Особенности сюжетно ролевых игр в старшем дошкольном возрасте

У каждого ребенка свой уровень овладения ролевой игрой. Но в старшем дошкольном возрасте этот уровень выше, чем у младших детей. Характерные особенности сюжетно ролевых игр старших дошкольников обусловлены тем, что на данном возрастном этапе повышаются игровые умения и обогащается представление об окружающем мире. 

Как меняется структура игры в старшем дошкольном возрасте

Поскольку сюжетно ролевая игра представляет собой структурированную деятельность, к шестилетнему возрасту наблюдается развитие каждого компонента.

Сюжет изменяется от бытового к социальному, становится развернутым и охватывает больше сюжетных линий. Все чаще они планируются, а не возникают спонтанно.

Новые сюжеты

Один и тот же сюжет разворачивается по-разному. Дети придумывают новые действия и повороты в разыгрываемой истории, могут добавлять новые роли. На сюжетосложение особенно влияет новый опыт, полученный в реальности.

Например, компания детишек уже обыгрывала тему семейных отношений, где основой были повседневные дела. Но вот один из участников рассказал, как его родители выбирали чемодан и потом собирали его в поездку. В игре незамедлительно появилась «чемоданная» линия.

Акцент в содержании смещается на отношения между людьми, причем переплетаются как ролевые, так и реальные взаимоотношения. Поэтому старшие дошкольники нуждаются в равных партнерах, у которых были бы примерно те же интересы.

В отличие от младших дошкольников, игровые замыслы у детей 6-7 лет устойчивы. Они стремятся довести игру до конца – завершить события или разрешить конфликт. Развитие игры происходит под влиянием замысла, а не на основе того, какие игрушки или предметы выбраны. Темой могут быть общественные отношения, литературные эпизоды, сюжеты из сказок. Старшие дошкольники представляют логическое развитие выбранной темы.

Действия согласованны и соответствуют выбранным ролям. Участники ревностно следят, насколько сверстник правдив и убедителен в своей роли. Это заметно отличает сюжетно ролевые игры детей старшего дошкольного возраста от игровых действий малышей, которые интересуются только выполнением своих функций в простом сюжете.

Старшие дошкольники очень внимательны к правилам. Они договариваются о них в начале игры, могут вносить дополнения, если упустили какой-то момент, а в процессе игровых действий понадобились новые регламенты. Участники пристрастно следят за партнерами, не нарушают ли они условия и договоренности. Коллективные игры обеспечивают всесторонний контроль над выполнением правил.

Количество необходимых предметов для игры сокращается, а один и тот же атрибут может использоваться в нескольких назначениях. Воображение приобретает символическую функцию, позволяя опираться на представление о том, как поступает взрослый или специалист, в роли которого выступает ребенок.

Социализация дошкольников через сюжетно ролевую игру

Сюжетно ролевые игры в старшем дошкольном возрасте не являются тем буквальным отражением или воспроизведением действий, как характерно в игровой деятельности четырех-пятилетних детей. Самая суть игры заключается в том, чтобы воссоздать отношения людей друг к другу с позиции своего персонажа. Этот смысл улавливается только старшими дошкольниками.

Дети проживают свои роли и накапливают опыт поведения, отношения к ситуациям и событиям, которые имеют место в реальной жизни. Происходит обоюдное влияние: дошкольник прикладывает свои усилия и умения, чтобы выстроить увлекательный сюжет, а игровая среда служит тренировочной площадкой для его вхождения в более широкий круг общения и способствует дальнейшей социализации детей.

Развитие коммуникативных навыков

Даже при поверхностном наблюдении заметно, как один ребенок стремится выбирать только главные лидирующие роли, а другой скромно соглашается играть самых неприметных персонажей.

Игра дошкольников

Некоторые выполняют свою роль ответственно и с вниманием к партнерам по игре, в то время как другие действуют небрежно. Несмотря на эти исходные различия, сюжетно ролевые игры предоставляют много возможностей для старших дошкольников в отношении развития коммуникативных навыков.

Эти возможности содержатся в самой технике выстраивания игры. Начальный этап состоит из важной коммуникативной базы:

  • Дошкольники договариваются о теме игры
  • Желающие участвовать распределяют роли
  • Инициаторы игры объясняют, что и как нужно делать

После этого приступают к игровым действиям и ведут их по определенному плану, соответствующему объективной логике событий. Ребенок учится управлять своим поведением, когда осознанно принимает правила игры и придерживается их.

Дети играют вместе, их действия соподчинены, каждое последующее понятным образом вытекает из предыдущего. Все игровые действия подчиняются требованиям роли. Их герои обращаются друг к другу, ведут диалоги. Это эффективная тренировка устанавливать связи друг с другом, воздействовать на сверстника и получать обратную связь.

Развитие эмоциональной составляющей отношений

Детские сюжетные игры являются моделью тех отношений, которые ребенок наблюдает в реальной жизни или представляет на основе литературных произведений и телевизионных программ.

Основу игры старших дошкольников составляет эмоциональное содержание взаимоотношений и передача смысла этих отношений.

В сюжетной игре ребята моделируют поведение, взятое за образец из реальной жизни, что способствует пониманию и принятию нравственных норм. Хотя следует признать, что эти образцы, к сожалению, не идеальны… По этой причине, а так же в силу сложившегося характера, ребенок может проявлять упрямство, нежелание отступиться от своего. И вообще, дети дошкольного возраста склонны проявлять эмоциональную неустойчивость отношения к сверстнику.

Втроем

Настоящей находкой для дошкольников (хотя они этого и не осознают) является сверстник с задатками лидера и особо чувствительный к нравственным нормам. Такой партнер по игре сам направлен на людей в противовес мотивам личной выгоды и требует от других соблюдать, чтобы «всё было по-честному».

Чем лучше понимают дети мотивы поведения в ролевых отношениях, тем более слаженно проходит игра. Хотя между детьми в игре выстраиваются ролевые взаимосвязи, они базируются на настоящих отношениях партнеров по игре. По этой причине друзья часто отказываются играть соперничающих персонажей.

Игра – это среда для самовыражения, которая предоставляет ребенку возможность проявить сочувствие, порадоваться за общий успех, проиграть напряженные чувства.

Взаимовлияние сюжетных игр и речи старших дошкольников

Ролевая игра и речь имеют двустороннюю связь. С одной стороны, сюжет игры меняется и развивается под воздействием слов и договоренностей, с другой стороны – общение старших дошкольников помогает обсуждать сложные повороты и нюансы ролевого поведения. Дети больше говорят, их речь становится все разнообразнее. Тем самым активизируются речевые навыки, и расширяется словарный запас.

В сюжетных играх старших дошкольников практически всегда задействованы только сверстники. Замечено, что в общении с ровесниками речь детей становится лексически разнообразнее и вариативнее. Взаимодействуя с партнерами по игре, дошкольник старается изъясняться так, чтобы все было понятно. Благодаря таким стараниям развивается объяснительная речь, а это самая сложная форма связной речи в дошкольном возрасте.

Подытоживая особенности сюжетно ролевой игры в старшем дошкольном возрасте, подчеркнем, что на этом этапе повышаются игровые возможности. Дошкольники хорошо владеют речью, формируется умение выстраивать развернутый сюжет, подбирать подходящие атрибуты, придумывать роли. Произвольность процессов уже достаточна для того, чтобы удерживать игровой замысел и полностью его обыгрывать.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector