Умелые ручки ребенка: развитие моторики рук у дошкольников

Между мелкой моторикой, речевыми навыками, интеллектом и письмом в детском возрасте прослеживается тесная связь. Малыши, у которых хорошо развиты пальчики, начинают лучше и быстрее говорить. Они более ловки в движениях, увереннее ориентируются в пространстве. Но надеяться на естественный процесс развития пальчиков в быту или игре недостаточно.

Ситуации, способствующие развитию мелкой моторики, значительно сократились. Исчезла необходимость завязывать шнурки (появилась обувь с липучками), редко кто в семье совместно с ребенком перебирает крупу или занимается вышиванием. Поэтому развитие руки ребенка нуждается в целенаправленном стимулировании со стороны взрослых.

Важность своевременного развития рук ребенка

Тренировать руки необходимо, чтобы оттачивать движения, а также, чтобы развивался мозг ребенка. Так считают специалисты, приводя доказательства прочных связей между корой головного мозга и тактильных рецепторов, расположенных на пальцах и ладонях. Кроме этого, для самостоятельного выполнения бытовых и учебных действий малышу необходима точная координация движений руки и пальцев.

Ребенок моет руки

Например, навыки самообслуживания в дошкольном возрасте: ребенок должен уметь самостоятельно зашнуровывать ботинки, застегивать замки, пуговицы, кнопки. И чашку пора научиться вымыть, и мелкие детали мозаики в коробочку сложить. Часто за него это делают взрослые. При хорошо развитой мелкой моторике у малыша не возникнет проблем с перечисленными действиями, и его самостоятельность возрастет.

В предшкольный период на первое место выходит новая задача – подготовка руки к письму. Первоклассники с развитой моторикой отличаются хорошим качеством письма. Но позаботиться о тренировке руки нужно намного раньше, чем ребенок сядет за школьную парту.

Специальные упражнения, пальчиковая гимнастика, рисование, конструирование, разукрашивание и другие подобные виды занятий способствуют развитию пальцев и кистей рук.

Всестороннее развитие руки дошкольника

Развитие руки малыша начинается с раннего детства. На каждом возрастном этапе есть свои особенности. Поскольку мы говорим о дошкольном периоде от 3 до 7 лет, то выделим главные задачи на каждом этапе:

  1. Развитие моторики рук в 3–4 года – это умение держать карандаш тремя пальцами, обводить по контурам, ловить катящийся мяч.
  2. Продвижение развития руки ребенка 5 лет подразумевает раскрашивание простых форм, самостоятельную лепку, вырезание картинок.
  3. Развитие моторики рук у детей 6–7 лет включает специальные упражнения, тренирующие графомоторные навыки.

Умея хорошо выполнять действия с предметами, координировать движения рук и пальцев, дошкольник становится более самостоятельным. Он сам может инициировать различные виды деятельности. Задача взрослого мотивировать и поддержать возникшее у ребенка желание. Например, предложить одеться, накрыть на стол, нарисовать рисунок, собрать мозаичную картинку, выполнить упражнение пальчиковой гимнастики.

Общая ручная умелость

В быту и при соблюдении гигиены немало дел, которые требуют умелых движений рук. Например, правильное использование столовых приборов во время принятия пищи или мытье рук (установка: промываем каждый пальчик) в 3 года кажутся сверхсложной задачей. Но в этом возрасте это естественно.

Важно не кормить трехлетку из ложечки или мыть подставленные взрослому ручки, а предоставить ему возможность пользоваться столовым прибором или мылом самостоятельно.

Чем старше ребенок, тем разнообразнее и сложнее моторные навыки. Не у всех детей быстро получается вырезать из бумаги, собрать конструктор, аккуратно разукрасить картинку. Но пользоваться зубной щеткой, застегнуть рюкзачок, налить сок в бокал и другим жизненно важным действиям родители обязаны учить ребенка своевременно. Бытовые моменты стимулируют дошкольника к действию.

Особый помощник – спортивные упражнения. К примеру, катаем или бросаем мячик, упражнения с предметами (кеглей, флажком), метание специального мешочка с песком. В период зимних забав полезно лепить снежки и пытаться добросить их до цели.

Мелкая моторика

Мелкая моторика – это основа развития познавательных процессов. Высокий уровень ее развития свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга. Это один из главных показателей физической готовности к школе.

