Психологическая готовность ребенка к школе – школьная зрелость

Поступление в школу – серьезное событие в жизни дошкольника. Событие, которое отделяет беззаботное дошкольное детство от нового жизненного периода со своими правилами и обязанностями. Переход на школьную ступень будет успешным, если сформировалась психологическая готовность ребенка к школе. Школьная среда принципиально меняет жизнь детей, начиная от нового вида деятельности и завершая новыми условиями общения с окружающими. Маленький человечек должен быть готов освоиться в этой среде и полноценно включиться в учебный процесс.

Психологический аспект готовности к школьному обучению

Под психологической готовностью к школе подразумевают систему параметров психического развития ребенка, которые существенно влияют на его успешность обучения в школе.

Психологическая готовность ребенка к школе – школьная зрелость

Почему так важна психологическая готовность к обучению при поступлении в первый класс? По той причине, что школьные программы ориентированы на некий стандартный уровень актуального развития детей. Еще ребенку, как ученику, предстоит подчинять свои желания тому, что необходимо сделать; управлять своим поведением; общаться и сотрудничать с другими детьми и соответствовать многим правилам, которые прежде в дошкольном возрасте отсутствовали.

Безусловно, каждый ребенок уникален, и его развитие имеет свои особенности. Но для того, чтобы учить детей в условиях коллектива, коим является класс, важно, чтобы каждый ребенок уже имел определенную базу в познавательном развитии. Только так он сможет воспринимать и усваивать знания. В противном случае – при недостаточной сформированности некоторых психических процессов или функций, – ребенок окажется отстающим.

Индивидуальные особенности обеспечивают уникальность ребенка. Но некоторые из них могут затруднять общение и обучение в школе, доставляя проблемы маленькому ученику. Никто из специалистов не намерен «причесывать под одну гребенку» всех детей, когда говорит об определенных стандартах в развитии дошкольников на пороге школьного обучения. Здесь акцентируется внимание на необходимом базисе психического развития, который получил название готовность к обучению в школе.

Составляющие психологической готовности к школе

Психологическая готовность к обучению состоит из нескольких компонентов. Они связаны с личностным и интеллектуальным развитием ребенка. Чтобы овладевать основами наук, маленькому школьнику придется преодолевать трудности. Эти трудности посильны, однако требуют организованности, внимательности, настойчивости, терпения, самостоятельности и других важных качеств.

Необходимые для начального этапа обучения качества составляют определенный уровень психического развития, который затем продолжает развиваться и совершенствоваться в учебном процессе.

Сейчас кратко охарактеризуем структуру, составляющую психологическую готовность к школьному обучению. Каждому компоненту посвящена отдельная статья данного сайта, где раскрыты детально все виды готовности к обучению в школе.

Интеллектуальный уровень

В стремлении развить интеллект своих детей родители больше всего обращают внимание на осведомленность. Эрудированный ребенок, действительно, производит впечатление интеллектуально развитого. Бесспорно, и осведомленность является значимой частью интеллектуального развития, однако еще более важно учить ребенка мыслить.

Старший дошкольный возраст благоприятен для выработки умений анализировать и выделять существенные признаки предметов и явлений, замечать взаимосвязи между ними, сравнивать и обобщать. Эти операции развивают логическое мышление, которое и является основой интеллекта. При этом обобщение выступает сложной мыслительной операцией, требующей предварительного анализа и сравнения.

Поэтому интеллектуальная готовность ребенка к школе определяется тем, насколько у дошкольника развито умение обобщать и логически рассуждать.

Например, если в группе предметов чашка-тарелка-грабли-вилка ребенок вместо исключения лишнего предмета «грабли» объединяет их в пары по внешнему сходству (чашка-тарелка и грабли-вилка), это свидетельствует о низком уровне обобщения.

Интеллектуальная готовность детей к обучению успешно проверяется заданиями на исключение лишнего предмета, на объединение соответствующих объектов в группы, на составление рассказа по картинкам, что позволяет также установить уровень речевого развития.

Мотивационная готовность к обучению к школе

Психологи и педагоги все больше говорят об определяющей роли мотивации в психологической готовности детей к школьному обучению. Аргументы на этот счет, действительно, веские. В любом возрасте человек справляется с задачами, если только он живо заинтересован в этом. Внутренняя мотивация – самый устойчивый двигатель в постижении любого дела.

poznavat-motivaciya

В полной мере применим данный подход и к будущему первокласснику. Ребенок имеет высокие шансы успешно учиться в школе, если он хочет идти в школу, чтобы удовлетворить свои познавательные потребности в условиях классного обучения под руководством учителя.

Здесь переплетаются социальные и познавательные мотивы. Именно в такой связке они дают важнейшее новообразование старшего дошкольного возраста, которое называют Внутренняя позиция школьника.

