Социальная готовность к школе и ее коммуникативная составляющая

Для того чтобы первоклассник полноценно включился в школьное обучение, важно, чтобы он быстро и естественно адаптировался к новой среде. Такую адаптацию обеспечивает социальная готовность к школе. Только приняв новую для себя роль ученика и найдя свое место в коллективе сверстников, ребенок сможет направить свое внимание на получение знаний и умений.

Понятие социальной готовности к обучению

Социальная готовность ребенка к школе является частью общей готовности к школьному обучению. В дошкольном возрасте у детей активно развиваются познавательные процессы, что станет основой их интеллектуальной подготовки к школе. Также развиваются личностные качества и самосознание, на базе которых формируется личностная готовность к систематическому обучению в условиях школы.

Социальная готовность к школе

Такой же важной является составляющая, связанная с социальными изменениями, неизбежными при поступлении в первый класс. Дошкольнику предстоит шагнуть на новую ступень общественных отношений и освоить роль ученика.

Это значительные перемены, поскольку ведущая деятельность меняется с игровой на учебную. Смена ведущей деятельности сопровождается перестройкой общения как со взрослыми, так и сверстниками.

Социальная готовность к школе – это подготовленность ребенка к перестройке прежнего привычного образа жизни и настрой на принятие новой роли, на общение в большом коллективе, на выполнение связанных с обучением обязанностей.

Если ребенок не стремится занять новую позицию в обществе людей, не желает сделать шаг навстречу миру взрослости, который начинается со школы, то его психологическая готовность к школе еще не сформировалась. Даже, если ребенок имеет хорошую осведомленность и многому уже научился.

Социальные мотивы учения

С поступления в школу дети начинают свою подготовку к самостоятельной взрослой жизни. Старшие дошкольники понимают, что школа – это пропуск во взрослую жизнь, и школьный период обязателен. У них формируется потребность в новом социальном статусе, который они получат, включаясь в такую серьезную деятельность как обучение.

Социальные мотивы вполне могут доминировать в интересе ребенка к школе. Не редкость такие высказывания дошкольников: «Хочу в школу, потому что там есть уроки и переменки; там получают хорошие оценки; в школе у меня появится много новых друзей». Или «Я буду ходить в школу, как и мои родители на работу», «Когда я пойду в школу, я не буду спать днем, как маленький», «Буду получать одни пятерки».

Социальная готовность к обучению

К сожалению, социальные мотивы не обеспечивают успешного обучения ребенка. Первое время они могут помочь первокласснику полноценно включиться в учебную деятельность. Стараясь быть прилежным учеником, ребенок внимательно слушает учителя, усердно выполняет вполне посильные задания. За это он получает слова поддержки и похвалы от учителя. В детском восприятии складывается завершенная картина: «Меня хвалят, значит, я хороший ученик».

Но учебные задания все время повышают планку трудности. Если на подмогу социальным мотивам не успеют подоспеть познавательные мотивы деятельности, первоклассник теряет интерес к школьному обучению.

Из этого вытекает, что социальная готовность к школе выступает необходимым условием для поступления в школу, но этого не достаточно, чтобы состоялось полноценное включение в образовательный процесс.

Коммуникативная готовность ребенка к школе

Новые условия ожидают детей и в коммуникативной сфере. В старшем дошкольном возрасте — особенно в период кризиса 6-7 лет, — дети стремятся изменить свою позицию в семейных отношениях и получить возможность самостоятельных действий и решений. Однако для них становится особенно важным, чтобы их мнения и суждения в отношении окружающего мира хотя бы частично совпадали с точкой зрения взрослых.

Дети пробуют себя в роли взрослых, и им очень хочется, чтобы эти пробы были успешными. Причем, старший дошкольник уже отлично понимает, что взаимоотношения с близкими взрослыми и посторонними людьми выстраиваются по-разному. Беседуя с чужим человеком дети после 6 лет стараются не допускать той непосредственности, которая доминировала в их поведении раньше.

В общении со сверстниками также появляется много нового. В школе ребенка ждет коллективный характер деятельности. Это совершенно другие условия, чем привычные для дошкольника игровые взаимодействия или дружеские отношения. Естественно, и прежние формы общения сохранятся, но учебная деятельность требует иных. Главным становится умение действовать совместно ради выполнения поставленной задачи.

Как меняется коммуникация со взрослыми при поступлении в школу

Дошкольники активно используют ситуативно-деловую и внеситуативно-познавательную форму общения со взрослыми. В то время как обучение требует внеситуативно-личностного общения ребенка и взрослого, где на первый план выходит авторитетность учителя.

Перечислим важнейшие аспекты, которые способна обеспечить названная форма общения:

  • внимание к тому, что говорит взрослый;
  • умение слушать и следовать инструкции;
  • адекватно относиться к оценке за свою работу;
  • исправлять ошибки, на которые указал взрослый.

И такие отношения начинают складываться к концу дошкольного возраста, потому что ребенок взрослеет, постигает смысл взаимоотношений между людьми, усваивает правила и нормы социального взаимодействия.

На пороге школы взрослый для ребенка становится экспертом во всем: как источник информации, как оценивающий специалист, как личность, стоящая на страже нравственности и справедливости.

Ребенок учится у взрослого, воспринимает его указания, решает поставленные перед ним задачи, если воспринимает его как учителя. Это непременная составляющая коммуникативной готовности к обучению в школе.

Особенности коммуникации со сверстниками при обучении

Чтобы успешно адаптироваться к школьному обучению, ребенку необходимы коммуникативные умения, лежащие в основе коллективной ответственности. Для школьной среды важны следующие:

  • действовать вместе с одноклассниками;
  • слушать ответы товарищей и следить за их работой на уроке;
  • согласовывать свои замыслы и действия с коллективом;
  • обосновывать свое мнение и считаться с мнением других;
  • настаивать на своем в одних случаях и уметь отказываться от своей идеи в пользу иного мнения в других;
  • принимать успехи других детей без обид и других негативных эмоций.

Перечисленные умения быстрее формируются у детей, обладающих коммуникативными способностями. Но любому ребенку под силу включиться в коллективную учебную деятельность. У разных детей могут быть различные слабые звенья коммуникации. Если рассматривать приведенный выше список в качестве критериев подготовленности дошкольника к обучению, то проясняется, в каком направлении должно осуществляться развитие коммуникативной готовности к школе каждого отдельного ребенка.

Коммуникация со сверстниками помогает овладевать учебной деятельностью. В общении на уроках дети усваивают общие способы решения задач. Бывает, что большей подсказкой, как выполнить задание, ученику служит наблюдение за действиями соседа по парте. Есть дети, которые скорее спросят у товарища, чем обратятся к учителю.

Образно говоря, социально-коммуникативная готовность к школе служит, своего рода, каркасом. Это невидимая конструкция, благодаря которой у ребенка складывается представление о своей роли ученика, о роли взрослого как учителя. А все элементы данной конструкции объединены общей учебной деятельностью.

Ссылка на основную публикацию