Условия для самостоятельной деятельности детей в детском саду

Излишняя опека – проблема современного воспитания. То, с чем малыш может справиться самостоятельно, не допускают мамы, папы, бабушки и дедушки. Пытаешься застегнуть пуговицу? Мы поможем. Хочешь есть самостоятельно? Не надо, испачкаешься. Подобные ситуации наблюдаются повсеместно. А между тем, самостоятельность необходима для формирования тех личностных качеств ребенка, от которых зависит уровень успешности не только в детстве, но и во взрослой жизни. И именно в детском саду самостоятельная деятельность детей выходит на новый качественный уровень.

Возможности развития самостоятельности ребенка в ДОУ

Виды самостоятельной деятельности детей в детском саду разнообразны и осуществляются в течение всего дня в разных режимных моментах:

  • Гигиенические процедуры: перед и после приема пищи, до и после сна.
  • Бытовые навыки: одевание и раздевание на прогулку, после прогулки, перед дневным сном и после него.
  • Игры: инициативность и участие в сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных играх, словесных конкурсах, спортивных состязаниях.
  • Трудовая деятельность: дежурство, хозяйственно-бытовые посильные обязанности, труд на прогулке, ручной труд.
  • Наблюдение и экспериментирование.
  • Изобразительная деятельность (по желанию и по замыслу).

Самостоятельное дело

Огромную роль играет предметно-развивающая среда. В каждой возрастной группе есть уголки познавательной активности, атрибуты которых пробуждают у дошколят желание действовать самостоятельно.

Это игровое пространство, центр экспериментирования, уголок сенсорного развития, центр физического развития и другие.

Например, воспитатели создают «Игровой центр». В нем размещают игрушки и предметы для сюжетно-ролевых игр («Семья», «Супермаркет», «Гараж» и другие), костюмы для игр-драматизаций, настольные игры, дидактические игры, кубики и так далее. Некоторые дети, увидев такое изобилие, немедленно по внутреннему побуждению включаются в игровую деятельность. Других дошкольников наблюдение за сверстниками мотивирует действовать самостоятельно.

Организация самостоятельной деятельности детей в детском саду по возрастам

Самостоятельная деятельность детей дошкольного возраста может нести некоторые риски, если ребята оставлены без присмотра. В детском саду подобные ситуации сведены до минимума, поскольку рядом всегда находятся педагоги, будь то летом на площадке или в помещении группы.

Предоставляемая ребенку самостоятельность исключает любые опасные моменты для его жизни и здоровья. Очень важно учитывать возраст. Это главные принципы организации самостоятельной деятельности в ДОУ. Например, если взрослый поставил задачу найти занятие по интересу ребенку старшего дошкольного возраста самостоятельно, то это посильно. Для малыша это задание невыполнимо.

В младшей группе

Формы самостоятельной деятельности детей младшего возраста носят ограниченный характер, что обусловлено психологическими и возрастными возможностями дошкольников. В основном это:

  • самообслуживание;
  • овладение культурно-гигиеническими навыками;
  • игра.

Приучая малышей спокойно переходить от одного занятия к другому, самостоятельность детей стимулируется объяснением и показом действий. Например, упражнения в самостоятельном умывании, одевании организуются на протяжении всего дня. Детей обучают последовательному порядку действий, напоминая им об этом, если они забывают, используя игрушку или художественное слово.

Самостоятельность в игровой деятельности стимулирует развивающая среда группы. Например, малыш берет коробочку с пазлами или конструкторский набор, которые находятся в свободном доступе, и собирает картинку или строит башню.

Но, занимаясь в игровом уголке, малыши еще не могут развивать сюжет и вводить новые действия. Поэтому педагог старается ненавязчиво внести разнообразие – показывает действия с игрушками, активно играет вместе с детьми, вызывая у них эмоциональный отклик и желание подражать.

Младшие дошкольники еще только накапливают свой опыт, как в игровой, так и в бытовой сфере. Получив первое представление об определенных действиях, они повторяют их вновь и вновь все увереннее. Развитие самостоятельности малыша способствует скорейшей адаптации ребенка к ДОУ.

В средней группе

Дети средней группы более самостоятельны. Педагогу нет необходимости направлять каждый шаг детей. Он напоминает о предстоящем процессе, и дошкольники свободно включаются в его выполнение. Например, воспитатель говорит: «Начинаем готовиться к прогулке». После указания цели действия, педагог помогает воспитанникам приступить к ее выполнению (кому-то напоминает, контролирует).

Дети уже знают порядок действий и самостоятельно выполняют весь алгоритм:

  • убирают игрушки, с которыми они только что играли;
  • идут в туалетную комнату;
  • переходят к своему шкафчику в приемной;
  • надевают необходимую для прогулки одежду и обувь.

Самостоятельная игровая деятельность в средней группе более выражена, так как у воспитанников имеется определенный опыт. Но взрослый помогает развивать возникающий игровой замысел, включаясь при необходимости в игровой процесс. Наблюдая, как дети начинают сюжетно-ролевую игру, педагог может подсказать дополнительные роли или напомнить о необходимости правил.

