого.

Девочки поссорились

Это может проявляться в стремлении показать свои лучшие стороны. Например, ребенок показывает свою поделку, делится успехом. Он ждет похвалы. Если другого похвалили значительнее, иногда это проявляется с негативной стороны. Например, в шумном выплеске отрицательных эмоций, использовании «плохих» слов, в ссорах.

Часто всплеск детской ревности происходит, если значимый взрослый занят беседой или делами с другими. Чтобы привлечь внимание, малыш начинает вредничать, кричать, падать на пол, проявлять упрямство, разбрасывать вещи. Он не реагирует на замечания взрослых. И только человек, внимания которого он добивается, может его успокоить.

Детская ревность к младшему ребенку

Проявление ревности со стороны старшего ребенка – довольно частое явление. Виноваты в этом сами родители. Обычно они больше внимания уделяют малышу. Целуют, ласкают, разговаривают, играют, хвалят «необыкновенные способности» младенца и забывают об успехах старшего. Например, «У Леши зубки раньше начали резаться, а у Саши намного позже», или «Ой, Маша сама пьет из бокальчика! Вот молодец! Марк долго ленился».

Для старшего ребенка подобные замечания звучат как укор. Начинает теряться близость с родителями. И в этом, по мнению подросшего дошкольника, виноват крикливый малыш, лежащий в коляске. Начинает меняться поведение старшего. Он начинает демонстрировать негативизм, кричать, ругаться, что доставляет дополнительные проблемы в семье. Иногда такое поведение имеет свое продолжение в детском саду или в гостях.

Чтобы старший ребенок не ревновал к младшему, родителям необходимо:

  • Подготовить его к появлению малыша, разговаривая на эту тему загодя.
  • Приветствовать желание помочь.
  • Максимально привлекать к заботам о младшем братике (сестренке).

Очень важно учитывать разницу в возрасте между детьми. Например, разница в возрасте дошкольников 1,5 – 2 года. Старший еще сам малыш. В этом возрасте у него период развития предметно-орудийных действий. Он познает устройство мира. Младенец для него – это тоже объект исследований. Он может трогать ушки, носик, засунуть что-то в кроватку, постараться угостить вкусной вафлей.

Нельзя за это ругать ребенка полутора-двух лет. Иначе он будет дезориентирован в главном направлении – развитии через исследование. Не рекомендуется оставлять малышей с такой возрастной разницей без взрослых. Старший может причинить вред младшему не из ревности, а в силу возраста.

Соперничество детей в детском саду

Соперничество в детском саду имеет свои особенности. Некоторых детей желание быть первым среди сверстников мотивирует на получение значимых результатов. Дошкольник старается, прикладывает определенные усилия и получает желаемый результат. Такая целеустремленность необходима в школьной и взрослой жизни.

К сожалению, для некоторых детей соперничество – это стремление быть первым любым способом. В ход идут кулаки, слова, обида.

Например, дети играют в настольную игру. В конце игрового действия возникает ссора и физическая агрессия. При разрешении конфликта педагогом, от участников получено объяснение: «А чего он выиграл! Я хотел!».

Есть дети, у которых неудачи способствуют снижению самооценки и повышению порога тревожности. От таких детей можно услышать: «Я не буду делать. У меня не получится», или «У меня всегда хуже всех получается». Эти дошкольники заведомо отказываются от здорового соперничества и нуждаются в поддержке и подбадривании.

Ревнивое отношение к достижениям сверстников

Иногда дети очень ревностно относятся к успехам сверстников. Кто-то хорошо танцует, кто-то поет, кто-то рассказывает стихотворения или проявляет интеллектуальные способности. Конечно, это замечают педагоги и специалисты. Взрослые хвалят способных дошколят, они чаще выступают на утренниках и развлечениях. Это вызывает ревность со стороны некоторых детей группы.

Еще одно направление, в котором видны успехи сверстников, это результаты продуктивной деятельности: рисунки, фигурки из пластилина, оригами. Их можно увидеть на выставке и сравнить результат своего труда с работой сверстников.

Соперничество детей

Конечно, не для всех детей это важно. Но некоторые дошкольники проявляют свое негативное отношение, сломав поделку или порвав рисунок другого.

