Содержание
Для того чтобы первоклассник полноценно включился в школьное обучение, важно, чтобы он быстро и естественно адаптировался к новой среде. Такую адаптацию обеспечивает социальная готовность к школе. Только приняв новую для себя роль ученика и найдя свое место в коллективе сверстников, ребенок сможет направить свое внимание на получение знаний и умений.
Понятие социальной готовности к обучению
Социальная готовность ребенка к школе является частью общей готовности к школьному обучению. В дошкольном возрасте у детей активно развиваются познавательные процессы, что станет основой их интеллектуальной подготовки к школе. Также развиваются личностные качества и самосознание, на базе которых формируется личностная готовность к систематическому обучению в условиях школы.
Такой же важной является составляющая, связанная с социальными изменениями, неизбежными при поступлении в первый класс. Дошкольнику предстоит шагнуть на новую ступень общественных отношений и освоить роль ученика.
Это значительные перемены, поскольку ведущая деятельность меняется с игровой на учебную. Смена ведущей деятельности сопровождается перестройкой общения как со взрослыми, так и сверстниками.
Социальная готовность к школе – это подготовленность ребенка к перестройке прежнего привычного образа жизни и настрой на принятие новой роли, на общение в большом коллективе, на выполнение связанных с обучением обязанностей.
Если ребенок не стремится занять новую позицию в обществе людей, не желает сделать шаг навстречу миру взрослости, который начинается со школы, то его психологическая готовность к школе еще не сформировалась. Даже, если ребенок имеет хорошую осведомленность и многому уже научился.
Социальные мотивы учения
С поступления в школу дети начинают свою подготовку к самостоятельной взрослой жизни. Старшие дошкольники понимают, что школа – это пропуск во взрослую жизнь, и школьный период обязателен. У них формируется потребность в новом социальном статусе, который они получат, включаясь в такую серьезную деятельность как обучение.
Социальные мотивы вполне могут доминировать в интересе ребенка к школе. Не редкость такие высказывания дошкольников: «Хочу в школу, потому что там есть уроки и переменки; там получают хорошие оценки; в школе у меня появится много новых друзей». Или «Я буду ходить в школу, как и мои родители на работу», «Когда я пойду в школу, я не буду спать днем, как маленький», «Буду получать одни пятерки».
К сожалению, социальные мотивы не обеспечивают успешного обучения ребенка. Первое время они могут помочь первокласснику полноценно включиться в учебную деятельность. Стараясь быть прилежным учеником, ребенок внимательно слушает учителя, усердно выполняет вполне посильные задания. За это он получает слова поддержки и похвалы от учителя. В детском восприятии складывается завершенная картина: «Меня хвалят, значит, я хороший ученик».
Но учебные задания все время повышают планку трудности. Если на подмогу социальным мотивам не успеют подоспеть познавательные мотивы деятельности, первоклассник теряет интерес к школьному обучению.
Из этого вытекает, что социальная готовность к школе выступает необходимым условием для поступления в школу, но этого не достаточно, чтобы состоялось полноценное включение в образовательный процесс.
Коммуникативная готовность ребенка к школе
Новые условия ожидают детей и в коммуникативной сфере. В старшем дошкольном возрасте — особенно в период кризиса 6-7 лет, — дети стремятся изменить свою позицию в семейных отношениях и получить возможность самостоятельных действий и решений. Однако для них становится особенно важным, чтобы их мнения и суждения в отношении окружающего мира хотя бы частично совпадали с точкой зрения взрослых.
Дети пробуют себя в роли взрослых, и им очень хочется, чтобы эти пробы были успешными. Причем, старший дошкольник уже отлично понимает, что взаимоотношения с близкими взрослыми и посторонними людьми выстраиваются по-разному. Беседуя с чужим человеком дети после 6 лет стараются не допускать той непосредственности, которая доминировала в их поведении раньше.
В общении со сверстниками также появляется много нового. В школе ребенка ждет коллективный характер деятельности. Это совершенно другие условия, чем привычные для дошкольника игровые взаимодействия или дружеские отношения. Естественно, и прежние формы общения сохранятся, но учебная деятельность требует иных. Главным становится умение действовать совместно ради выполнения поставленной задачи.
Как меняется коммуникация со взрослыми при поступлении в школу
Дошкольники активно используют ситуативно-деловую и внеситуативно-познавательную форму общения со взрослыми. В то время как обучение требует внеситуативно-личностного общения ребенка и взрослого, где на первый план выходит авторитетность учителя.
Перечислим важнейшие аспекты, которые способна обеспечить названная форма общения:
- внимание к тому, что говорит взрослый;
- умение слушать и следовать инструкции;
- адекватно относиться к оценке за свою работу;
- исправлять ошибки, на которые указал взрослый.
И такие отношения начинают складываться к концу дошкольного возраста, потому что ребенок взрослеет, постигает смысл взаимоотношений между людьми, усваивает правила и нормы социального взаимодействия.
На пороге школы взрослый для ребенка становится экспертом во всем: как источник информации, как оценивающий специалист, как личность, стоящая на страже нравственности и справедливости.
Ребенок учится у взрослого, воспринимает его указания, решает поставленные перед ним задачи, если воспринимает его как учителя. Это непременная составляющая коммуникативной готовности к обучению в школе.
Особенности коммуникации со сверстниками при обучении
Чтобы успешно адаптироваться к школьному обучению, ребенку необходимы коммуникативные умения, лежащие в основе коллективной ответственности. Для школьной среды важны следующие:
- действовать вместе с одноклассниками;
- слушать ответы товарищей и следить за их работой на уроке;
- согласовывать свои замыслы и действия с коллективом;
- обосновывать свое мнение и считаться с мнением других;
- настаивать на своем в одних случаях и уметь отказываться от своей идеи в пользу иного мнения в других;
- принимать успехи других детей без обид и других негативных эмоций.
Перечисленные умения быстрее формируются у детей, обладающих коммуникативными способностями. Но любому ребенку под силу включиться в коллективную учебную деятельность. У разных детей могут быть различные слабые звенья коммуникации. Если рассматривать приведенный выше список в качестве критериев подготовленности дошкольника к обучению, то проясняется, в каком направлении должно осуществляться развитие коммуникативной готовности к школе каждого отдельного ребенка.
Коммуникация со сверстниками помогает овладевать учебной деятельностью. В общении на уроках дети усваивают общие способы решения задач. Бывает, что большей подсказкой, как выполнить задание, ученику служит наблюдение за действиями соседа по парте. Есть дети, которые скорее спросят у товарища, чем обратятся к учителю.
Образно говоря, социально-коммуникативная готовность к школе служит, своего рода, каркасом. Это невидимая конструкция, благодаря которой у ребенка складывается представление о своей роли ученика, о роли взрослого как учителя. А все элементы данной конструкции объединены общей учебной деятельностью.