Важное место в развитии самостоятельности играют поручения. При их организации необходимо учитывать содержание, способы действия и доступность их выполнения, особенно, если ребенку только 4 года. Например, полить комнатные растения, сложить строительный материал, вытереть полочку от пыли и т.д.

В средней группе вводится дежурство, благодаря которому у детей развивается ответственность за порученный функционал. Утром, приходя в группу, ребенок идет к специальному уголку и, ориентируясь на фотографию, узнает дежурный ли он в этот день.

В старшей группе

Дети 5 – 6 лет уже могут прогнозировать результат своей деятельности. Поэтому самостоятельная деятельность в старшей группе значительно расширяется. К примеру, дошкольник может сообщить, что он хочет нарисовать рисунок ко дню рождения своей мамы и приняться за работу.

Старшие дошкольники чаще играют самостоятельно, выбирая интересующую их игру и сюжет. При этом воспитатель может только исподволь подтолкнуть: «Поиграйте в игровом уголке» или «Что там у нас за окном происходит?».

Мотивируемые педагогом дошкольники не только наблюдают за изменениями в природе, но и самостоятельно делают выводы. Особый интерес – это эксперименты с песком и водой в мини-лабораториях. Условия для подобной исследовательской деятельности в детском саду созданы.

Самостоятельность дошкольника

Четко организована работа дежурных. Объем обязанностей увеличивается. Теперь у них дежурство по столовой, занятиям и уголку природы. Питание в детском саду организовано так, что накрывают столы непосредственно в группе, и в этом принимают участие дежурные воспитанники.

Дети с удовольствием трудятся, выполняя поручения взрослых: поливают групповую грядку на огороде детского сада, подметают участок, моют игрушки. Инициативу может проявить непосредственно ребенок, и педагог старается поддержать подобные начинания похвалой, предоставлением возможности первому полить, подмести и пр.

В этом возрасте дошкольники самостоятельно расширяют познавательные интересы, рассматривая энциклопедии, книги о динозаврах, планетах, морских обитателях и другие, которые предварительно выставляются педагогами группы в познавательном центре.

В подготовительной группе

Детская активность в 6 – 7 лет приобретает определенную независимость и проявляется во всех видах деятельности. Дошкольники уже ставят цели, прилагают усилия, стремятся к результатам. Педагог направляет детей, давая поручения, наблюдая за работой дежурных, предлагая найти занятие по душе.

В детском саду мотиватором служит продуманно обустроенная развивающая среда, что является безусловным плюсом ДОУ. Дошкольники знают, где в группе находятся необходимые атрибуты, а опыт подсказывает, как их надо использовать.

Например, для свободного продуктивного творчества дошкольники используют материал, находящийся в «Центре искусства». Ребенок сам решает, заняться ли ему рисованием, или вылепить поделки из пластилина, вырезать ножницами фигурки или наклеить аппликацию. Самостоятельные занятия проходят под наблюдением педагога, но без его прямого вмешательства в деятельность старших дошкольников.

Благодаря оборудованию «Центра двигательной активности» непоседы могут направить свою энергию в спортивное русло. Какими спортивными принадлежностями оборудованы подобные уголки, зависит от ДОУ. В то время как малышам позволяют осваивать только простейшее оборудование (мяч, качели и пр.), дети подготовительной группы вольны выбирать спортивный снаряд по своему усмотрению, испытывать свои умения и возможности.

Старшие дошкольники успешно воспринимают словесную инструкцию и действуют в соответствии с ней. Воспитатели развивают эти умения, ставя перед детьми задачи, состоящие из нескольких этапов. Ребенок подготовительной группы справляется с подобными поручениями, самостоятельно контролируя свои действия до полного выполнения поручения.

Как педагоги поддерживают стремление к самостоятельности у детей

Атмосфера и обстановка в дошкольном учреждении создает условия для расширения возможностей детей, что позволяет расшириться границам самостоятельности. Поддерживая и развивая самостоятельность у воспитанников, педагоги:

  1. Отмечают и приветствуют даже минимальные успехи. Похвала стимулирует дошкольников к дальнейшим действиям.
  2. Располагают в доступном месте атрибуты к различным видам деятельности (создают так называемые центры развития).
  3. Предоставляют самостоятельность во всем, что не опасно для жизни малышей.
  4. Стимулируют любознательность детей, поощряя находить ответы самостоятельно.
  5. Инициатива, желание действовать самостоятельно приветствуются.
  6. Помогают удерживать цель, ориентируя на конечный результат.
  7. Постепенно формируют у детей привычку находить себе интересное занятие.
  8. Становятся помощниками для реализации детских замыслов.

Весь воспитательный процесс в ДОУ построен на развитие самостоятельности у воспитанников. Педагоги предоставляют детям разумную и обоснованную дозволенность, что способствует формированию навыков самообслуживания, развитию самооценки и нравственно-волевых качеств.

Ссылка на основную публикацию