Кризис 7-ми лет у ребенка переживаем вместе

Кризис 7-ми лет у ребенка – это своеобразная граница, отделяющая дошкольный возраст от младшего школьного. Ее нужно перейти каждому ребенку, чтобы оказаться на новой возрастной ступени. У одних детей этот переход стремителен, у других – затягивается на год, а то и дольше. Кризисный период доставляет немало сложностей, как самому ребенку, так и его родителям. Но, в любом случае, он вносит в развитие личности много изменений, без которых невозможно взросление дошкольника. Это неотъемлемая сторона возрастного кризиса.

Причины возрастного кризиса 6-7 лет

Вряд ли кто-либо из родителей станет настойчиво утверждать, что ребенок 6-7 лет остается все таким же малышом, как и в предыдущие годы. Напротив, все отмечают, что их дитя взрослеет на глазах. И физически подрастает, и рассуждает как взрослый, и может оказать существенную помощь в повседневных делах.

Не только взрослые это замечают, но и сам дошкольник ощущает, что он вступает в новую часть своей жизни, где перед ним встают новые задачи и открываются новые возможности.

Кризис 7 года жизни

В соответствии с вновь открывшимся мироощущением ребенок в 7 лет начинает вести себя по-другому, чем удивляет, а то и раздражает старших.

Отношения вновь захлестывает детский негативизм и упрямство, которые наблюдались при кризисе 3-х лет. К ним прибавляются и другие мало радующие особенности поведения ребенка.

Но это все побочные следствия. Каковы же причины кризиса в эти годы?

Возрастная психология перечисляет главные причины назревших кризисных изменений на 7-ом году жизни:

  • Переориентирование с близкого круга общения на широкое социальное окружение.
  • Становление личностного самосознания.
  • Развитие критического мышления.

Ранее для дошкольника центром его вселенной была семья со своим привычным стилем воспитания, а теперь ему нужно сделать шаг навстречу социуму. Даже, если ребенок посещает детский сад, его окружение ограничивается семьей и группой в саду. А впереди школа — широкая социальная структура со своими правилами и условиями.

Чтобы сформировалась психологическая готовность к школе, перед дошкольником стоит задача – сделать поворот в свой жизни. Не стоит пугаться, что в школу ребенок идет, как на передовую. Однако с этого момента семья становится для него тылом.

Переориентирование на новые задачи, на общество сверстников и посторонних взрослых сопровождается критическим осмыслением окружающего мира и определением в нем места своего Я. Такие серьезные изменения не могут пройти гладко и незаметно, поэтому имеет место кризис взросления.

Характерные признаки преддошкольного возрастного кризиса

Старший дошкольник под влиянием кризисных изменений становиться другим в повседневном поведении, к которому привыкли окружающие. Исчезает детская непосредственность и наивность. Но на смену им не сразу приходит понимание и серьезность.

Многие дошкольники проходят стадию некоего паясничанья, кривляния, неуравновешенного поведения или капризов. Подобные проявления называют симптомами кризиса 7-го года жизни.

Временами кажется, что ребенок взял на себя какую-то странную роль и ведет себя в соответствии со своим персонажем. Родителям в это время хочется встряхнуть свое чадо так, чтобы все напускное улетучилось, а ребенок стал прежним. Поэтому так часто звучат окрики «Прекрати!», «Перестань кривляться, как обезьяна» и пр.

Неудобное поведение

Но нелепые выходки и для самого ребенка как наваждение. Он ищет новые формы поведения на ощупь. Пробует разные способы самовыражения.

Некоторые из них нравятся взрослым – к примеру, серьезные рассуждения дошкольника. А некоторые повергают в шок – такие как нелепые высказывания, манерничанье, гримасы.

Заметным признаком кризиса является критичность. Раньше слова и мнение взрослых дошкольник воспринимал как неоспоримую истину, которой нужно следовать. Другое дело, что следовать хотелось не всегда. После 6 лет ребенок нет-нет да и засомневается, а правы ли родители, а точно ли нужно делать так, как велит бабушка…

Если посмотреть на данный факт возросшей критичности, то никакой объективной проблемы он не содержит. Да, ребенок повзрослел, он продвинулся как личность, он анализирует и делает выводы. Этому бы только порадоваться.

Но взрослые не привыкли воспринимать ребенка, тем более своего, как равноправного собеседника и партнера по общению, как отстаивающего свое мнение человека. Он же еще маленький! У него нет никакого опыта. Какие у него могут быть сомнения, когда взрослый опытный человек дает ему готовую инструкцию, что делать и как поступать?!

При таком раскладе болезненная реакция появляется у взрослых. Им пора перестроить свое отношение к ребенку, а они не готовы. Они уже привыкли определенным образом относиться к детям, подобрали ключики, чтобы организовывать своих шалунишек, управлять их жизнью, обеспечивать потребности. А тут как будто ключик сломался…

Нужно искать другие способы взаимодействия, нужно иначе договариваться. Это требует усилий и времени. И взрослые делают выводы – наступил кризис, разрушение отлаженных отношений с детьми. С их точки зрения, это некий сложный разрушительный период, который нужно преодолеть и вернуть прежние более-менее спокойные отношения. Но прежними отношения быть никак не могут, потому что возрастной кризис несет серьезные изменения в развитии личности.