Развитие моторики происходит в повседневной жизни и в игре. Перечень занятий и упражнений довольно широк:

  • лепка из пластилина или слоеного теста;
  • массаж кистей рук;
  • вырезание ножницами из бумаги;
  • рисование узоров по образцу;
  • игры с мелкими игрушками (как вариант из киндер-сюрпризов) или предметами (внимание: с 3–х лет!);
  • вязание и вышивание;
  • шнуровка;
  • бизиборд с различными тактильными элементами;
  • разукрашивание готовых картинок или рисунка после обведения по трафарету;
  • игра: «Нарисуй по точкам», «Найди домик зайчика» и другие;
  • нанизывание бусин и пуговиц на веревочку;
  • рисование по трафаретам;
  • оригами;
  • графические упражнения, штриховки;
  • соединение деталей конструктора;
  • плетение косичек или узоров на специальной доске;
  • игра: «Необычные буквы», по условию которой ребенку предлагается «написать» буквы в воздухе, на песке, на манке;
  • сортировка мозаики по ячейкам;
  • перебирание круп, зерен.

Отечественными и зарубежными физиологами доказано влияние мелкой моторики на речевую функцию.

Развитие пальцев рук

В перечисленных выше упражнениях, в основном, задействованы три пальчика и кисть руки. Безымянный и мизинчик остаются пассивными.

Упражнение для рук

В этих случаях помощником станет пальчиковая гимнастика. С ее помощью совершенствуются «тонкие» движения пальцев рук. Детям очень нравятся такие игры. Ребенок пальчиками показывает движения в соответствии с установкой взрослого. Часто используется стихотворный текст. Приведем несколько примеров.

«Лягушка». Ребенок поднимает согнутые в локтях руки, прижимая средний и безымянный пальцы к ладони большим пальцем. Указательный и мизинец при этом поднять вверх и держать полусогнутыми. Двигая в такт руками, дошкольник произносит стишок.

«Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки.

Увидала комара,

Закричала ква-ква-ква».

«Лесенка». Пальчики как будто выстраивают бегущую лестницу по следующему алгоритму. Ноготь большого пальца левой руки ложится на подушечку большого пальца левой руки. Это первые две ступеньки. На большой палец левой руки ложится кончик указательного правого пальца. Следующий по очереди – указательный левый. Это еще две ступеньки. Кончики всех пальцев ложатся друг на друга, мизинчики последние. Лесенка готова.

«Полет». Соединить пальцы рук в замок (исключая большие). Большими пальцами делать вращательные движения друг вокруг друга, постепенно убыстряя ход.

«Жук». Ребенок сжимает кулачок. Затем выпрямляет указательный палец и мизинец («усы»). Шевелит усами жук под ритмичные строки.

«Я веселый Майский жук.

Знаю все сады вокруг.

Над лужайками кружу,

А зовут меня Жу-жу…»

«Крючочки». Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом и легкими движениями проверять их объединение на прочность. По аналогии поочередно сцеплять и другие пальчики.

 «Крепко держатся дружочки,

Не разжать нам их крючочки».

Благодаря таким упражнениям пальцы и кисти рук задействуют реже участвующие в движениях мышцы, благодаря чему приобретают хорошую подвижность, гибкость, уменьшается скованность движений. Это в дальнейшем облегчит дошкольнику формирование навыков письма.

Творческие занятия на тренировку рук ребенка

Если ребенок посещает детский сад, развитие движений пальцев рук происходит на творческих занятиях по изодеятельности, конструированию, изготовлению поделок. Точно такие же занятия актуальны и в домашних условиях.

Выполнение творческих заданий мотивирует дошкольников потрудиться руками. Нужно нарисовать, вырезать, приклеить, собрать мелкие детали. Всегда можно найти интересную форму вовлечения ребенка в деятельность. К примеру, не желает малыш рисовать карандашом, подготовьте штампики или позвольте порисовать пальчиками (детальнее  в статье: Рисуем с детьми 3 – 4 лет).

Далеко не каждый дошкольник заинтересуется изготовлением аппликации. Однако, если ему предложить создать «Букет для мамы», он с воодушевлением откликнется. Можно предложить нарисовать вазу, вырезать цветы из разноцветной бумаги, наклеить и украсить вазу мелкими цветными бусинками. Получится необычный подарок ко дню рождения или наступающему Дню матери.

Только при систематических тренировках ручки ребенка будут становиться все более умелыми. Смотрите также полезный материал в статье Моторика рук для развития речи дошкольника.

Ссылка на основную публикацию