7 китов ролевой игры, приспосабливающих дошкольника к океану жизни

Стремление к игровой деятельности является естественной потребностью ребенка. Дошкольники осваивают нормы и правила окружающего их мира именно в игре, и самым благодатным полем для познания себя и осознания общепринятых норм служит детская ролевая игра. В дошкольном возрасте ролевые игры преимущественно строятся на основе бытовых и сказочных сюжетов, доступных пониманию ребенка. Несмотря на свою простоту, такие игры предоставляют широкие возможности для развития детей.

Смысл и значение ролевых игр в развитии дошкольника

Дети играют в дочки-матери и очень любят выступать в роли взрослого, обыгрывают сюжеты «в больнице», «в магазине», «в парикмахерской», «в школе» и множество других. Сюжетно-ролевая игра в детском развитии выполняет важнейшие функции:

1.Развлекательная. Дети задумывают игру и включаются в игровые действия ради собственного удовольствия. Они следуют за своим интересом и желают заниматься тем, что их привлекло в окружающем мире.

Детская ролевая игра

2.Обучающая. Какой бы сюжет не выбрали дошкольники для своих игр, у них будет возможность чему-то научиться. Примечательно, что дети сами будут искать эту возможность. Иначе им будет скучно, если в роли не появятся новые действия и эмоции. Надоело кормить кукол – можно привлечь правила поведения за столом для детей.

Ради этой новизны участники меняются ролями или придумывают новые образы («давай теперь ты будешь покупателем, а я продавцом», «я сегодня буду строгой воспитательницей, не такой, как вчера»). Примерив на себя новую роль, ребенок учится вести себя по-другому, в соответствии с образом.

3.Коммуникативная. Ролевая игра создает условия для взаимодействия. Каждый участник выполняет предписанные его ролью действия и общается с другими, как то подразумевает сюжет. Ребенок не только взаимодействует с участниками игры «как может», но и получает подсказки со стороны, «как нужно». Благодаря этому у детей формируется ориентация на общепринятый смысл человеческих отношений.

4.Релаксационная. Игра позволяет снять накопившееся эмоциональное напряжение у ребенка. Не зря взрослые стараются вовлечь в игровые действия ребенка, который сильно расстроен и не может обуздать свой плач. Или же ребенок никак не решится на контакт со сверстниками, у него накапливается сковывающее его чувство тревоги, но если ему помочь присоединиться к игре, хотя бы в незначительной роли (побыть пассажиром в импровизированном автобусе, подавать «тарелки», чтобы накрыть «стол»), дошкольник смелеет и расслабляется.

Роль подразумевает некий обязательный набор правил, как вести себя исполнителю. Однако действия и эмоции участников ролевой игры имеют огромный простор для импровизации.

К тому же, ролевая игра – это поле для самопознания и накапливания знаний о себе и других, которые в дальнейшем поспособствуют формированию самооценки. Дошкольник эффективно пополняет свой маленький опыт и практическим путем проверяет себя: могу – не могу, нравится – не нравится, не получается – хочу, чтобы получилось…

Самая большая ценность детских ролевых игр состоит в том, что для участия в них от ребенка не требуется каких-либо умений и навыков. Наоборот, ролевые игры предоставляют оптимальные возможности научиться чему-то, потренироваться и получить для себя что-то очень важное и актуальное на данный момент.

Главные задачи и возможности детских ролевых игр

Кроме того, что ролевая игра позволяет ребенку примерить на себя образ конкретного персонажа и прожить в его облике некоторый промежуток времени, она создает условия для личностного развития. Игра создает прекрасные условия для наблюдения за другими и для осознания самого себя.

С каждым годом взросления дошкольника сюжеты ролевых игр усложняются. В отличие от малышей, которые ограничиваются несколькими  простыми действиями, старшие дошкольники придумывают сюжетные игры, включающие больше ролей и больше действий. Соответственно, расширяются возможности. Выделим наиболее значимые из них для личностного развития дошкольника.

1.«Безвредное» переживание своих эмоций

Страх, гнев, тревогу и другие эмоции, доставляющие проблемы, ребенок начинает переживать с первых лет своей жизни. Эмоции требуют выхода, что в обычных обстоятельствах получается не всегда.

Игра в дошкольном возрасте

Из хороших побуждений заботливые родители предпримут все возможное, чтобы купировать страх у своего ребенка, но сильные переживания будут возвращаться при малейших раздражителях. Строгий отец приструнит дошкольника, который демонстрирует гнев и злость.

Однако эти эмоции не растворятся по чьему-либо указанию.

В подобных обстоятельствах на помощь приходит ролевая игра. Один ребенок может сколько угодно злиться, сражаясь с воображаемым Змеем Горынычем. Другой –  убегать от «разбойников», испытывая одновременно и страх, и жажду его преодоления, и азарт. Ролевая игра – прекрасная возможность реализовать эмоции, не загоняя их внутрь, и не вымещая на окружающих.

