Эффективные формы обучения дошкольников в ДОУ

Учебная деятельность в дошкольном учреждении не является приоритетной. Акцент сфокусирован на развитии воспитанников. Это объясняется особенностями возраста – развитие дошкольников, познание ими окружающего мира осуществляется через игру. Поэтому все применяемые формы обучения дошкольников облачены в формат игровой деятельности.

Особенности в организации обучения дошкольников

Игра – то, что доставляет детям радость и удовольствие. С ее помощью объединяются мотив эмоциональной привлекательности и мотив познания нового. Игровые моменты и упражнения используют на занятиях, в индивидуальной работе, в свободной деятельности.

Групповая форма обучения

Трудности в обучении детей дошкольного возраста заключаются в их неусидчивости, утомляемости, отсутствии мотивации к непосредственно учебным действиям. Но ребенка дошкольного возраста легко заинтересовать, используя игровые моменты. Малыш будет с интересом приобретать новые знания, тренировать умения и навыки, если отправится в путешествие на остров, в лес, в гости к бабушке, доброй фее или совершит полет на воздушном шаре.

В ДОУ широко используются игровые технологии, уже подтвердившие свою эффективность, и в которых учебные действия естественным образом включены в игровой контекст. Дети многое узнают о природе, отправляясь на прогулку по Экологической тропе; решение логических задач успешно проходит при условии, когда каждое решение является ключом к двери таинственного замка; квест «Знакомство с инопланетянами» позволит детям узнать интересное о космосе и т.д.

Какие формы обучения детей применяют в доу

Современные формы обучения в дошкольных учреждениях наполнены элементами игры, однако их можно классифицировать в соответствии со стандартами учебной деятельности. В детских садах проводят:

  1. Фронтальные занятия. Одновременно обучается вся группа детей, при этом по ходу занятия каждый выполняет задание самостоятельно.
  2. Индивидуальная работа. Используется, если ребенок по ряду причин слабо усвоил определенный материал на занятии.
  3. Занятия по подгруппам. При большой наполняемости групп это эффективный способ обучения. Педагогу легче обеспечивать индивидуальный подход к воспитанникам.
  4. Самостоятельная работа. Когда происходит самообучение дошкольника в развивающей среде.

Фронтальные занятия и выполнение заданий небольшой группой – по сути, это коллективная форма работы. То, что дети привыкают обучаться в коллективе, является важнейшим приобретением для предстоящего периода школьной жизни. Таким образом, подготовка к школе в детском саду подразумевает не только освоение ребенком определенного багажа знаний и умений, но и адаптацию к разным формам обучения.

Групповое обучение

Рассмотрим, как могут быть организованы занятия, нацеленные на коллективное обучение дошкольников. Особое место в воспитательно-образовательном процессе в детском саду занимают:

  • Проектная деятельность, когда педагогический процесс организуется в рамках конкретной темы и активного использования окружающей среды.
  • Экспериментирование в «Детской лаборатории», позволяющее детям постигать признаки предметов и явлений.
  • Наблюдение за объектом на прогулке, огороде на окне, цветочной клумбе. Широко используется для этой цели экологическая тропа.
  • Игры, развивающие познавательные процессы.
  • Рассказ педагога на запланированную или интересующую детей тему с последующим обсуждением и ответами на вопросы.
  • Сюжетно-ролевые игры, в которых дети знакомятся с основами профессий.
  • Беседы, в ходе которых дошкольники делятся своими мыслями, идеями, знаниями.
  • Познавательно-исследовательская деятельность, благодаря которой дети учатся постановке вопросов, формулированию гипотез, рассуждениям и пр.
  • Конструирование, погружающее детей в практическое изучение форм и размеров и развивающее пространственное мышление. Тема может быть по замыслу ребенка или предложена педагогом.
  • Проблемные ситуации. Дошкольники ищут решение предложенной проблемы. Например, Петя оказался в незнакомом городе. Ему нужно найти зоопарк. Он не знает дороги. Как ему найти зоопарк?

Групповая форма обучения воспитанников в ДОУ – это опыт получения знаний в коллективе сверстников, возможность развить навыки сотрудничества у детей. Дошкольники учатся слушать и слышать педагога, взаимодействовать друг с другом, оценивать результаты деятельности. Эти умения необходимы детям для обучения в школе.

Индивидуальная форма обучения

Индивидуальная форма обучения в ДОУ имеет свои плюсы и минусы. Достоинства индивидуальных занятий:

  • педагог работает с ребенком по индивидуальной траектории развития;
  • дошкольник лучше усваивает сложный материал;
  • воспитанник сразу получает ответ на возникший вопрос;
  • ребенок учится ставить конкретную цель и стремиться к ее достижению.

Недостатки могут проявиться как непосредственно в обучении, так и в личностном развитии ребенка:

  • не формируются навыки работы в коллективе сверстников;
  • отсутствует возможность сравнить свои достижения с успехами других детей в определенный отрезок времени;
  • вытесняется мотив обучаться вместе со всеми («мне не нужно слушать, что рассказывает всем воспитатель, так как мне потом объяснят отдельно»);
  • возможен эмоциональный дискомфорт (например, страх включиться в групповую работу).
  • уверование в свою исключительность, эгоцентричность.

