Как и зачем развивать навыки сотрудничества у детей дошкольного возраста

Одна из особенностей современного мира – значительное сокращение непосредственного взаимодействия и перенесение общения в виртуальное пространство. Дети, вслед за взрослыми, все чаще предпочитают свой гаджет игре со сверстниками. Это мешает дошкольникам учиться общению в реальных условиях, препятствует формированию умений договариваться и действовать сообща, что чревато проблемами адаптации в школе. Поэтому так важно развивать навыки сотрудничества у детей, начиная с дошкольного возраста.

Проявление потребности в сотрудничестве у дошкольников

Естественный путь развития личности ребенка опирается на потребности во взаимодействии с окружающими. По своей природе человек – индивидуум, развивающийся в социуме. И потребность контактировать, общаться, действовать вместе с другими проявляется с раннего детства.

Сотрудничество дошкольников

Дети до 3-х лет стремятся к предметному действию со взрослыми. В этот возрастной период у них доминирует эмоционально-практическая форма общения. Элемент содействия взрослого является главным. Например, мама помогает малышу одеться, папа задорно играется с ним после работы, бабушка рассказывает сказки и учит потешкам. И это полностью покрывает коммуникативные запросы ребенка.

Потребность взаимодействовать со сверстниками в 3-летнем возрасте еще отсутствует. Общение малышей ограничивается сиюминутным интересом, эмоциональной реакцией и игрой рядом.

В 4–5 лет основными становятся ситуативно-деловые отношения. Дошкольники переходят от соучастия к сотрудничеству. Ведущей становится сюжетно-ролевая игра. Она требует определиться с сюжетом, его развитием, распределить роли. Например, две девочки решили поиграть в «Семью». Есть «дом», «куклы – дочки», но нет остальных персонажей. Они приглашают сверстников поиграть с ними, предлагая им определенные роли («папа», «бабушка», «сынок», «сестра»). По ходу игры по предложению играющих сюжет может усложняться. Например, «сестра» работает в магазине, а «папа» отличный водитель. Могут появиться и новые персонажи: «мама» и «папа» решили отвезти «дочку» к «бабушке» и пр. Все это мотивирует детей к общению и сотрудничеству друг с другом.

В 5–7 лет возникает внеситуативно-личностная форма общения. Дошкольники начинают активно общаться друг с другом, проявлять симпатию, многие оказываются в окружении сверстников в детском саду. У них возникает потребность вести диалог на личные темы, делиться впечатлениями и «важными» секретами. Расширяются условия и делового общения – детям нужно договариваться, проявлять инициативу, учитывать интересы окружающих (или хотя бы понимать, что у других есть свои пожелания).

Таким образом, к концу дошкольного возраста ребенок имеет возможности и уже должен многому научиться для того, чтобы складывалось сотрудничество со сверстниками и взрослыми:

  • устанавливать с окружающими эмоционально-положительные контакты;
  • вести диалог, поддерживая беседу;
  • высказывать свое мнение и слушать других;
  • согласовывать свои действия в процессе совместной деятельности.

Перечисленные навыки обязательны для формирования у ребенка полноценной психологической готовности к обучению к школе.

Сотрудничество дошкольника со взрослым

В первой половине дошкольного возраста (от 3 до 5 лет) ребенок начинает общаться со взрослым в познавательном направлении. Малыш познает окружающий мир и задает множество вопросов. Чаще всего, эти вопросы связаны с увиденным или услышанным. Не всегда еще «почемучка» готов выслушать ответ, однако он уже четко знает, где тот источник информации, который ему объяснит.

Ребенок наблюдает за деятельностью взрослого. Ему интересно. Он хочет не только посмотреть, но и приобщиться к конкретному делу. Задача взрослого – поддержать эту любознательность, предложив действия, доступные его возрасту.

Если взрослые игнорируют желание ребенка к взаимодействию, этим они значительно понижают его социальную активность. Он будет расти замкнутым, неуверенным, эмоционально лабильным. Возможно выплескивание агрессии на сверстников.

В конце дошкольного детства (5-7 лет) ребенку особенно важно знать, «как нужно». И эту информацию он тоже получает от взрослого. Дошкольник усваивает нравственные нормы и правила, учится оценивать свои поступки и поступки окружающих. Для детей очень ценна любая совместная деятельность со взрослым, будь то чтение, рисование, создание поделки, игра, просмотр мультфильма или сказки.

Взрослые оценивают с практической точки зрения возможности, что может и должен делать ребенок по дому в своем возрасте. Они могут предложить малышу присоединиться к уборке в доме, поучаствовать в сервировке стола, подготовке подарков к празднику. Все эти формы сотрудничества поднимают авторитет взрослого, способствуют развитию умения слушать и слышать информацию, развивают познавательную сферу и социальные ориентиры дошкольника.

Формирование умения сотрудничать со сверстниками

Приходит время, когда ребенок активно стремится взаимодействовать с другими детьми. Сначала главной целью является соучастие. Малыши 3–4 лет любят вместе пошалить, производят различные манипуляции с игрушками. Совместных действий они не совершают.

По мере развития речи, общение со сверстниками становится все более привлекательным. Взрослому необходимо в этот период развивать коммуникативные способности детей, создавая условия для сотрудничества.

В первую очередь – это игра. Играя, малыш учится согласовывать свои действия с партнером. Чтобы присоединится к игре в детском сообществе, достаточно сказать: «Можно я буду с вами играть». Далее идет диалог, связанный с определением ролевой позиции, или краткая инструкция игровых правил. Взаимодействие налажено.