Особенности протекания кризиса 7 года жизни

Важнейшим достижением в 6-7 лет является то, что ребенок все больше осознает себя как отдельная личность.

В старшем дошкольном возрасте у детей происходит открытие, что родители, да и другие взрослые, желают видеть их в неком идеальном образе: старательный, послушный, организованный, поделится игрушками со сверстниками, но и отстоит себя, если какой-нибудь драчун нарывается… И ребенок начинает осознавать, что в чем-то он соответствует ожиданием, но чаще он другой, вовсе не такой идеальный.

От осознания различия между Я-реальным и Я-идеальным дошкольника настигают переживания, на основании которых складывается или корректируется самооценка. Это также главная причина исчезновения детской непосредственности. В пятилетнем возрасте ребенку даже в голову не приходило, что можно сдержать свои желания или не показывать обиду, а на 7 году жизни он уже может частично регулировать свои эмоции и проявление переживаний.

Изменение отношений дошкольник — взрослый

Родители зачастую озадаченно реагируют на перемены в ребенке-дошкольнике, потому что после 6 лет отчетливо наблюдают новые нотки в отношениях со своим чадом, еще таким маленьким для них. Эти нотки вносит ребенок, что застает многих взрослых врасплох.

Дошкольнику в силу его поступательного развития становится тесно в той отведенной ему позиции в семейных отношениях, которая сложилась примерно с 3-летнего возраста. Поэтому ребенок начинает отвоевывать себе больше места «под семейным солнцем».

Психологи считают, что особенности поведения детей в этот период и есть самыми яркими симптомами кризиса 7 лет. В поведении старшего дошкольника прослеживаются:

  • прямое нарушение общепринятого порядка в отношениях;
  • демонстрация ребенком якобы взрослого поведения;
  • попытка взять на себя определенные обязанности и проявить самостоятельность.

Если третий пункт из приведенного перечня радует домашних, то первые два симптома больше раздражают. Например, ребенок может делать вид, что он не слышит обращения к нему, и не реагировать на зов, хотя прекрасно понимает, что окликают именно его. Может отказываться от участия в уборке в своей комнате, может настойчиво повторять какое-то нежелательное действие, хотя уже прозвучал призыв его прекратить.

Нарочитая взрослость проявляется у девочек, когда они начинают слишком придирчиво выбирать одежду для себя, увлекаются маникюром и бижутерией. Мальчикам больше присуще философствование. Если они не хотят выполнять то, что предлагает им взрослый, они могут приводить всевозможные логические рассуждения, почему им и не нужно за это браться.

Также дошкольник в период кризисных изменений более критично относится к результатам своего труда. Чаще они его не устраивают, чем нравятся. Некоторые дети тут же прекращают выполнять работу, если их разочаровывает результат. Другие начинают настойчиво и подолгу перерисовывать свои рисунки, пробовать иные подходы в продуктивной деятельности. При этом они ожидают от взрослого экспертной оценки.

Каждый ли ребенок переживает кризис 6-7 лет

Без изменений, инициированных кризисом седьмого года жизни, не может завершиться дошкольный период. Дети 7 лет должны переориентироваться на широкий социальный круг общения. Дальнейшее личностное развитие невозможно без осознания своего места в мире отношений. Также взросление обязательно должно сопровождаться развитием произвольности во всем: в действиях, в мышлении, в познании.

Достижения кризисных изменений

Следует отметить, что далеко не все родители сталкиваются с остро выраженными кризисными проявлениями в ребенке. Изменения есть обязательно, но они могут прослеживаться в мягкой форме. В некоторой степени это зависит от типа нервной системы, как детей, так и родителей. Различные темпераменты дают различный всплеск переживаний и действий.

Но есть еще одно очень важное условие благополучного проживания кризиса. Им является понимающее и упреждающее отношение взрослых.

Если родители и воспитатели проявляют готовность видеть ребенка меняющимся, осознают сложности перехода с одной возрастной ступени на другую, то относятся с пониманием к детским выходкам. Соответственно, бунтарство и кривляние проявляется при таком отношении гораздо реже, а критическое оценивание дошкольником своего поведения и результатов деятельности – чаще.

При понимающем отношении взрослого дошкольник быстрее преодолевает противоречия в своих переживаниях, принимает сторону нравственных отношений. Следовательно, он осознает, что некоторые его выходки неуместны и с недоумением воспринимаются окружающими.

Дети 7 лет уже умеют отличать отношения с близкими людьми и посторонними. И ведут себя по-разному. Это важное достижение, поскольку свидетельствует о формировании у ребенка представлений о мире социальных взаимосвязей и основ социальной компетентности. Чувство социальной компетентности является новообразованием кризиса 7 лет.

Наблюдая понятливость дошкольника, как себя вести с разными группами и представителями разных возрастов, посторонние думают, что кризис этого ребенка не коснулся. Хотя как раз наоборот – не только коснулся, но и принес очевидные достижения в виде новых психологических образований.

Ссылка на основную публикацию