Пальчиковые игры для детей – эффективный и доступный метод развития

Пальчиковые игры для детей применяют для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму. Их можно превратить в увлекательные занятия, на которых дети тренируют пальчики, сопровождая действия потешными стишками или сказочными историями. В доступной игровой форме можно оказать существенную пользу развитию ребенка.

Детские пальчиковые игры

Пальчиковые игры – это упражнения, предназначенные для тренировки пальцев руки. Разминка и тренировка рук полезна не только в детстве. К примеру, в некоторых профессиях активизация тонких движений пальцев крайне важна. А в дошкольном возрасте, когда организм находится в активной стадии развития, каждому ребенку принесут пользу упражнения, способствующие формированию гибкости и подвижности пальчиков.

Пальчиковые игры

Игры с использованием пальцев давно зарекомендовали себя как метод развития мелкой моторики. Они имеют очевидный плюс по отношению к другим средствам.

Развитию моторики способствуют манипуляции с мелкими деталями – выкладывание мозаичных картинок, конструирование, нанизывание бусинок на нитку или шпажку, вырезание из бумаги и картона, шнуровка и пр.

Но в подобных действиях участвуют преимущественно три пальчика, а безымянный и мизинчик пассивны. Специальные игры для рук хороши тем, что они задействуют все пальцы.

Можно выделить виды пальчиковых игр, подходящих для дошкольного возраста:

  • Движение и касание пальцами, имитирующие естественные движения, позаимствованные из окружающей природы.
  • Выполнение определенных движений по команде в заданном ритме.
  • Игры с использованием подручных предметов (веревочка, карандаш, камушки).

Разнообразие упражнений способствует гармоничному развитию кистей. Именно комплексный подход обеспечивает полноценное сочетание двигательных навыков: сжатие, растяжение, расслабление мышц.

Многие пальчиковые игры сопровождаются стихами или сказочной метафорой, что усиливает интерес детей к подобным занятиям. Ритмичные песенки легко запоминаются и подталкивают ребятишек к воспроизведению игр.

Влияние пальчиковых игр на развитие детей

Игры, в которых руки выступают главными инструментами и персонажами, постепенно превращают пальчики из неуклюжих в послушные. Благодаря чему движения мелкой моторики становятся все более умелыми.

Пальчиковые игры оказывают непосредственное влияние на развитие кистей, и также опосредованно активизируют у детей работу головного мозга, воздействуют на формирование речевых функций.

Основные цели пальчиковых игр для дошкольников:

  • Подготовить руку к письму
  • Предотвратить возможное проявление писчего спазма при усиленной письменной нагрузке при поступлении в школу
  • Стимулировать развитие речи
  • Развивать произвольность движений

Не стоит снисходительно относиться к пальчиковым играм, считая их слишком простыми, чтобы оказывать существенное влияние на развитие ребенка. Это, действительно несложные, но эффективные упражнения. Особенно, если в игре задействуются все пальцы, а движения выполняются энергично.

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников

Ученые-физиологи уже давно доказали влияние моторики руки на развитие речи. Сначала развиваются движения пальчиков ребенка, а вслед за этим появляется артикуляция слогов. В психологической литературе приводят таблицы соответствия уровня тонких движений детских пальчиков и степени развития речи.

Если развитие движений пальцев соответствует возрастной норме, то и речь ребенка уже достигла нормативных показателей. Наблюдается и другая зависимость – при недостаточно гибких и вариативных двигательных навыках рук малыша его речевое развитие запаздывает.

Следовательно, развитию детских пальчиков нужно уделять внимание уже с первого года жизни. Не зря наши мудрые предки придумывали потешки и задействовали детские ручки в таких простеньких играх как «Сорока-ворона».

Активная тренировка пальчиков никогда не бывает преждевременной. Чем раньше начать уделять внимание разработке руки, тем больше пользы принесут такие занятия малышу. Приемы могут быть различными, главное, чтобы в действия вовлекались все пальчики.

Большую подборку пальчиковых игр и упражнений составила психофизиолог Рузина М.С. Практикум этого автора содержит игры, применимы на всех этапах дошкольного возраста. Некоторые упражнения приведем в данной статье.

Пальчиковая гимнастика для 3-4-летних детей

Кошачьи лапки. Очень простенькая игра, доступная самым маленьким. Ребенок выставляет ручки перед собой. Он котенок. На счет раз согнуть пальчики так, чтобы они касались только верхней части ладони. Это котенок выпустил коготки. Такое движение тонизирует все фаланги пальцев. На счет два ребенок выпрямляет растопыренные пальцы, сопровождая действие довольным «Мяу!».

Раскрывается бутон. Расскажите и покажите дошкольнику, как бутон превращается в цветок. Пока цветок спит, он похож на сомкнутые округлые ладони, прижимающиеся друг к другу основанием кисти и кончиками пальцев. Как только солнце взошло, лепестки медленно начинают раскрываться.

Инструкция. Сомкнуть мягко округленные ладони. Начать движение пальчиками так, чтобы кончики пальцев все удалялись друг от друга, пока бутон не раскроется полностью. Затем нужно пошевелить пальчиками, как будто лепестки цветочка танцуют под дуновением ветерка. Но наступает вечер и цветок засыпает, вновь превращаясь в бутон.