Иногда ревность выражается в вербальной агрессии: «У тебя дурацкий рисунок!». Поэтому очень многое зависит от профессионализма взрослого, находящегося рядом с детьми, который вовремя предупредит или урегулирует конфликт.

Конкуренция за особое расположение воспитателя

Если педагог умеет выражать свою любовь к детям, то воспитанники отвечают ему тем же. Тесное общение дошкольников со взрослым может вызывать ревность со стороны других сверстников. Возникает конкуренция за внимание педагога. Чаще всего это можно наблюдать в младших группах.

Особенно ярко это проявляется в адаптационный период малышей. Кроха отталкивает другого ребенка от воспитателя, плачет, замахивается и даже может ударить. Словесно это выражается так: «Уйди!», «Моя!».

В старших группах подобная конкуренция не выражается ярко. Она проявляется в словах, ласках, поступках. Например, ребенок говорит своему педагогу: «Светлана Петровна, я Вас люблю! Вы добрая. У меня скоро день рождения. Вы придете ко мне в гости?». Другой дошкольник тут же проявляет свое внимание: «И я Вас люблю. Я Вам цветы подарю».

Потребность в лидерстве и стремление к доминированию

Межличностные отношения дошкольников перекликаются с тем, как взаимодействуют взрослые в коллективах. Есть лидеры, активисты, исполнители, одиночки, бунтари, непринятые. Наблюдается и стремление к доминированию. Ребенок-лидер организует игру и выполняет в ней главную роль. Он руководит деятельностью сверстников, дает им указания.

Чаще всего сверстники завидуют лидеру. Ведь к таким детям проявляют внимание, их любят, их инициативы чаще всего поддерживают, им доверяют важные дела, с ними хотят дружить сверстники.

Например, такой ребенок назначается капитаном команды на спортивные соревнования Веселые старты. Обычно в группе 2-3 ребенка занимают лидирующие позиции.

Избыточная соревновательность в действиях

Некоторым дошкольникам присуща избыточная соревновательность, и она влияет на поведение детей в ДОУ. Быть первым – становится главным желанием. Ребенок стремится выделиться даже там, где это неуместно: когда оценивается достижение всей команды, в обыденных добрых делах и пр. Это может отразиться на физическом и психологическом здоровье дошкольника.

Страдает и качество выполняемой работы. Например, дошкольник не старается написать правильно и красиво узор в тетради, а стремится сделать это быстрее всех. Он не обращает внимания, насколько правильно выполнил задание. Его цель сделать это первым. Такая привычка приведет к возникновению проблем при обучении в школе.

Меры, снижающие соперничество между детьми

Соперничество детей между собой – явление естественное и нормальное. Но только в определенных границах, пока оно не приносит вреда никому из конкурентов.

Для снижения уровня соперничества между детьми, взрослым необходимо придерживаться важных правил:

  1. НИКОГДА не сравнивать детей между собой.
  2. Постараться уделять им равноценное количество времени и внимания.
  3. Организовать личное пространство каждому ребенку. Возможно, это будет индивидуальный стол, коробка с игрушками, полка для книг или поделок.
  4. Учить разрешать конфликты самостоятельно и позитивно. Вмешивайтесь только, когда это особенно необходимо. Например, «Ребята, вижу, что вы чего-то не поделили (у вас разногласия). Надо немножко передохнуть и начать сначала. Давайте так и сделаем».
  5. Реагировать на обиду или гнев детей. Обсудите с ними эти чувства в соответствии с ситуацией. Например: «Я понимаю, что ты злишься. Можешь мне рассказать, что тебя так рассердило? Мы вместе найдем выход».
  6. Не воспринимать ребенка как «обездоленного», который соперничает из-за чрезмерной уязвимости, или потому что его поставили в обидные условия. Обсуждайте с дошкольником его проблему «на равных», пытаясь вместе найти решение.
  7. Если ситуация выходит из-под контроля, переориентируйте деятельность детей в том направлении, где им нужно сотрудничать (или старшему позаботиться о младшем).

Чуткое восприятие взрослыми детской ревности, справедливое отношение к каждому ребенку оказывают влияние на то, насколько сильно дети стремятся соперничать и перетягивать внимание на себя. При такой поддержке взрослых дети находят положительные пути заявить о своей уникальности, и им не придется конкурировать любой ценой.

Ссылка на основную публикацию