2.Осознание себя и своих чувств

С каждым днем ребенок все больше постигает окружающий мир – предметы, явления, человеческие отношения… Только в трехлетнем возрасте малышу открывается «главный субъект». Ребенок начинает осмысливать собственное существование, в результате чего появляется знаменитое «Я сам!». Как дальше знакомиться с самим собой, учиться осознавать свои чувства?

Дошкольник включается в ролевые игры, примеряет на себя различные ситуации из окружающей жизни, пробует вести себя как мама, как папа, как водитель автобуса, как полицейский, как добрая фея, как хитрый охотник… Не нужно думать, что маленький человечек всего лишь выполняет соответствующие действия. Он испытывает себя в новых социальных ролях, постигает в практических действиях основы мира профессий, наблюдает за самим собой и уясняет свои чувства и поведение.

3.Развитие способности к пониманию и сочувствию

Ролевая игра полнее и ближе подводит ребенка к пониманию жизни другого человека, чем любая иная детская деятельность. Когда дошкольник исполняет роль, он имеет возможность посмотреть на вещи и отношения глазами другого человека. Сознательно пытаясь быть другим, он может лучше контролировать свои эмоции, глубже понять переживания этого другого.

Такой простой пример. Дети младшего и среднего дошкольного возраста любят играть в доктора и непременно «прописывать» уколы. В качестве шпpица используют карандаш, счетную палочку… Имитируя инъекцию, «врач» со всей своей детской силой тычет в руку или ногу «пациента». И ему невдомек, что это может быть больно, пока сам не окажется в роли пришедшего на прием.

4.Реализация своего нового поведения

Взрослые не замечают, как сами приписывают детям стереотип поведения. Один, по их мнению, шалун, второй тихоня, третий хулиган и т.п. Если эти характеристики повторяются вслух, дети поневоле повторяют свое привычное поведение.

Игра же предоставляет ребенку безопасные условия, в которых он может исследовать новые способы действий и поведения. Тихоня может не на шутку разыграться и без какого-либо страха и стеснения быть смелым воином, строгим контролером. Ролевая игра помогает открыть новую линию поведения и следовать ему.

К примеру, может ли девчушка, решившая побыть доброй феей, раздражаться или обидеть сверстника? Нет, она будет следить за тем, чтобы ее действия и слова соответствовали добру.

5.Освоение навыков общения

Когда дети принимают определенную роль, они стараются припомнить свои наблюдения из реальной жизни и вести себя так, как они замечали во взрослой жизни. Дошкольник говорит те же слова, которые он слышал от мамы, когда заходили в кабинет к врачу. Копирует обращение воспитательницы детского сада. Проверяет готовность стартующей «ракеты» точно так, как слышал в мультике.

Ролевое поведение

Если бы не практическое применение знакомых фраз и оборотов в игре, дошкольник услышанное забыл бы, и принятые стандарты общения не закрепились в детском опыте. К примеру, полезно закрепить в игре правила поведения в театре для детей.

Игра по ролям эффективна так же и тем, что при необходимости партнеры по игре подскажут, что нужно делать и что говорить, если ребенок сам не может сориентироваться.

6.Формирование умений группового взаимодействия

Когда дети собираются играть вместе, им предстоит о многом договориться. Нужно решить, во что будут играть, распределить роли, договориться о необходимых правилах. Это первые шаги дошкольников, способствующие развитию группового взаимодействия.

Если у ребенка есть идея сюжета для игры со сверстниками, ему еще нужно увлечь этой идеей других детей. Как правило, часть детей соглашаются, но находятся и те, кто предлагает свою игру. Пока дети договариваются, они получают опыт, как убеждения, так и необходимости идти на уступки. Очень ценные навыки, которые непременно пригодятся при поступлении в школу.

7.Развитие способности к образным представлениям 

Ролевое поведение дошкольника  не состоится без активного представления образов. Младшие дошкольники в своих играх отражают, в основном, те действия и высказывания, которые они наблюдали в реальной жизни. Разительно отличается обыгрывание роли у старших детей. Они придерживаются сюжета игры, но проявляют свободу в ролевом поведении для выражения своих индивидуальных особенностей.

Таким образом, сюжетные ролевые игры – именно те условия, в которых у ребенка возникает осмысленная ориентация в собственных переживаниях, формируются навыки взаимодействия, развивается способность к образным представлениям. Выполняя в воображаемых ситуациях функции взрослого человека и сравнивая их с собственным реальным опытом, он начинает осознавать различие детского и взрослого мира. Дошкольник получает ориентир для личностного развития, и его высказывание «Когда я стану взрослым…»  наполняется смыслом для самого себя.

Ссылка на основную публикацию