Гусеница. В этой игре ладошки ползут, словно гусеница, по поверхности. Сначала нужно потренироваться с каждой рукой по отдельности, а затем можно выполнять действия одновременно обеими руками.

Инструкция. Положить ладонь на поверхность, немного согнуть средний пальчик и упереться кончиком. Опираясь на этот пальчик, подтянуть ладошку к пальцам. Все пальчики переставить вперед и прижать ладонь к поверхности. Движения вновь повторяются, а рука перемещается по столу, что забавляет ребенка.

Игра «Мы делили апельсин». Данная игра сопровождается азартным стишком. Сначала рука сжата в кулак, а затем при выделении каждой дольки отгибается один пальчик, начиная с мизинчика.

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

Эта долька для ежа, эта долька для чижа,

Эта долька для утят, эта долька для котят.

Эта долька для бобра, а для волка – кожура!

Он сердит на нас – беда!

Разбегайтесь кто куда!

Дольки заканчиваются быстро. Чтобы продемонстрировать кожуру для волка, ребенок поворачивает округленную ладонь тыльной стороной кверху и поглаживает руку. Показать сердитого волка удобно так: ладони соприкасаются основанием, пальцы немного согнуты и постукивают по пальцам другой руки, как волчьи зубы. В концовке пальцы «разбегаются» по столу или любой другой поверхности.

Пальчиковые игры для детей 5 лет

Лесенка. Ручную лесенку строить просто, но можно ускорять темп, что тренирует произвольность движений и внимание ребенка.

Инструкция. Раскрытые руки «смотрят» друг на друга.

lesenka

Свести большие пальцы так, чтобы на подушечку пальца правой руки положить ноготь пальца левой.

К этому соединению прикоснуться указательным пальцем правой руки и повторить тоже с указательным пальчиком левой. Так кончики всех пальцев по-очереди занимают свое место в лесенке, завершив ее мизинчиком левой руки.

Замок. Как переплести пальцы, чтобы руки сложились в замок, покажет ребенку любой взрослый или старший из детей. А все дальнейшие манипуляции интересно сопровождать стихами:

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Потянули… Покрутили…

Постучали. И открыли!

Очевидно, что потянуть необходимо так, чтобы руки остались сцеплены. Покрутить также нужно кистями, не разнимая пальцев. Затем постучать основаниями ладони, продолжая удерживать пальцы в замке. Эти действия дети любят выполнять в группе, постепенно ускоряя темп при повторах.

Веер. Предложите детям обмахнуться веером. Вот только веером послужат руки.

veer

Инструкция. Поднять руки перед собой с раскрытыми ладонями. Ладони напряжены, а большие пальцы смотрят в стороны. Пальцы на обеих руках, начиная с указательного, сгибаются и тянутся к ладони. Движения выполняются по цепочке, завершая мизинчиками.

После того, как у ребенка отработается навык, покажите другой способ «работы» веера. Теперь начните движение с мизинцев, а последними пусть подтягиваются к ладоням указательные пальцы.

Пальчиковые игры для старших дошкольников

Встречные колечки. Игра требует устойчивости и распределения внимания, поэтому предназначена для старшего дошкольного возраста. Задача – одновременно образовывать колечки пальцами обеих рук, придерживаясь встречной последовательности.

kolechky

Инструкция. На левой руке соединить кончики большого пальца и указательного. На правой руке сомкнуть кончики большого пальца и мизинца. Получили два разных кольца.

Разомкнуть эту пару колечек и образовать новую. Теперь на левой руке большой палец объединяется со средним пальчиком, а на правой – с безымянным. На следующем шаге большие пальцы сомкнутся с очередными. Игра усложняется тем, что движения происходят одновременно.

Домики. Данная игра особенно эффективна при выполнении по команде. Для начала необходимо потренироваться делать домики с помощью прижатых друг к другу ладоней и пальцев.

domiky

Пусть домик, образованный указательными пальцами, будет для Мишки, а сконструированный средними пальцами, – для Лисы. Домик из безымянных пальцев предназначается Зайчику, а из мизинчиков – Мышонку.

Ведущий называет, кто нуждается в домике, а дети тут же его изображают.

Старшие дошкольники с интересом знакомятся с различными игровыми упражнениями для рук, в которых используются веревочки или резинки. Такие игры передаются из поколения в поколение. На руки между пальцев натягивают веревочную петлю, а затем пальцами подцепляют веревочку так, чтобы образовывались узоры.

Всем известна забава «Перепутанные пальцы», в которой дети исследуют особенности телесной чувствительности. Для этого эксперимента нужно скрестить руки в области кистей, а затем повернуть ладони друг к другу. Движением рук к себе и вверх поворачивают сцепленные кисти так, чтобы пальцы оказались наверху. А далее начинаются чудеса, поскольку необходимо пошевелить тем пальчиком, на который указали (не прикасаясь!), но он не слушается.

Пальчиковые игры, подобные приведенным в данной статье, полезны не только в своем прямом назначении. Они воздействуют на формирование коры головного мозга, что, в свою очередь стимулирует развитие психических процессов.

Ссылка на основную публикацию