Если ребенок посещает ДОУ, возможностей для коммуникаций со сверстниками у него гораздо больше, чем у «домашнего» малыша. К тому же, педагоги целенаправленно используют приемы и методы для формирования умения сотрудничать. Это может быть дежурство, коллективная работа, трудовые поручения в группе, на участке, огороде, театрализация.

Развитие навыков сотрудничества у детей

Например, детям предлагают сделать совместную аппликацию «Вечерний город». Дети должны договориться, какую деталь буде вырезать и приклеивать каждый из них. Взрослый при необходимости корректирует процесс. Чем лучше у детей развиты навыки сотрудничества, тем лучше получится работа.

Таким образом, дошкольники постепенно учатся устанавливать эмоциональный контакт, достигать согласия в общем деле, прислушиваться к мнению сверстников и предвидеть конечный результат.

Как развивать навыки сотрудничества в старшем дошкольном возрасте

Для старшего дошкольного возраста характерна широта общения. Ребята вступают в диалог, чтобы наладить отношения, узнать новое, поделиться своими впечатлениями, знаниями и опытом. В этом возрасте дети способны самостоятельно инициировать контакты и поддерживать дружеские отношения.

Важную роль играют сформированные нравственные качества. Именно добрый, отзывчивый, эмпатийный ребенок вызовет у сверстников желание общаться и взаимодействовать. Задача взрослых – организовать совместную деятельность, учитывая индивидуальные особенности дошкольников и при необходимости корректировать ее. Можно, к примеру, активному ребенку предложить привлечь в игру робкого и застенчивого: «Пригласи Машу поиграть с вами в «Магазин». Ей очень хочется».

Спектр совместной деятельности у старших дошкольников многогранен. Это и продуктивная деятельность, и игры, и занятия, и наблюдения, и соревнования.

Навыки сотрудничества у дошкольников развивают также через специальные игровые упражнения. Можно заинтересовать детей игрой «Мне очень нравится, когда (как) ты…». Цель: закрепление навыков взаимодействия, десенсибилизация страхов. Дети сидят на ковре по кругу. Ведущий передает мяч ребенку и говорит: «Мне очень нравится, когда ты улыбаешься». Дошкольник, получивший мяч, отдает его следующему и говорит свои приятные слова.

Уровень развития сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста – один из показателей адаптации к школе.

В практической деятельности

Для развития навыков сотрудничества у дошкольников необходимо мотивировать их взаимодействовать друг с другом. Это могут быть задания группе детей, командные игры, продуктивная деятельность, разные виды игровой деятельности. Очень эффективны эстафеты по типу Веселые старты, когда от каждого участника зависит результат всей команды.

Особенно детей увлекают нестандартные условия для сотрудничества. Например, педагог дает поручение группе детей понаблюдать за особенностями погоды на метеорологической станции. Результаты они должны внести в «Дневник наблюдений» с помощью пиктограмм, а затем поделиться информацией со сверстниками.

Групповые дежурства предполагают сотрудничество для достижения общего результата. Например, дежурство по столовой. Итоговый результат – вовремя сервированные столы для принятия пищи и уборка посуды после нее. Дети понимают, если они будут выполнять все действия слажено, без конфликтов, то справятся с поручением качественно и вовремя. Педагог акцентирует на этом внимание детей всей группы и обязательно хвалит дежурных за полученный результат. Дошкольники горды своим достижением, радуются похвале, а заодно приобретают опыт сотрудничества.

В общении

Общаясь, дошкольники учатся согласовывать и объединять усилия для достижения общего результата. Насколько бы ни был ребенок эгоцентричен и сосредоточен на себе, для того чтобы общение поддерживалось, ему придется:

  • слушать мнение приятелей;
  • согласовывать личные интересы с интересами сверстников;
  • при необходимости подсказать или помочь;
  • придерживаться общепринятых норм поведения;
  • адекватно оценивать других.

Особенно активно это происходит в игровой деятельности. Проиллюстрируем, как это выражается в игре «Морское путешествие». У каждого участника своя роль. Никита принимает роль капитана. Он обыгрывает его функционал, особенности поведения. Но ему необходимо согласовывать свои действия с действиями других персонажей (членов экипажа, путешественников): команды «Поднять паруса!», «Бросить якорь!» или уборку на палубе кто-то должен выполнять.

Командные игры способствуют развитию самосознания и самооценки у дошкольников, помогают ориентироваться в отношениях между людьми.

На развивающих занятиях

Учебная деятельность – особый мотиватор к сотрудничеству. В дошкольных учреждениях на занятиях практикуют коллективные формы обучения – непосредственно образовательная деятельность, кружковая работа.

Детей знакомят с правилами, которых нужно придерживаться на занятии в группе сверстников:

  1. Чтобы правильно выполнить задание, надо внимательно слушать инструкции педагога.
  2. Нельзя выкрикивать, зная правильный ответ. Надо поднять руку и соблюдать очередность.
  3. Перебивать сверстников нельзя. Нужно подождать, когда отвечающий закончит говорить.
  4. Нельзя издавать громкие звуки, когда все выполняют задания самостоятельно.
  5. При выполнении коллективных работ важно договориться о последовательности действий.

Прививая детям культуру взаимодействия на организованных занятиях, педагоги помогают им усвоить общие правила, необходимые для продуктивного сотрудничества с окружающими и в других ситуациях.

Ссылка на основную публикацию