Нужно ли учить детей конструированию и помогать им в этой деятельности

Различные наборы и конструкторы воспринимаются как игрушка, с которой ребенку интересно играть. Однако у этого игрового материала гораздо большие возможности, чем может открыть сам ребенок. Конструктивная деятельность – простор для интеллектуального и творческого развития детей, для тренировки ручной умелости и пространственной ориентировки. Рассмотрим, как организовано конструирование в детском саду, и обратим внимание на то, какую помощь малышам оказывают взрослые в развитии конструктивных способностей.

Особенности детского конструирования в дошкольном возрасте

Конструирование – это продуктивная деятельность. Полученный продукт не превращается в сувенир, но его можно использовать в соответствии с игровым сюжетом. В этом заключается главная особенность конструктивной деятельности в дошкольном возрасте – в ее непосредственной связи с игрой.

Ребенок конструирует башню

Дети создают различные постройки и модели, чтобы потом использовать их в игровой деятельности.

Конструирование развивает моторику, способствует практическому познанию геометрических тел и пространственных отношений, стимулирует развитие речи и познавательных процессов.

В младшем дошкольном возрасте в целях безопасности детям предлагают только крупные детали конструктора. Старшие дошкольники предпочитают мелкие детали из разных материалов.

Потребность в подсказке или образце

Каким бы занимательным и красочным ни был набор деталей для конструирования, просто вручить его ребенку не достаточно. Дошкольник, безусловно, начнет нечто строить или собирать из составляющих конструктора, и некоторые результаты в виде башен или моделей будут весьма удачными.

Чтобы подтолкнуть детскую фантазию, важно подключиться взрослому. Напомним, какие формы эффективно работают на развитие конструктивной деятельности детей:

  • По образцу. Наглядно-действенный способ, когда особенности действий передаются путем подражания. Чаще используется в младшем дошкольном возрасте. Это важный обучающий этап для перехода к самостоятельному творчеству. Иногда образец необходим и детям старшего возраста. Например, если конструкция сложная или необходимо собрать копию предложенной.
  • По модели. Усложненный вид конструирования по образцу. Нет детальной инструкции, как собрана модель. Дети должны воспроизвести предмет, используя имеющийся строительный материал. Есть задача, но способы ее решения не очевидны. Цель взрослого – мотивировать ребенка конструктивно мыслить и проверять свои идеи методом проб.
  • По темам. Предложить ребенку определенную тему, и он, используя полученные ранее знания, умения и навыки выполняет задание. Например, строит «Новогодний город» или «Домик для куклы». Для дошкольников есть возможность проявить творчество.
  • По условиям. Используется для детей, имеющих определенный опыт в конструктивной деятельности. Задачи выражаются через условия и носят проблемный характер. Например, построить гаражи для разных по величине машин. Или условие: необходимы домики, в одном из которых будут жить два щенка, а в другом три.
  • По замыслу. Это широкое поле для творчества дошкольников. Дети сами решают, что они будут конструировать. Возможно, это будет модель из раннего опыта. А может, что-то абсолютно новое с использованием имеющегося опыта и присутствующего материала. Конструирование по замыслу развивает творческое воображение у дошкольников.
  • Каркасное. Это сложная форма, которую можно предложить детям 6–7 лет. Каркас – центральное звено постройки. Подойдут конструкторы «Квадро». Дети выполняют задание путем экспериментирования. Взрослый помогает и направляет. Использование каркасов способствует развитию образного мышления и воображения, учит детализации образа.

В зависимости от формы конструирования и сложности задания взрослый определяет, какая помощь необходима ребенку, какая подсказка направит к действию, нужен ли образец.

Помощь на разных этапах изготовления модели

Любая работа в конструктивной деятельности выполняется в несколько этапов. По сути, это пошаговое продвижение от задумки до получения результата.

  1. Ребенок получает задание. Если работа по замыслу, то продумывает будущую постройку или поделку.
  2. Подбор необходимого материала.
  3. Уточнение формы и размеров планируемого объекта. Например, «Зоопарк» – нужны домики для больших, и маленьких животных.
  4. Непосредственные действия для выполнения задуманного.
  5. Сравнение результата с заданием или замыслом дошкольника. При необходимости коррекция конструкции.

Ребенок может застопориться на любом из этих этапов. Помощь может подоспеть в виде наводящих вопросов. Например, дошкольник хочет сделать поделку «Птичка» из пластилина и природного материала. «Что еще похоже на перышки?», «Помнишь, как падали и кружились семена клена?» – подобными вопросами можно мотивировать на поиск аналогий и использование творческих идей.

Если вызывает сложность скрепление деталей, тут нужна практическая помощь, без которой детские ручки вряд ли справятся.

Взрослый обязательно должен участвовать в итоговом осмотре результата и поощрять ребенка: помогать анализировать, поддержать, если нужно что-то исправить, похвалить при очевидном успехе и т.д.

Виды конструирования в детском саду

Конструктивная деятельность в детских садах – одна из наиболее предпочитаемых детьми. В зависимости от возраста дошколят, а иногда и с учетом гендерных особенностей, воспитатели организуют художественное или техническое конструирование.

