Самостоятельная деятельность дошкольников – путь к взрослению

Большинство родителей желает, чтобы их ребенок вырос ответственным и самостоятельным человеком. Только не все осознают, что основы этих качеств закладываются еще с дошкольных лет. Самостоятельная деятельность детей дошкольного возраста такая же важная составляющая, как и творческое развитие, игра, обучение чтению. 

Как формируется и проявляется самостоятельность в деятельности

Самостоятельная деятельность детей – это своеобразная автономия. Подразумевается, что дошкольник выполняет определенные действия или решает практические задачи без участия взрослого.

Самостоятельная деятельность

С теоретической точки зрения, самостоятельная деятельность требует постановки цели, выбора средств ее достижения, непосредственного выполнения, а также хотя бы минимального контроля.

Все выглядит как сложный алгоритм. Но на практике он превращается в доступную ребенку последовательность.

К примеру, рассматривая кубики или крупные детали конструктора, малыш начинает строить башенку, подобную той, что сооружал вчера вместе с папой. Все компоненты деятельностного процесса здесь присутствуют, а главное, дошколенок сам задумывает и реализует идею.

Проявление самостоятельности не происходит вдруг и мгновенно. Примерно в 3 года ребенок переживает первый возрастной кризис и начинает отстаивать свою независимость на бытовом уровне. Сначала он выполняет действия с помощью взрослого, но быстро наступает следующий шаг, когда малыш хочет от этой помощи освободиться. То и дело звучит настойчивое «Я сам!».

Взрослый передает ребенку образец, как выполнять действие. Подражание – это первичная активность ребенка. Самостоятельные действия дошкольник предпринимает по собственной инициативе, и для них еще нужно созреть.

Можно выделить этапы становления самостоятельных действий, которые прослеживаются в любом виде деятельности, за которую берется малыш:

  1. Совместно-разделенные попытки. Начинают занятие (рисование, рассказывание, любое практическое действо) вместе. Затем ребенку активно помогает взрослый, а то и выполняет основную часть.
  2. Выполняет дошкольник, но с подсказками и на основе показа нужных действий наставником.
  3. Взрослый предлагает, то есть, ставит задачу, и ребенок справляется с ней. Данный этап можно назвать исполнительским.
  4. Дошкольник сам проявляет инициативу и выполняет действия, чтобы достигнуть той цели, которую он ставит перед собой.

В детстве с каждым днем расширяются границы, в пределах которых дети пробуют свои силы. Дошкольник начинает проявлять самостоятельность в любой доступной ему деятельности: познавательной, игровой, творческой, продуктивной.

Самостоятельность дошкольника в игре

Игра является самой естественной занятостью в дошкольном возрасте и ведущей деятельностью в развитии ребенка.

Игра дошкольников

В игровых условиях дети открывают себя и социальные отношения. Сюжетно ролевая игра – идеальная среда для развития самостоятельности. Взрослый присутствует в игровой деятельности ребенка, но опосредованно, через роль. То есть, дети видят поведение и отношения окружающих взрослых, принимают их за образец, а затем моделируют в своих играх.

В игре младших дошкольников прослеживается, в основном, подражательство. Они стараются копировать жесты, тональность высказываний. Ругают «провинившихся» кукол, как мама. Проявляют озабоченность, исполняя роль врача и пр. Однако, выбор сюжета, подбор предметов-заместителей (что будет градусником, а что тарелкой с кашей) происходит самостоятельно.

Благодаря действенному воплощению роли детишки приобретают в игре трудовые навыки. Если по сюжету нужно убраться в комнате, то малыш берется складывать разбросанные вещи или подметать.

С развитием игровой деятельности дети проявляют все больше самостоятельности. Они усложняют сюжеты, распределяют роли, договариваются о правилах, и сами же контролируют их выполняемость.

Самостоятельная творческая деятельность

Самостоятельность в творческой деятельности складывается постепенно и в простых упражнениях, и когда ребенок приобщается к художественным занятиям. На первых порах необходимо аккуратное вмешательство взрослого, чтобы помочь в конкретных операциях.

Младший дошкольник еще только начинает овладевать средствами, необходимыми для творчества. Уверенно держит карандаш, но чертит, в основном, хаотичные линии. Уже составляет некоторые конструкции, но только простейшие.

Поле для проявления творческой самостоятельности в младшем дошкольном возрасте еще только приобретает разнообразие. Оно представлено:

  • рисованием;
  • составлением мозаичных картинок;
  • конструированием из крупных деталей.

Интерес к самостоятельным творческим действиям в 3-4 года уже есть. Кажется, малыш поглощен катанием машинки, пока мама складывает мозаичную фигуру и безуспешно пытается увлечь этим занятием ребенка. А спустя некоторое время малыш уже сам, пусть и хаотично, но соединяет элементы мозаики или строит мостик по образцу. Одни дети при этом согласятся на незначительную помощь. Другие примут только подсказанное название.