У ребенка может преобладать социальная мотивация, когда он жаждет стать учеником, как старший брат, или чтобы прекратить ходить в детский сад и сесть за парту в классе. Подобные мотивы формируют социальную готовность к школе, но, к сожалению, не относятся к процессу обучения.

Нередко встречается и преобладание познавательной мотивации. В этом случае дошкольник прекрасно осведомлен, чрезвычайно любознателен, живо интересуется новыми знаниями, любит беседовать со взрослыми. Но и этого недостаточно для психологической готовности к школе. Потому что на уроках учитель будет уделять внимание в равной степени всем ученикам, и нашему вундеркинду придется адаптироваться к коллективному обучению.

Включиться ребенку в школьное обучение как в главную деятельность с новым социальным статусом поможет только сплав двух групп мотивов:

  1. Социальные мотивы учения, связанные с желанием занять определенное место в системе общественных отношений (роль ученика) и удовлетворить потребность в общении с людьми (коммуникация, оценка, одобрение).
  2. Познавательные мотивы, предусматривающие интеллектуальную активность, получение новых знаний и овладение новыми умениями.

Наличие социальных и познавательных мотивов говорит о том, что личностная готовность к школе у ребенка довольно высока. Они же играют огромнейшую роль в становлении произвольности психических процессов. Только имея желание познавать или соответствовать роли ученика, ребенок будет внимателен к тому, о чем говорит учитель, будет заинтересованно выполнять учебные задания.

Волевая готовность к школе

Дети 6–7 лет, с физиологической точки зрения, уже способны сознательно регулировать свои действия и контролировать поведение. Но стоит ли говорить, что данные волевые способности просыпаются не в одночасье у всех детей? Некоторые дошкольники перед поступлением в школу умеют усилием воли и направлять свое внимание, и сдерживать двигательную активность, а у других эти важные способности еще не проявляются.

psy-gotovnost

Обучение полностью построено на произвольности всех психических процессов, поэтому эмоционально волевая готовность к школе ребенку крайне необходима.

Напрашивается очевидный вывод, что дети могут проявлять такие волевые качества как настойчивость и старания, если им интересно. Действительно, заинтересованность является главным рычагом для удержания ребенка в определенном деле.

Другим стимулом, и таким же действенным, является мотивация. Бывает так, что ребенок готов терпеливо выполнять не очень привлекательное для него задание ради желанного поощрения. К примеру, мама обещала позволить посмотреть мультик перед сном, если сын сложит игрушки и приведет в порядок свою комнату. И тот терпеливо наводит порядок, чтобы получить доступ к гаджету.

В школе немало таких мотиваторов, начиная от оценок до стремления осилить непонятный материал. Важно только, чтобы они были значимыми для первоклассника.

Волевые качества существенно влияют на эмоциональную сферу ребенка. В дошкольном возрасте малышу особо не приходилось контролировать свои эмоции. На это, как демонстрировал популярный рекламный ролик, есть мама, бабушка… В школе юной личности придется сдерживать свои капризы и слезы, терпеливо работать, когда хочется гулять. Поэтому так важна эмоциональная зрелость, под которой понимают снижение импульсивных реакций и способность продолжительное время выполнять задания.

Коммуникативная готовность

Дошкольник уже имеет опыт общения со сверстниками и посторонними взрослыми. Но и тут ему приготовлены открытия при поступлении в школу.

Ранее дети общались в условия игровой деятельности. Если это были сюжетно-ролевые игры, то ребенок вызывался на определенную роль и исполнял ее так, как хотел, и столько, сколько испытывал интерес.. Новая роль ученика в школе отличается постоянством. К тому же, на уроках принята форма общения, которое подчиняется правилам коллективной ответственности.

Отношения со взрослым также принимают новую форму. На первый план выходит авторитет учителя. Ребенок учится воспринимать учителя как социального взрослого, который выражает объективную оценку знаний и умений ученика.

Сформированность компонентов психологической готовности

Таким образом, психологическая готовность к школе наступает тогда, когда дошкольник стремится стать учеником, готов к перестройке привычного образа жизни и к выполнению учебных действий, имеет социальные и познавательные мотивы и испытывает потребность в интеллектуальной активности.

Следует заметить, что всесторонняя готовность к школе вовремя складывается только у незначительной части дошкольников. Как правило, только некоторые показатели соответствуют школьной зрелости. Психологическому становлению будущего школьника способствует кризис 7 лет, протекание которого обеспечивает появление новообразований. Эти новые психологические образования выводят личность ребенка на более высокую степень осознания и настраивают на школьное обучение.

У значительного количества детей психологическая готовность к обучению продолжает формироваться в первом классе. И здесь главная задача родителей и педагогов – пробудить, укрепить, удержать познавательную мотивацию к обучению.

Ссылка на основную публикацию