В каждой группе детского сада имеются наборы для конструктивной деятельности. Сначала это мягкие модули и большие разноцветные кубики. Малыш воспринимает их как предмет для игровых действий. С помощью воспитателя он постепенно познает их широкие возможности. Ребенок взрослеет и наборы для конструирования становятся разнообразнее, а интерес к ним шире. Главным помощником остается взрослый.

Технический подход в создании конструкций

Особенность технического конструирования заключается в воплощении замысла. Это направление подразумевает работу со строительным материалом или стандартными конструкциями, чаще всего заводского производства. Например, «Лего», «Рантис», «Серпантин», «Магнитный конструктор».

В частности, из строительного материала. Это могут быть комплекты для игровых уголков и индивидуальные наборы с мелким строительным материалом для работы за столами. Чем старше дети, тем сложнее фигуры, используемые в постройках. Например, для малышей это могут быть просто кубики. Для детей постарше арки, треугольники, шестиугольные призмы.

Главное условие при работе с такими элементами – простое крепление деталей. Это могут быть пазы, гайки, шипы, штифты. Маленькие инженер создает разнообразные конструкции, развивая моторику и мышление.

Художественное конструирование

Художественное конструирование подразумевает создание замысла. Особенно ярко ребенок может проявить креативный подход при выполнении поделок из бумаги, подручного или природного материалов.

Например, сказочные человечки из пустых молочных бутылок. На прозрачную пластиковую форму дети приклеивают глаза, рот, нос и элементы одежды, вырезанные из цветной бумаги.

Ребенок овладевает художественным конструированием постепенно, по мере того как приобретает определенные навыки. Важно научиться хорошо владеть ножницами, самостоятельно клеить, лепить.

Конструирование из бумаги в детском саду это не только традиционные техники. Воспитатели активно используют оригами, бумагопластику, вытынанки (например, снежинки на окна), квиллинг. Дети с удовольствием делают поделки из бумажных конусов, кругов, полос. Например, из конуса – дед Мороз или мороженое, из кругов – цветы, из полосок бумаги – улитка.

Конструктивная деятельность в средней группе

В средней группе появляется конструирование по замыслу. Дети стремятся воплотить свои идеи в простых постройках. Для этого предназначены заводские конструкторы разного типа. Это могут быть пластмассовые, деревянные варианты.

Актуальны наборы из мягких, крупных модулей. Этот материал чаще используют для совместных работ с малышами. Он яркий, крупный, легкий и безопасный. Например, дети вместе с воспитателем могут построить паровозик.

Конструирование с детьми

У дошкольников появляется желание строить вместе, хотя чаще всего постройка у каждого своя, просто рядом с другими. Предлагаемый строительный материал разнообразен по цвету, размеру, величине. Его располагают в центре стола или на ковре, а вокруг размещаются дети. Это мотивирует дошкольников, глядя на других, создавать свои модели.

На аккуратность и эстетику выполненных работ обращает внимание воспитатель. У детей возникает желание не только справиться с заданием, но и заслужить одобрение сверстников и взрослых.

Во второй половине года конструирование в средней группе становится разнообразным. Детям предлагают для работы бумагу, коробки, картон, природный материал. Из бумаги и картона дети делают поделки и игрушки. Для работ им предлагают разные виды бумаги: цветная, писчая, глянцевая, тонкий картон. Дети делают выкройку, раскладывают, клеят дополнительные детали, делают надрезы, складывают поделку и склеивают. Это может быть ракета, солнышко, гусеница, грибок.

Конструирование в старшей и подготовительной группах

В старшей и подготовительной группах дети строят постройки коллективно, помогая друг другу и корректируя общую модель. Готовая постройка обыгрывается в игре. Например, «Космодром», «Гараж», «Корабль». Предварительно дошкольники продумывают, что и как будут строить.

У детей 5–7 лет уже есть опыт для усложнения своих построек. Они могут конструировать самостоятельно, с интересом относятся к сложным задачам, поставленным педагогом. Результатом их продуктивной деятельности могут быть замки, микрорайоны, торговые центры, многоуровневые парковки.

В качестве ориентиров воспитатель предлагает схемы и иллюстрации. Его помощь заключается в подсказке отдельных приемов конструирования и небольшой помощи. Например, воспитатель предлагает простейшие схемы будущей конструкции, предварительно научив «читать» их. Дети самостоятельно определяют способ воспроизведения и выполняют действия. Предварительно педагог уточняет способ действий, проверяя наличие ошибок в процессе «чтения» схемы.

Возможно соединение конструирования с лепкой и рисованием, актуально использование природного и бросового материала. Для поделок используют еловые шишки, сухие листья, желуди, ореховую скорлупу, солому. Необычная форма и специфика природного материала подталкивает создавать разнообразные образы, что развивает творческие способности дошкольников.

Дети старшего дошкольного возраста могут сами находить и исправлять ошибки, оценивать свои работы и работы сверстников.

Ссылка на основную публикацию