В среднем дошкольном возрасте активизируется интерес к музыкальной сфере. Если раньше дети жали на клавиши детских музыкальных инструментов и радовались извлеченному звуку, то к пяти годам им интересны аккорды. Дошкольники улавливают мелодику, нажимая 2-3 клавиши подряд, и начинают по собственному побуждению экспериментировать с звучанием.

Пятилетние дети открывают для себя словотворчество. Это важная стадия речевого развития – формируется грамматический строй речи. Каких только слов дети не придумывают! Причем делают они это отнюдь не по указке взрослого. Самое время подтолкнуть ребенка к самостоятельному сочинению рассказов. Взрослый может предложить дошкольнику серию картинок и попросить рассказать историю.

Самостоятельное творчество старших дошкольников

Старшие дошкольники не нуждаются в подобном сопровождении своих художественных или конструкторских экспериментов. Они предпочитают услышать отзыв только о результате. Замышляют, подбирают средства, а также выполняют задуманное без сторонней помощи.

В ожидании творческих идей

Конечно, в итоге дети ожидают услышать похвалу. В крайнем случае, поддержку, но никак не критику. Если ребенок старательно творил свой рисунок или аппликацию, то он желает получить положительную оценку, а не замечание, что не все удалось.

Отрицательные оценки угнетают потребность в самостоятельной деятельности данного вида. Не хвалят рисунки – у дошкольника пропадает желание рисовать. Не восхищаются поделкой – угаснет интерес и у ребенка.

Мотивация к самостоятельным действиям у дошкольника не исчезнет, она проявится в других сферах. Однако взрослым важно учитывать, что с творчеством не следует рисковать и стоит поддерживать дошкольника.

Довольно высокий уровень развития речи старших дошкольников открывает для них первичное литературное творчество. Они придумывают свои истории, рифмуют слова. Подобные упражнения характеризуются высокой степенью самостоятельности. Если взрослый предложит 5-6 летнему ребенку сочинить сказку, с большой долей вероятности тот откажется. Другое дело, если этот порыв идет изнутри, и дошкольник сам решил придумать занятную историю.

Цели сочинительства могут быть разные – пофантазировать о желанном, повторить запомнившийся сюжет с центрацией на свою жизнь, рассмешить близких или друзей. В любом случае, подобное творчество отлично развивает речь и воображение, а также формирует творческую инициативность.

Развитие мотивации к самостоятельной деятельности у дошкольников

Очевидно, что самостоятельная деятельность дошкольников развивается под контролем взрослых. Подобное утверждение звучит несколько парадоксально. Но, поскольку выполнение действий опирается на приобретенные навыки, то ребенок иначе, чем с подачи взрослого, вряд ли их приобретет.

Также взрослый подталкивает, пробуждает интерес у ребенка, с тем, чтобы он направил свое внимание на определенные предметы, явления, стороны жизни. Простой вопрос «Где же домик Ежика/Зайчика?» может подтолкнуть малыша к тому, чтобы он строил домики чуть ли не для всех игрушек.

При этом у детей остается большое поле для проявления самостоятельности. Это и выбор средств, и способ действий, и ориентировочный результат.

В настоящее время практически в каждой семье найдется множество средств для самостоятельной деятельности ребенка. Творческие наборы, дидактические игрушки предназначены для того, чтобы заинтересовать дошкольника и привести его к посильному результату. Если взрослые демонстрируют ребенку возможности таких игрушек, это мотивирует их к активному экспериментированию.

Отличные возможности для развития самостоятельности получают дети, посещающие ДОУ. Воспитательный процесс в группе дошкольников организован таким образом, что дети учатся обслуживать себя, приобщаются к труду, проявляют инициативность в играх. Благоприятно, что самостоятельная деятельность детей в детском саду многообразна и ежедневна, что непременно приводит к формированию полезных навыков и обретению уверенности в своих действиях.

Важна поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Взрослому несложно намекнуть, какой чудесный результат может получиться, а на дошкольника эти слова окажут мобилизующее действие. Вот несколько вариантов, как можно поддержать ребенка:

  • Похвалить саму идею.
  • Положительно отозваться о предполагаемом результате.
  • Назвать, кто особенно порадуется проявленной инициативе ребенка.
  • Вспомнить, какой отличный результат дошкольник получил прошлый раз.
  • Отметить личностные качества ребенка.

Любой из этих вариантов сыграет положительную роль в организации самостоятельной деятельности детей, и они возьмутся за дело с удвоенным старанием и оптимизмом. А переживание удовольствия от самого процесса и радости от полученного результата являются лучшей внутренней мотивацией к продолжению самостоятельной деятельности.

Ссылка на основную публикацию