Элементы и мотивы учебной деятельности в дошкольном возрасте

Готовность к учебной деятельности должна формироваться в детстве исподволь, начиная с дошкольного возраста. Иначе за школьной партой ребенок не справится со свалившейся на него нагрузкой. Обучение требует внимательного восприятия и усвоения довольно большого объема знаний. Элементы учебной деятельности закладываются в старшем дошкольном возрасте, так как этому способствует социальная ситуация развития. 

Предпосылки учебной деятельности в дошкольном возрасте

Формирование предпосылок учебной деятельности в дошкольном возрасте начинается в игровом контексте. Являясь ведущей деятельностью, игра закладывает несколько важнейших «кирпичиков» в развитие личности ребенка. Они станут той основой, которая необходима для успешных учебных действий.

Рассмотрим, какие приобретения являются предпосылками учебной деятельности дошкольника.

Становление логического мышления. Дети все еще преимущественно мыслят образами, но у них уже формируется отвлеченное мышление. Это хорошо прослеживается в детских играх.

Учимся

Если младшему дошкольнику для игры обязательно нужны предметы-заместители, то в старшем дошкольном возрасте главной становится речь. Ребята договариваются о правилах, рассуждают, анализируют и приводят свои доводы.

Благодаря активному развитию мыслительных операций, дошкольники пытаются каким-либо образом обобщить и классифицировать окружающие предметы и происходящие явления. Практически во всем они хотят услышать аргументацию. Например, требуют доказательств, почему арбуз является ягодой, а пингвин – птицей.

Возникновение познавательного мотива. Дети начинают интересоваться получением знаний. Раньше малыша привлекала непосредственно игра, заодно он мог узнать что-то новое. Старший дошкольник жаждет приобрести конкретные знания, помогающие ему еще на шаг продвинуться в познании окружающей действительности.

Проявляется интерес к научным фактам, природным явлениям, новым сведениям. Отсюда – желание разобраться в устройстве механизмов, понять причины возникновения радуги или выпадения града среди лета. Рассказы о «волшебстве» в подобных случаях дошкольников не удовлетворят.

Появление интереса к базовым учебным навыкам. Дети проявляют интерес к таким серьезным умениям как чтение и счет. Научившись читать по слогам или считать в пределах десятка и сотни, дошкольник осознает, что это только начало. И понимает, в каком направлении следует продвигаться: уметь читать и так же запросто оперировать числами, как взрослые.

Формирование произвольности познавательных процессов. Старшему дошкольнику уже поддается произвольная регуляция восприятия, внимания, запоминания. Раньше ребенок направлял внимание на нужный объект, подчиняясь словам взрослого: «Посмотри внимательно», «Прислушайся». Дошкольник 6-7 лет сам может ставить перед собой задачу: «Я сейчас посмотрю все модели в этом журнале», «Выучу этот стишок и поздравлю бабушку!».

Развитие коллективной формы деятельности. В преддошкольном периоде появляется особенный тип общения со сверстниками, называемый в возрастной психологии кооперативно-соревновательным. Дошкольники обмениваются мнениями, отстаивают свою позицию, но также согласны уступить в некоторых вопросах. Для них важно продемонстрировать свой результат друг другу и то, какую оценку высказал взрослый.

Что мотивирует дошкольника к обучению

Возникновение предпосылок учебной деятельности еще не говорит о том, что дошкольник готов включиться в систематическое обучение, как того требует школа. Предпосылки создают своего рода поле, а будет ли на этом поле урожай, зависит от многих факторов.

Необходима мотивация, побуждающая ребенка учиться. Мотивация – это желание и готовность действовать. Для дошкольника – это желание получать знания, развивать мыслительную деятельность, постоянно трудиться над формированием навыков.

Можно выделить мотивы, которые действуют на детей извне, и те, которые зарождаются в сознании ребенка (внутренние).

Внешние мотивы

Дошкольник через игру, а затем и приобщаясь к труду, постепенно осваивает функции и нормы взрослого мира. Этот мир многим его привлекает. Дети часто заявляют: «Вот вырасту и…». Далее следует сообщение, какие достижения принесет желанная взрослость.

Занятие дошкольников

Учебную деятельность старшие дошкольники воспринимают как дело, приближающее их к взрослению. В данном случае имеет место внешний мотив учебной деятельности дошкольников.

Некоторых детей привлекает организация занятий. Им нравится, когда у них есть уроки и переменки, для занятий есть специальные тетрадки и пр. Таких дошкольников привлекает новая социальная роль. Пусть их занятия длятся каких-то 15 минут, но они ощущают себя настоящими учениками. Очевидно, что и здесь проявляется внешний мотив.

Внутренние мотивы

Развитие личности ребенка формирует новое отношение к действительности, в результате чего обогащается мотивационная сфера. Зарождаются внутренние мотивы, направленные на учебную деятельность.