Индивидуальная работа с воспитанниками проводится вне занятий: в утренние часы приема детей, на прогулке, после сна, в вечернее время. Такая форма должна использоваться в ДОУ при объективной необходимости – если учебный материал вызывает трудности, необходима работа по звукопроизношению, заучиванию стихотворения к утреннику или развлечению и т.д.

Дидактические игры как особо продуктивный подход в обучении дошкольников

Дидактические игры представляют собой рациональное сочетание игровых и дидактических задач. Это игры с правилами. Их выполнение обеспечивает реализацию игрового содержания и формирование элементов учебной деятельности. Для дидактических игр обязательно наличие игровой задачи. Например, при игре в «Лото» игровая задача заключается в том, чтобы первым закрыть все клеточки большой карточки.

Коллективное решение задачи

Разнообразны и действия. Это может быть подбор предметов или картинок, нанизывание, складывание, имитация движений.  Игровая задача определяет характер действий. Наличие правил помогает осуществить эти действия и решить задачу. Таким образом, дошкольник учится в игре непреднамеренно.

Дидактические игры делятся на предметные игры, словесные и настольно-печатные (подразумевающие использование стандартизированных наборов или специально подобранного стимульного материала).

Игры с использованием предметов

Дидактическая игра с предметами – это выполнение определенных действий в соответствии с поставленной задачей. Основные игровые действия: вкладывание, нанизывание, катание, собирание целого из частей. Эти игры развивают у дошкольников восприятие цвета, величины, формы.

  1. «Вкладыши». Ребенку предлагается найти каждому предмету свой домик (ячейку).
  2. «Мозаика». Необходимо из деталей собрать предмет в соответствии с образцом.
  3. «Разложи шарики по коробочкам». Задание: разложить цветные шарики по своим коробочкам в соответствии с цветом. Синие необходимо положить в синюю коробочку, красные в красную… Предлагается от 3 до 5 разных цветов.
  4. «Выложи предмет из счетных палочек». Ребенку предлагается картинка – схема и счетные палочки. Задание: выложить предмет в соответствии с предложенной схемой. Например, дом.
  5. «Выложи предмет из геометрических фигур». Необходимо выложить предмет из геометрических фигур по схеме. Например, автомобиль.
  6. «Бусы». Ребенок должен нанизать цветные бусинки на ниточку в определенном цветовом ритме. Последовательность должен задать взрослый, а ребенок продолжает в соответствии с образцом: 2 красные бусинки, одна желтая, три зеленые и вновь две красные…

Словесные разминки

Словесные игры развивают внимание, мышление, связную речь. Какие варианты игр применимы для этого:

  1. «Кто больше заметит небылиц?». Педагог читает текст, в котором есть нелогичные ситуации. Дети должны их заметить, запомнить и озвучить.
  2. «Кто как передвигается?». Взрослый называет животное, насекомое, а дошкольник определяет, как оно передвигается. «Птица – летает, змея – ползает, лошадь – скачет…».
  3. «Наоборот». Игрокам нужно назвать антонимы к предложенным словам. Например, «чай – горячий, а мороженое — … (холодное); дорога – широкая, а тропинка…(узкая)».Сначала в игру играют с опорой на картинки.
  4. «Летает – не летает». Ведущий называет предметы, а дети должны хлопнуть в ладоши только в тот момент, если этот предмет летает.
  5. «Что сажают в огороде?». Воспитатель перечисляет разные предметы. Если это овощ, дети говорят «Да».
  6. «Чем похожи?». Называются два предмета, дошкольникам необходимо определить общие признаки. Например, «трава – лягушка» (зеленого цвета). Упражнение развивает у детей умение находить общие признаки предметов.

Игры с применением стимульного материала

Настольно-печатные игры систематизируют знания, уточняют представление об окружающем, развивают мыслительные процессы и операции.

  1. «Времена года». Необходимо разложить картинки отображающие приметы по временам года. Например, картинки: лужи, дождик, улетают птицы, желтые листья, грибы – это осень.
  2. «Профессии». Игроку необходимо подобрать карточки с предметами, относящимися к определенной профессии. К примеру, на основной карточке нарисован учитель. Маленькие карточки для подбора: парта, указка, глобус, доска, мел…
  3. «Проведи зайку к другу» (лабиринт). Ребенок находит правильную дорогу в лабиринте. Это игра на развитие пространственной ориентации.
  4. «Разложи карточки». Необходимо разложить карточки в соответствии с их классификацией. Например, чашка, тарелка, ваза, блюдце – это посуда.
  5. «Картинки – половинки» (для малышей). Нужно найти вторую половинку картинки.
  6. «Закончи ряд». На столе узор из геометрических фигур в определенной последовательности. Дошкольник должен определить закономерность и продолжить узор.

На конкретных примерах мы рассмотрели, как применяют различные формы организации обучения в детском саду. Обучение воспитанников происходит с использованием фронтальных занятий, коллективных экскурсий, заданий для подгруппы, индивидуальных занятий. К какой бы из форм обучения ни обратились педагоги, они обязательно руководствуются принципом опоры на ведущий вид деятельности дошкольников и создают игровые условия. При таком подходе каждый ребенок в определенной мере сможет продвинуться на пути своего познавательного развития.

Ссылка на основную публикацию