Содержание
У каждого ребенка свой уровень овладения ролевой игрой. Но в старшем дошкольном возрасте этот уровень выше, чем у младших детей. Характерные особенности сюжетно ролевых игр старших дошкольников обусловлены тем, что на данном возрастном этапе повышаются игровые умения и обогащается представление об окружающем мире.
Как меняется структура игры в старшем дошкольном возрасте
Поскольку сюжетно ролевая игра представляет собой структурированную деятельность, к шестилетнему возрасту наблюдается развитие каждого компонента.
Сюжет изменяется от бытового к социальному, становится развернутым и охватывает больше сюжетных линий. Все чаще они планируются, а не возникают спонтанно.
Один и тот же сюжет разворачивается по-разному. Дети придумывают новые действия и повороты в разыгрываемой истории, могут добавлять новые роли. На сюжетосложение особенно влияет новый опыт, полученный в реальности.
Например, компания детишек уже обыгрывала тему семейных отношений, где основой были повседневные дела. Но вот один из участников рассказал, как его родители выбирали чемодан и потом собирали его в поездку. В игре незамедлительно появилась «чемоданная» линия.
Акцент в содержании смещается на отношения между людьми, причем переплетаются как ролевые, так и реальные взаимоотношения. Поэтому старшие дошкольники нуждаются в равных партнерах, у которых были бы примерно те же интересы.
В отличие от младших дошкольников, игровые замыслы у детей 6-7 лет устойчивы. Они стремятся довести игру до конца – завершить события или разрешить конфликт. Развитие игры происходит под влиянием замысла, а не на основе того, какие игрушки или предметы выбраны. Темой могут быть общественные отношения, литературные эпизоды, сюжеты из сказок. Старшие дошкольники представляют логическое развитие выбранной темы.
Действия согласованны и соответствуют выбранным ролям. Участники ревностно следят, насколько сверстник правдив и убедителен в своей роли. Это заметно отличает сюжетно ролевые игры детей старшего дошкольного возраста от игровых действий малышей, которые интересуются только выполнением своих функций в простом сюжете.
Старшие дошкольники очень внимательны к правилам. Они договариваются о них в начале игры, могут вносить дополнения, если упустили какой-то момент, а в процессе игровых действий понадобились новые регламенты. Участники пристрастно следят за партнерами, не нарушают ли они условия и договоренности. Коллективные игры обеспечивают всесторонний контроль над выполнением правил.
Количество необходимых предметов для игры сокращается, а один и тот же атрибут может использоваться в нескольких назначениях. Воображение приобретает символическую функцию, позволяя опираться на представление о том, как поступает взрослый или специалист, в роли которого выступает ребенок.
Социализация дошкольников через сюжетно ролевую игру
Сюжетно ролевые игры в старшем дошкольном возрасте не являются тем буквальным отражением или воспроизведением действий, как характерно в игровой деятельности четырех-пятилетних детей. Самая суть игры заключается в том, чтобы воссоздать отношения людей друг к другу с позиции своего персонажа. Этот смысл улавливается только старшими дошкольниками.
Дети проживают свои роли и накапливают опыт поведения, отношения к ситуациям и событиям, которые имеют место в реальной жизни. Происходит обоюдное влияние: дошкольник прикладывает свои усилия и умения, чтобы выстроить увлекательный сюжет, а игровая среда служит тренировочной площадкой для его вхождения в более широкий круг общения и способствует дальнейшей социализации детей.
Используя сюжетные игры, полезно привить детям навыки правильного поведения в общественных местах. Например, изучить правила поведения в театре для детей или обучить правилам поведения за столом.
Развитие коммуникативных навыков
Даже при поверхностном наблюдении заметно, как один ребенок стремится выбирать только главные лидирующие роли, а другой скромно соглашается играть самых неприметных персонажей.

Некоторые выполняют свою роль ответственно и с вниманием к партнерам по игре, в то время как другие действуют небрежно. Несмотря на эти исходные различия, сюжетно ролевые игры предоставляют много возможностей для старших дошкольников в отношении развития коммуникативных навыков.
Эти возможности содержатся в самой технике выстраивания игры. Начальный этап состоит из важной коммуникативной базы:
- Дошкольники договариваются о теме игры.
- Желающие участвовать распределяют роли.
- Инициаторы игры объясняют, что и как нужно делать.
После этого приступают к игровым действиям и ведут их по определенному плану, соответствующему объективной логике событий. Ребенок учится управлять своим поведением, когда осознанно принимает правила игры и придерживается их.
Дети играют вместе, их действия соподчинены, каждое последующее понятным образом вытекает из предыдущего. Все игровые действия подчиняются требованиям роли. Их герои обращаются друг к другу, ведут диалоги. Это эффективная тренировка устанавливать связи друг с другом, воздействовать на сверстника и получать обратную связь.
Развитие эмоциональной составляющей отношений
Детские сюжетные игры являются моделью тех отношений, которые ребенок наблюдает в реальной жизни или представляет на основе литературных произведений и телевизионных программ.
Основу игры старших дошкольников составляет эмоциональное содержание взаимоотношений и передача смысла этих отношений.
В сюжетной игре ребята моделируют поведение, взятое за образец из реальной жизни, что способствует пониманию и принятию нравственных норм. Хотя следует признать, что эти образцы, к сожалению, не идеальны… По этой причине, а так же в силу сложившегося характера, ребенок может проявлять упрямство, нежелание отступиться от своего. И вообще, дети дошкольного возраста склонны проявлять эмоциональную неустойчивость по отношению к сверстнику.
Настоящей находкой для дошкольников (хотя они этого и не осознают) является сверстник с задатками лидера и особо чувствительный к нравственным нормам. Такой партнер по игре сам направлен на людей в противовес мотивам личной выгоды и требует от других соблюдать, чтобы «всё было по-честному».
Чем лучше понимают дети мотивы поведения в ролевых отношениях, тем более слаженно проходит игра. Хотя между детьми в игре выстраиваются ролевые взаимосвязи, они базируются на настоящих отношениях партнеров по игре. По этой причине друзья часто отказываются играть соперничающих персонажей.
Игра учит детей строить взаимоотношения и является средой для самовыражения, которая предоставляет возможность каждому ребенку проявить сочувствие, порадоваться за общий успех, проиграть напряженные чувства.
Взаимовлияние сюжетных игр и речи старших дошкольников
Ролевая игра и речь имеют двустороннюю связь. С одной стороны, сюжет игры меняется и развивается под воздействием слов и договоренностей, с другой стороны – общение старших дошкольников помогает обсуждать сложные повороты и нюансы ролевого поведения. Дети больше говорят, их речь становится все разнообразнее. Тем самым активизируются речевые навыки, и расширяется словарный запас.
В сюжетных играх старших дошкольников практически всегда задействованы только сверстники. Замечено, что в общении с ровесниками речь детей становится лексически разнообразнее и вариативнее. Взаимодействуя с партнерами по игре, дошкольник старается изъясняться так, чтобы все было понятно. Благодаря таким стараниям развивается объяснительная речь, а это самая сложная форма связной речи в дошкольном возрасте.
Подытоживая особенности сюжетно ролевой игры в старшем дошкольном возрасте, подчеркнем, что на этом этапе повышаются игровые возможности, стимулирующие социальное развитие ребенка. Дошкольники хорошо владеют речью, формируется умение выстраивать развернутый сюжет, подбирать подходящие атрибуты, придумывать роли, обсуждать и принимать правила, вести содержательные диалоги. Произвольность процессов уже достаточна для того, чтобы удерживать игровой замысел и полностью его обыгрывать.