Что определяет физическую готовность детей к обучению в школе

Сегодня ваш малыш еще дошкольник, а завтра идет в первый класс. Ему в скором будущем предстоит терпеливо сидеть за партой, выполнять задания, усваивать программу. Резко возрастает нагрузка на детский организм. И если об интеллектуальной, личностной, волевой готовности будущего первоклассника написано достаточно, то о физической информации немного. В то время как физическая готовность ребенка к школе является той естественной опорой, благодаря которой будет легче включиться в учебную деятельность.

Актуальность физической подготовки ребенка к школе

Переступая порог школы, дети оказываются в совершенно новой среде, где и общение, и деятельность, и нагрузка будут другими, нежели в дошкольном возрасте.

Физическая подготовленность дошкольника

Ребенку понадобится и психологическая готовность к школе, и физическая, чтобы освоиться и справиться с новой ролью.

К сожалению, на сегодняшний день количество абсолютно здоровых детей сокращается. При этом школьные нагрузки, связанные с усвоением большого информационного потока, только увеличиваются. Поэтому необходима серьезная подготовка здоровья ребенка к школе.

Из-за проблем со здоровьем, недостаточности физического развития у многих детей возникают сложности с усвоением школьного материала. Ситуацию усугубляет и то, что развитие внимания у дошкольников зачастую не достигает необходимого уровня произвольности.

Повышенная тревожность, отсутствие умения сосредоточиться и найти допущенные ошибки могут быть связаны с нарушением сердечной деятельности.

Неровный почерк, быстрая утомляемость, забывчивость могут быть спровоцированы бронхиальной астмой.

От врачей, педагогов, психологов родители слышат: «Физическая готовность к школе – один из факторов успешного обучения».

Такой вывод не голословен, он обоснован практическими наблюдениями за первоклассниками. Чтобы принять предупредительные меры, родителям важно знать, что конкретно подразумевается под этим понятием.

Составляющие физической готовности детей к школьному обучению

Проанализируем, какие физические ресурсы понадобятся детскому организму для включения в учебную деятельность в условиях школы:

  • Общая физическая выносливость, связанная с психо-эмоциональной нагрузкой.
  • Умение длительно удерживать статическую позу в положении сидя.
  • Развитая мелкая моторика рук.
  • Возможность без перенапряжения мышц шеи удерживать голову, фиксируя взгляд на доске.
  • Развитая зрительно-двигательная координация.
  • Развитая пространственная координация.
  • Достаточная ловкость, точность движений и физическая сила.

Перечисленные составляющие можно сгруппировать по направленности и выделить основные компоненты физической готовности ребенка к школе:

  1. Двигательная подготовка.
  2. Подготовленность руки к овладению письмом.
  3. Выносливость и навыки саморегуляции.

Таким образом, физическая готовность к школе включает общую сформированность детского организма, актуальное состояние здоровья, физическую и умственную работоспособность, развитые двигательные навыки, моторику.

Двигательные навыки старших дошкольников

К моменту поступления в школу очень важно развить у ребенка такие двигательные навыки, как координация, ловкость, гибкость. Также важны сила и выносливость, поскольку они тесно связаны с работоспособностью, необходимой для успешного обучения.

Телефоны и другие гаджеты принесли нашим детям не только дополнительную информацию, но и малоподвижный образ жизни. Технологический прогресс дал возможность выполнять ряд действий, не поднимаясь с дивана. В то время как дошкольнику важны движения, познавательно исследовательская деятельность, игры в реальности, дети замирают у экранов и проводят значительную часть времени в застывшей позе, с огромной нагрузкой для глаз.

Что должно стать альтернативной малоподвижному образу жизни ребенка? Только пример родителей и их активность.

Существует немало средств физического воспитания, которые позволяют развивать двигательные навыки у дошкольников:

  • ежедневно занимайтесь зарядкой с ребенком;
  • ходите на совместные прогулки в парк;
  • играйте в подвижные игры;
  • систематически занимайтесь с дошкольником спортом;
  • определите ребенка в спортивную секцию в соответствии с его способностями и желанием;
  • практикуйте семейный туризм.

И не забывайте, что нагрузка должна соответствовать возрасту ребенка.

Готовность руки к овладению письмом

Важнейший показатель готовности детей к обучению в школе – это подготовленность руки к письму. Письмо – сложный навык, связанный с координацией движений. Поэтому для детей дошкольного возраста важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.

Чтобы правильно настроить руку на освоение письменной нагрузки, необходимо развивать мелкую моторику, создавать условия для накопления ребенком двигательного опыта.

