Содержание
Детям нужно поощрение. Чтобы овладевать новыми знаниями и действиями, чтобы познавать окружающий мир, чтобы учиться коммуникации. Путем подбадривания и поддержки взрослые показывают детям, что ошибки – это просто возможность учиться новому и развиваться, вместо того чтобы их бояться и стыдиться. Меры поощрения ребенка бывают как универсальными, так и подходящими для определенного возраста. Обсудим те, которые применимы в отношении дошкольника.
Различие между поощрением и похвалой или наградой
Дети расцветают, обретают силу и уверенность, когда ощущают поддержку окружающих. Поддержка может принимать различные формы. За что-то ребенка хвалят, в какие-то минуты утешают, где-то подбадривают.
Однако поддержка поддержке рознь. Подход и определенные слова взрослых могут мотивировать ребенка на дальнейшие старания, но также могут породить жажду самой похвалы или награды.
Некоторые родители, не отдавая себе отчет, приучают детей к получению приза. «Если выполнишь, куплю…», «Молодец, сделал! Держи конфеты/игрушку/…». При таком подходе, интерес ребенка смещается исключительно на награду. Приз является целью и не поощряет ребенка на совершенствование действий, улучшение поведения там, где награды не обещают.
Похвала формирует у детей зависимость от суждений других людей. В сознании ребенка, который привык к похвале, не складываются критерии самостоятельной оценки своих действий, результата собственных усилий, своего поведения. Иными словами, ребенок верит, что он справляется, и у него все в порядке, если кто-то это утверждает.
Поощрение посылает ребенку сигнал, что он, несомненно, хороший – такой как есть, временами делающий ошибки и откровенные ляпы. Поддержка, исходящая от родителей и других значимых взрослых, создает у детей платформу уверенности, что их любят и ценят вне зависимости от обстоятельств.
Когда ребенок слышит ободряющие слова, у него исподволь формируется понимание, что он сам и его неразумные поступки и ошибки – это не одно и то же. То есть, поступки отделены от личности. Их можно исправить. Главное, осознать, какие высказывания и действия были неверными, и предпринять шаги для улучшения ситуации.
Важность поощрения для ребенка дошкольного возраста
Мнение о себе, о своих способностях и возможностях начинает формироваться с раннего возраста. Родители оказывают огромное влияние на этот процесс. То, каков стиль воспитания прижился в семье, и как они общаются со своими детьми дошкольного возраста, либо поможет дочкам и сыночкам в последующие годы успешно развиваться и достигать поставленных целей, либо заставит погрязнуть в брошенных на полпути делах и неудачах.
Родители должны верить в своих детей и обязаны заложить им уверенность в своих силах и способностях еще в дошкольном возрасте.
Следует признать, что похвала действует, если у дошкольника «его дела» идут хорошо, и он явно преуспевает. Хвалебные слова будут подталкивать малыша к дальнейшим усилиям. Но как быть при неудачах, когда похвала вряд ли уместна? А ребенку поддержка в подобных ситуациях гораздо нужнее.
Поощрение дошкольника подразумевает подбадривание его в действиях, мотивирование на достижение результата (чтобы не бросал дело при неудачах), внимание к малейшим успехам, побуждение к обсуждению того, что удалось, и что поможет преодолеть возникшие сложности.
Способы и виды поощрения ребенка в семье
Дети формируют свое мнение о себе и своей умелости через свое ощущение, как их воспринимают близкие родственники, члены семьи.

Если детям указывают на их ошибки и ругают за проступки, это не дает им ориентира, как им исправиться. И такой метод точно отбивает охоту у ребенка браться за дело, которое не удалось. Более того, дошкольник начинает выражать протест, демонстрировать упрямство.
Важно отделять положительные действия и находить способы поощрять ребенка выбирать именно их.
Методы поддержки малышей 3–4 лет
Малыши нуждаются в безопасных условиях и заботе. Они познают мир посредством предметной деятельности, учатся самообслуживанию. В этом их нужно поощрять.
- Проявляйте терпение, когда ребенок не справляется со столовыми приборами, неумело моет руки и пр. Легко сделать все эти действия за него. Но такой подход не поможет ребенку сформировать навыки самообслуживания. Побуждайте сделать еще раз, немножко подкорректируйте его действия, похвалите за удачную попытку.
- Поощряйте собственным примером. К примеру, ребенку нужно собрать рюкзачок в детский сад. Такое занятие только на первых порах интересно детям, а далее превращается в рутину. Предложите малышу складывать нужные ему вещи, в то время как вы собираете свою сумку на работу. А затем вместе порадуйтесь, как замечательно вы справились.
- Обращайте внимание ребенка на его предыдущие успехи. Например, малыш не желает собирать кубики в коробку. Обратите внимание на мягкие игрушки, которые он рассадил на полке ранее, и похвалите, как здорово это у него получилось.
Меры поощрения старших дошкольников
Поощрение детей старшего дошкольного возраста должно быть направлено на укрепление их веры в свои силы, на формирование адекватной самооценки. В то время как к малышам родители относятся снисходительно, к более старшим деткам в семье выдвигают ряд требований, ругают за несоответствующее поведение, акцентируют внимание на неудачах. Это в корне не верный подход.
Как взрослые могут поощрять подросших детей:
- Исключите упреки за ошибки. Наоборот, успокаивайте детей, отмечая, что ошибка дает возможность научиться. Пусть будет одна/две/сколько надо попыток, пока не получится так, как задумано.
- Дошкольники 5–7 лет берутся за дела, которые более длительны по времени, чем у малышей. Возьмите за правило оказывать внимание ребенку в начале, в середине и в конце занятия. В начале проявите интерес и поддержите задумку, в середине похвалите за продвижение и подзадорьте тем, что вот-вот все будет готово, по завершении выразите восхищение/удивление/просто порадуйтесь вместе.
- Будьте внимательны к ситуациям, когда кто-то обидел ребенка своими высказываниями. Поговорите с ребенком о тех эмоциях, которые на него нахлынули, поделитесь своими чувствами. Дайте ему понять, что иногда люди говорят неприятные слова и насмешливо высказываются из-за собственной неуверенности, или когда они расстроены. Подобное обсуждение оказывает поддержку дошкольнику и возвращает ему уверенность, что с ним все в порядке.
- Говорите ребенку комплименты и учите его говорить приятные слова другим. Комплимент – это поощрение авансом. Когда человек слышит восхищения в свой адрес, у него вырастают крылья, появляется энергия и желание действовать.
Ободряющие слова и поощрение – действенная поддержка для дошкольника. Дети могут неосознанно встревожиться, важны ли они сами и их деятельность близким, если родители не обращают внимания на занятие ребенка или машинально бросают «Молодец!». Зато любые меры поощрения становятся заботой, приносящей уверенность ребенку, что его любят и поддерживают.