Как поддерживать и поощрять детей дошкольного возраста

Детям нужно поощрение. Чтобы овладевать новыми знаниями и действиями, чтобы познавать окружающий мир, чтобы учиться коммуникации. Путем подбадривания и поддержки взрослые показывают детям, что ошибки – это просто возможность учиться новому и развиваться, вместо того чтобы их бояться и стыдиться. Меры поощрения ребенка бывают как универсальными, так и подходящими для определенного возраста. Обсудим те, которые применимы в отношении дошкольника.

Различие между поощрением и похвалой или наградой

Дети расцветают, обретают силу и уверенность, когда ощущают поддержку окружающих. Поддержка может принимать различные формы. За что-то ребенка хвалят, в какие-то минуты утешают, где-то подбадривают.

Девочка рисует

Однако поддержка поддержке рознь. Подход и определенные слова взрослых могут мотивировать ребенка на дальнейшие старания, но также могут породить жажду самой похвалы или награды.

Некоторые родители, не отдавая себе отчет, приучают детей к получению приза. «Если выполнишь, куплю…», «Молодец, сделал! Держи конфеты/игрушку/…». При таком подходе, интерес ребенка смещается исключительно на награду. Приз является целью и не поощряет ребенка на совершенствование действий, улучшение поведения там, где награды не обещают.

Похвала формирует у детей зависимость от суждений других людей. В сознании ребенка, который привык к похвале, не складываются критерии самостоятельной оценки своих действий, результата собственных усилий, своего поведения. Иными словами, ребенок верит, что он справляется, и у него все в порядке, если кто-то это утверждает.

Поощрение посылает ребенку сигнал, что он, несомненно, хороший – такой как есть, временами делающий ошибки и откровенные ляпы. Поддержка, исходящая от родителей и других значимых взрослых, создает у детей платформу уверенности, что их любят и ценят вне зависимости от обстоятельств.

Когда ребенок слышит ободряющие слова, у него исподволь формируется понимание, что он сам и его неразумные поступки и ошибки – это не одно и то же. То есть, поступки отделены от личности. Их можно исправить. Главное, осознать, какие высказывания и действия были неверными, и предпринять шаги для улучшения ситуации.

Важность поощрения для ребенка дошкольного возраста

Мнение о себе, о своих способностях и возможностях начинает формироваться с раннего возраста. Родители оказывают огромное влияние на этот процесс. То, каков стиль воспитания прижился в семье, и как они общаются со своими детьми дошкольного возраста, либо поможет дочкам и сыночкам в последующие годы успешно развиваться и достигать поставленных целей, либо заставит погрязнуть в брошенных на полпути делах и неудачах.

Родители должны верить в своих детей и обязаны заложить им уверенность в своих силах и способностях еще в дошкольном возрасте.

Следует признать, что похвала действует, если у дошкольника «его дела» идут хорошо, и он явно преуспевает. Хвалебные слова будут подталкивать малыша к дальнейшим усилиям. Но как быть при неудачах, когда похвала вряд ли уместна? А ребенку поддержка в подобных ситуациях гораздо нужнее.

Поощрение дошкольника подразумевает подбадривание его в действиях, мотивирование на достижение результата (чтобы не бросал дело при неудачах), внимание к малейшим успехам, побуждение к обсуждению того, что удалось, и что поможет преодолеть возникшие сложности.

Способы и виды поощрения ребенка в семье

Дети формируют свое мнение о себе и своей умелости через свое ощущение, как их воспринимают близкие родственники, члены семьи.

Поддержка ребенка в деле

Если детям указывают на их ошибки и ругают за проступки, это не дает им ориентира, как им исправиться. И такой метод точно отбивает охоту у ребенка браться за дело, которое не удалось. Более того, дошкольник начинает выражать протест, демонстрировать упрямство.

Важно отделять положительные действия и находить способы поощрять ребенка выбирать именно их.

Методы поддержки малышей 3–4 лет

Малыши нуждаются в безопасных условиях и заботе. Они познают мир посредством предметной деятельности, учатся самообслуживанию. В этом их нужно поощрять.

  1. Проявляйте терпение, когда ребенок не справляется со столовыми приборами, неумело моет руки и пр. Легко сделать все эти действия за него. Но такой подход не поможет ребенку сформировать навыки самообслуживания. Побуждайте сделать еще раз, немножко подкорректируйте его действия, похвалите за удачную попытку.
  2. Поощряйте собственным примером. К примеру, ребенку нужно собрать рюкзачок в детский сад. Такое занятие только на первых порах интересно детям, а далее превращается в рутину. Предложите малышу складывать нужные ему вещи, в то время как вы собираете свою сумку на работу. А затем вместе порадуйтесь, как замечательно вы справились.
  3. Обращайте внимание ребенка на его предыдущие успехи. Например, малыш не желает собирать кубики в коробку. Обратите внимание на мягкие игрушки, которые он рассадил на полке ранее, и похвалите, как здорово это у него получилось.

Меры поощрения старших дошкольников

Поощрение детей старшего дошкольного возраста должно быть направлено на укрепление их веры в свои силы, на формирование адекватной самооценки. В то время как к малышам родители относятся снисходительно, к более старшим деткам в семье выдвигают ряд требований, ругают за несоответствующее поведение, акцентируют внимание на неудачах. Это в корне не верный подход.

Как взрослые могут поощрять подросших детей:

  1. Исключите упреки за ошибки. Наоборот, успокаивайте детей, отмечая, что ошибка дает возможность научиться. Пусть будет одна/две/сколько надо попыток, пока не получится так, как задумано.
  2. Дошкольники 5–7 лет берутся за дела, которые более длительны по времени, чем у малышей. Возьмите за правило оказывать внимание ребенку в начале, в середине и в конце занятия. В начале проявите интерес и поддержите задумку, в середине похвалите за продвижение и подзадорьте тем, что вот-вот все будет готово, по завершении выразите восхищение/удивление/просто порадуйтесь вместе.
  3. Будьте внимательны к ситуациям, когда кто-то обидел ребенка своими высказываниями. Поговорите с ребенком о тех эмоциях, которые на него нахлынули, поделитесь своими чувствами. Дайте ему понять, что иногда люди говорят неприятные слова и насмешливо высказываются из-за собственной неуверенности, или когда они расстроены. Подобное обсуждение оказывает поддержку дошкольнику и возвращает ему уверенность, что с ним все в порядке.
  4. Говорите ребенку комплименты и учите его говорить приятные слова другим. Комплимент – это поощрение авансом. Когда человек слышит восхищения в свой адрес, у него вырастают крылья, появляется энергия и желание действовать.

Ободряющие слова и поощрение – действенная поддержка для дошкольника. Дети могут неосознанно встревожиться, важны ли они сами и их деятельность близким, если родители не обращают внимания на занятие ребенка или машинально бросают «Молодец!». Зато любые меры поощрения становятся заботой, приносящей уверенность ребенку, что его любят и поддерживают.

Ссылка на основную публикацию