Для этого можно использовать следующие приемы:

  • игры с палочками, пуговицами, мозаикой, конструктором, мелкими деталями «Лего»;
  • рисование веревочкой;
  • игры со шнуровками;
  • лепка из пластилина;
  • аппликация (складывание бумаги, вырезание, склеивание);
  • конструирование оригами;
  • игры су-джок;
  • упражнения: «Соедини по точкам», «Дорисуй», «Штриховка», «Разукрась картинку» и другие;
  • пальчиковые игры;
  • графические диктанты.

Благодаря перечисленным простым приемам, улучшается подвижность кисти ребенка, исчезает скованность движений, меняется нажим, формируются графомоторные навыки, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.

Работоспособность и навыки саморегуляции

Если у ребенка низкий уровень работоспособности, то он недостаточно активен на уроках, быстро утомляется, снижается качество его работы, появляется неуверенность в себе.  Это влечет за собой ряд проблем при усвоении школьного материала и при взаимодействии со сверстниками.

Подготовка руки к письму

Работоспособность зависит от:

  • состояния здоровья ребенка;
  • возраста;
  • внутрисемейных отношений;
  • имеющихся умений и навыков.

На уровень работоспособности влияет саморегуляция – умение произвольно контролировать свою двигательную и эмоциональную сферы.

Родители помогут ребенку развить саморегуляцию и повысить его выносливость к физическим нагрузкам, если создадут соответствующие условия дома:

  • старайтесь придерживаться системы правил, введенной в семье;
  • во время совместных занятий с ребенком четко проговаривайте этапы и используемые алгоритмы действий;
  • играйте в игры с определенными правилами;
  • развивайте самостоятельность.

Пример игры с правилами: «Запретное число» (для детей 6–7 лет). Количество участников – от 3-х человек.

Цель: развитие произвольного внимания, преодоление двигательного автоматизма.

Ведущим определяется цифра, которую вслух произносить нельзя. Вместо нее нужно хлопать в ладоши. Например, запретный номер – 4. Ребенок говорит: «Один»; следующий участник продолжает счет. Тот, у кого по очереди цифра 4, не произносит ее, а хлопает в ладоши. «Запретное число» в каждой игре меняется.

Как проверить физическую готовность ребенка к школе

Проверку готовности детского организма к школе осуществляет медицинская комиссия: участковый педиатр и группа узких специалистов (хирург, невролог, психотерапевт и т.д.). Можно ли родителям предварительно определить, насколько готов ребенок к школе физически? Конечно, первичную диагностику физической готовности ребенка к школе могут провести папа или мама, ведь никто лучше не знает их ребенка.

Хорошим показателем является, если:

  1. У ребенка снизилась частота заболеваний, или они протекают без осложнений.
  2. Отсутствуют хронические заболевания.
  3. Ребенок активен, хорошо ест, спит.
  4. Владеет своим телом, сохраняет осанку.
  5. У дошкольника хорошо развиты основные двигательные качества (ловкость, гибкость, скоростные и силовые качества).
  6. Он может сохранить статическое равновесие (от 15 секунд) стоя на линии (пятка одной ноги примыкает к носку другой ноги).

Биологический возраст ребенка можно определить с помощью широко известного «Филиппинского теста».

Так как в 5-6 лет у детей происходит «полуростовой скачок роста», то для определения степени прохождения этого этапа нужно попросить дошкольника дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. Если достал, соответствует своему биологическому возрасту. Ребенок 4–5 лет этого сделать не сможет, так как его руки еще слишком коротки. Физиологи утверждают, что о хорошем уровне работоспособности речь идет только после завершения полуростового скачка.

Для определения уровня подготовленности мелкой моторики рук можно использовать следующий тест.

Ребенку предлагают нарисовать по образцу одним движением руки окружность диаметром 3–3,5 см. Слаборазвитая кисть – ребенок не справляется с предложенным заданием. Ошибки заключаются в том, что он фиксирует образец на плоскости; возможно, рисует овал, круг меньшего размера; передвигая руку, рисует в несколько приемов.

Показателем скованности, фиксированности кисти является преимущественное рисование ребенком очень мелких предметов.

Итак, что могут делать родители в период дошкольного детства, чтобы их ребенок стал готов к школе физически?

  • Позаботиться о проверке и укреплении здоровья ребенка (излечить или облегчить хронические заболевания, формировать осанку).
  • Обеспечить режим дня (питание, сон, бодрствование, прогулка).
  • Укреплять физиологическую базу ребенка с помощью посильных спортивных нагрузок.
  • Уделять особое внимание психомоторному развитию.

В современные годы взрослые часто смещают акцент на развитие интеллектуальных способностей дошкольников, порою упуская своевременное физическое развитие. Поэтому важно напомнить родителям, что успешный ученик – это здоровый ученик.

Рекомендуем ознакомиться:

Ссылка на основную публикацию