Важнейшим является познавательный мотив. Внутренняя потребность дошкольника узнать больше удерживает его интерес и побуждает сосредоточенно решать задачи. Появляется желание не только задавать цепочки уточняющих вопросов, но стремление спорить, доказывать, приводить свои аргументы.

Иногда родители решают, что их 5-летний «почемучка» готов к учебной деятельности. Все же этот вывод ошибочный, так как за вопросами ребенка может стоять другая цель – привлечь внимание к себе, удержать внимание мамы или папы. По сути, это стремление играть, но не с ровесниками, а с взрослыми.

Познавательные мотивы проявляются и в среднем дошкольном возрасте, но они имеют обобщенный характер. Познавательно-учебные мотивы формируются после 6 лет.

Внутренним является и мотив осознания общественной пользы обучения. Не так часто встречаются дети, — но они есть, — которые убедительно заявляют, что обществу нужны умные и много знающие люди. «Хочу изобрести такие поезда, чтобы они за несколько минут доставляли пассажиров из одного города в другой». Такие дошкольники рано обучаются чтению, а их любимые книги – детские энциклопедии.

Особенности учебной деятельности дошкольников

Старшего дошкольника отличает эмоциональная вовлеченность в учебную деятельность. Он проявляет устойчивый интерес, удивление неожиданным открытиям, радость от того, что удалось достигнуть ожидаемого результата.

Для детей действия, направленные на обучение, все еще приближены к игре. Распространена такая форма учебной деятельности детей как дидактическая игра. Главная цель дидактических упражнений обучающая, но они преподносятся под видом детской игры с четко обозначенными правилами. Ставится определенная задача, которую участники решают, следуя правилам.

Элементы учебной деятельности

Элементы учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте формируются благодаря развитию произвольной регуляции психических процессов.

учебная деятельность

К ним следует отнести:

  • постановку цели
  • формулирование гипотез
  • элементы планирования
  • попытки контролировать ход выполнения
  • готовность исправить ошибку

Проиллюстрируем, как проявляются перечисленные элементы в деятельности дошкольника.

Дошкольник ставит перед собой задачу запомнить что-либо: стихи, последовательность сборки конструкции, параметры жирафа (чтобы потом рассказать другим) и много другой информации, важной с его точки зрения.

В окружающем мире столько всего интересного, что как не поддаться желанию сформулировать и проверить гипотезу. Дети интересуются, почему маленький металлический шарик тонет в воде, а большая деревянная доска нет. Проверяют, прорастет ли абрикосовая косточка. Вопрос «что будет, если…» может звучать несколько раз в день от любознательного дошкольника.

Нередко дети сообщают, что они делают сейчас, и чем хотят заняться потом. В ролевых играх обсуждают сюжет, распределяют роли. Это уже элементарное планирование. Оно характерно для старшего дошкольного возраста. Младшие дети, наоборот, рассказывают о своих действиях в момент выполнения или после того, как их выполнят.

Достижением является переход к внутреннему планированию, которое делает детские замыслы устойчивыми и побуждает к достижению результата.

Элементы планирования помогают ребенку увидеть шаги, в какой последовательности нужно продвигаться, чтобы получить то, что он вообразил. В свою очередь эти шаги могут быть точками контроля: «А это я сделал?». По сути, это самопроверка действий. Потребность в контроле у дошкольника появляется, если он сомневается в правильности выполнения работы.

Дети в принципе не желают слышать о своих ошибках и тем более признавать их. Но в старшем дошкольном возрасте мотивы действий сдвигаются на цель – ребенок действует, чтобы получить результат. Если результат, несмотря на приложение усилий, еще не достигнут, то дошкольник берется за исправление обнаруженной ошибки.

Функции и задачи учебной деятельности дошкольников

Возможно, кто-то считает лишним говорить об обучении применительно к дошкольному возрасту, если развитие игры создает естественные условия для перехода к учебной деятельности.

Учебная деятельность

Все же игра отличается значительно меньшей регламентированностью, нежели учебное занятие. Постепенно ребенка следует готовить к сознательному подчинению своих действий строгим правилам.

Учебная деятельность дошкольникам необходима. Она выполняет несколько функций:

  • Приучает управлять своим поведением и придерживаться требований
  • Направляет на использование заданного способа действий
  • Вырабатывает навык работы по инструкции взрослого
  • Тренирует самостоятельное выполнение заданий по образцу
  • Формирует осознание, что учебные действия могут направляться не только на определенный результат, а и на тренировку умений

Данный вид деятельности развивается позднее, чем такие виды как игровая, художественная, трудовая. Учебная деятельность в дошкольном возрасте реализует желание  ребенка занять новое более значимое место в системе общественных отношений и формирует положительное отношение к школе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector