Содержание
Учебная деятельность в дошкольном учреждении не является приоритетной. Акцент сфокусирован на развитии воспитанников. Это объясняется особенностями возраста – развитие дошкольников, познание ими окружающего мира осуществляется через игру. Поэтому все применяемые формы обучения дошкольников облачены в формат игровой деятельности.
Особенности в организации обучения дошкольников
Игра – то, что доставляет детям радость и удовольствие. С ее помощью объединяются мотив эмоциональной привлекательности и мотив познания нового. Игровые моменты и упражнения используют на занятиях, в индивидуальной работе, в свободной деятельности.
Трудности в обучении детей дошкольного возраста заключаются в их неусидчивости, утомляемости, отсутствии мотивации к непосредственно учебным действиям. Но ребенка дошкольного возраста легко заинтересовать, используя игровые моменты. Малыш будет с интересом приобретать новые знания, тренировать умения и навыки, если отправится в путешествие на остров, в лес, в гости к бабушке, доброй фее или совершит полет на воздушном шаре.
В ДОУ широко используются игровые технологии, уже подтвердившие свою эффективность, и в которых учебные действия естественным образом включены в игровой контекст. Дети многое узнают о природе, отправляясь на прогулку по Экологической тропе; решение логических задач успешно проходит при условии, когда каждое решение является ключом к двери таинственного замка; квест «Знакомство с инопланетянами» позволит детям узнать интересное о космосе и т.д.
Какие формы обучения детей применяют в доу
Современные формы обучения в дошкольных учреждениях наполнены элементами игры, однако их можно классифицировать в соответствии со стандартами учебной деятельности. В детских садах проводят:
- Фронтальные занятия. Одновременно обучается вся группа детей, при этом по ходу занятия каждый выполняет задание самостоятельно.
- Индивидуальная работа. Используется, если ребенок по ряду причин слабо усвоил определенный материал на занятии.
- Занятия по подгруппам. При большой наполняемости групп это эффективный способ обучения. Педагогу легче обеспечивать индивидуальный подход к воспитанникам.
- Самостоятельная работа. Когда происходит самообучение дошкольника в развивающей среде.
Фронтальные занятия и выполнение заданий небольшой группой – по сути, это коллективная форма работы. То, что дети привыкают обучаться в коллективе, является важнейшим приобретением для предстоящего периода школьной жизни. Таким образом, подготовка к школе в детском саду подразумевает не только освоение ребенком определенного багажа знаний и умений, но и адаптацию к разным формам обучения.
Групповое обучение
Рассмотрим, как могут быть организованы занятия, нацеленные на коллективное обучение дошкольников. Особое место в воспитательно-образовательном процессе в детском саду занимают:
- Проектная деятельность, когда педагогический процесс организуется в рамках конкретной темы и активного использования окружающей среды.
- Экспериментирование в «Детской лаборатории», позволяющее детям постигать признаки предметов и явлений.
- Наблюдение за объектом на прогулке, огороде на окне, цветочной клумбе. Широко используется для этой цели экологическая тропа.
- Игры, развивающие познавательные процессы.
- Рассказ педагога на запланированную или интересующую детей тему с последующим обсуждением и ответами на вопросы.
- Сюжетно-ролевые игры, в которых дети знакомятся с основами профессий.
- Беседы, в ходе которых дошкольники делятся своими мыслями, идеями, знаниями.
- Познавательно-исследовательская деятельность, благодаря которой дети учатся постановке вопросов, формулированию гипотез, рассуждениям и пр.
- Конструирование, погружающее детей в практическое изучение форм и размеров и развивающее пространственное мышление. Тема может быть по замыслу ребенка или предложена педагогом.
- Проблемные ситуации. Дошкольники ищут решение предложенной проблемы. Например, Петя оказался в незнакомом городе. Ему нужно найти зоопарк. Он не знает дороги. Как ему найти зоопарк?
Групповая форма обучения воспитанников в ДОУ – это опыт получения знаний в коллективе сверстников, возможность развить навыки сотрудничества у детей. Дошкольники учатся слушать и слышать педагога, взаимодействовать друг с другом, оценивать результаты деятельности. Эти умения необходимы детям для обучения в школе.
Индивидуальная форма обучения
Индивидуальная форма обучения в ДОУ имеет свои плюсы и минусы. Достоинства индивидуальных занятий:
- педагог работает с ребенком по индивидуальной траектории развития;
- дошкольник лучше усваивает сложный материал;
- воспитанник сразу получает ответ на возникший вопрос;
- ребенок учится ставить конкретную цель и стремиться к ее достижению.
Недостатки могут проявиться как непосредственно в обучении, так и в личностном развитии ребенка:
- не формируются навыки работы в коллективе сверстников;
- отсутствует возможность сравнить свои достижения с успехами других детей в определенный отрезок времени;
- вытесняется мотив обучаться вместе со всеми («мне не нужно слушать, что рассказывает всем воспитатель, так как мне потом объяснят отдельно»);
- возможен эмоциональный дискомфорт (например, страх включиться в групповую работу).
- уверование в свою исключительность, эгоцентричность.
Индивидуальная работа с воспитанниками проводится вне занятий: в утренние часы приема детей, на прогулке, после сна, в вечернее время. Такая форма должна использоваться в ДОУ при объективной необходимости – если учебный материал вызывает трудности, необходима работа по звукопроизношению, заучиванию стихотворения к утреннику или развлечению и т.д.
Дидактические игры как особо продуктивный подход в обучении дошкольников
Дидактические игры представляют собой рациональное сочетание игровых и дидактических задач. Это игры с правилами. Их выполнение обеспечивает реализацию игрового содержания и формирование элементов учебной деятельности. Для дидактических игр обязательно наличие игровой задачи. Например, при игре в «Лото» игровая задача заключается в том, чтобы первым закрыть все клеточки большой карточки.

Разнообразны и действия. Это может быть подбор предметов или картинок, нанизывание, складывание, имитация движений. Игровая задача определяет характер действий. Наличие правил помогает осуществить эти действия и решить задачу. Таким образом, дошкольник учится в игре непреднамеренно.
Дидактические игры делятся на предметные игры, словесные и настольно-печатные (подразумевающие использование стандартизированных наборов или специально подобранного стимульного материала).
Игры с использованием предметов
Дидактическая игра с предметами – это выполнение определенных действий в соответствии с поставленной задачей. Основные игровые действия: вкладывание, нанизывание, катание, собирание целого из частей. Эти игры развивают у дошкольников восприятие цвета, величины, формы.
- «Вкладыши». Ребенку предлагается найти каждому предмету свой домик (ячейку).
- «Мозаика». Необходимо из деталей собрать предмет в соответствии с образцом.
- «Разложи шарики по коробочкам». Задание: разложить цветные шарики по своим коробочкам в соответствии с цветом. Синие необходимо положить в синюю коробочку, красные в красную… Предлагается от 3 до 5 разных цветов.
- «Выложи предмет из счетных палочек». Ребенку предлагается картинка – схема и счетные палочки. Задание: выложить предмет в соответствии с предложенной схемой. Например, дом.
- «Выложи предмет из геометрических фигур». Необходимо выложить предмет из геометрических фигур по схеме. Например, автомобиль.
- «Бусы». Ребенок должен нанизать цветные бусинки на ниточку в определенном цветовом ритме. Последовательность должен задать взрослый, а ребенок продолжает в соответствии с образцом: 2 красные бусинки, одна желтая, три зеленые и вновь две красные…
Словесные разминки
Словесные игры развивают внимание, мышление, связную речь. Какие варианты игр применимы для этого:
- «Кто больше заметит небылиц?». Педагог читает текст, в котором есть нелогичные ситуации. Дети должны их заметить, запомнить и озвучить.
- «Кто как передвигается?». Взрослый называет животное, насекомое, а дошкольник определяет, как оно передвигается. «Птица – летает, змея – ползает, лошадь – скачет…».
- «Наоборот». Игрокам нужно назвать антонимы к предложенным словам. Например, «чай – горячий, а мороженое — … (холодное); дорога – широкая, а тропинка…(узкая)».Сначала в игру играют с опорой на картинки.
- «Летает – не летает». Ведущий называет предметы, а дети должны хлопнуть в ладоши только в тот момент, если этот предмет летает.
- «Что сажают в огороде?». Воспитатель перечисляет разные предметы. Если это овощ, дети говорят «Да».
- «Чем похожи?». Называются два предмета, дошкольникам необходимо определить общие признаки. Например, «трава – лягушка» (зеленого цвета). Упражнение развивает у детей умение находить общие признаки предметов.
Игры с применением стимульного материала
Настольно-печатные игры систематизируют знания, уточняют представление об окружающем, развивают мыслительные процессы и операции.
- «Времена года». Необходимо разложить картинки отображающие приметы по временам года. Например, картинки: лужи, дождик, улетают птицы, желтые листья, грибы – это осень.
- «Профессии». Игроку необходимо подобрать карточки с предметами, относящимися к определенной профессии. К примеру, на основной карточке нарисован учитель. Маленькие карточки для подбора: парта, указка, глобус, доска, мел…
- «Проведи зайку к другу» (лабиринт). Ребенок находит правильную дорогу в лабиринте. Это игра на развитие пространственной ориентации.
- «Разложи карточки». Необходимо разложить карточки в соответствии с их классификацией. Например, чашка, тарелка, ваза, блюдце – это посуда.
- «Картинки – половинки» (для малышей). Нужно найти вторую половинку картинки.
- «Закончи ряд». На столе узор из геометрических фигур в определенной последовательности. Дошкольник должен определить закономерность и продолжить узор.
На конкретных примерах мы рассмотрели, как применяют различные формы организации обучения в детском саду. Обучение воспитанников происходит с использованием фронтальных занятий, коллективных экскурсий, заданий для подгруппы, индивидуальных занятий. К какой бы из форм обучения ни обратились педагоги, они обязательно руководствуются принципом опоры на ведущий вид деятельности дошкольников и создают игровые условия. При таком подходе каждый ребенок в определенной мере сможет продвинуться на пути своего познавательного развития.