Помочь ребенку стать уверенным в себе нужно своевременно

Вопрос, как помочь ребенку стать уверенным в себе, не беспокоит родителей, пока малыш общается только в кругу семьи или находится под бдительной опекой бабушек и нянь. Но рано или поздно всем детям необходимо вливаться в социальную среду. Одних ожидает детский сад. Обычный, с большим количеством детей в группах. Другие в активное общение погружаются с поступлением в школу. И тут оказывается, что не каждому ребенку легко адаптироваться в новых условиях. 

В какой форме проявляется детская неуверенность

Наблюдая, как дети дошкольного возраста играют на детской площадке, родители невольно отмечают, насколько по-разному все себя ведут. Бросаются в глаза те, кто чувствует себя, как рыба в воде. Также обращают на себя внимание детишки, стоящие в сторонке.

Как воспитать уверенность

Первые успевают общаться со всеми, меняться игрушками, предлагать свою игру и тут же выполнять в ней главную роль. Другим почему-то и роли не достаются, и партнеры по игре не находятся. Взрослые видят повторяющуюся ситуацию и тревожатся, если в сторонке оказывается их ребенок. А тревожиться есть основания. Это не тот случай, чтобы отмахнуться: «Само пройдет!».

Детям нужно помогать с малых лет приобретать уверенность в своих действиях, в поступках, в общении. Начиная с пяти лет, дошкольник осознает свою успешность или неудачливость и соответствующе переживает.

Далеко не всем даны от природы коммуникативные способности. Оказываясь среди посторонних людей, сталкиваясь с новым заданием, такие дети теряются, чувствуют себя неуверенно, испытывают отрицательные эмоции. Родители обязаны чутко отреагировать и уделить особое внимание социализации ребенка, ели наблюдают следующее:

  • На детской площадке малыш, в основном, играет один.
  • Ребенок отказывается подходить к группе сверстников, играющих во дворе.
  • Дошкольник боится остаться подождать близкого человека (в коридоре поликлиники, в фойе театра и пр.).
  • Ребенок не решается на обычное публичное выступление (рассказать стишок у елки, дать ответ в конкурсе).
  • Старший дошкольник не соглашается выйти из дома без сопровождения близких.

Это краткий перечень возможных вариантов проявления неуверенности в себе в дошкольном возрасте. В действительности данный список гораздо длиннее, и для каждого дошкольника он может быть нестандартным.

Решать обнаруженную проблему необходимо не сиюминутно, а глобально. Имеется в виду, приложить усилия по формированию у ребенка базового доверия к окружающему миру и осознания ценности своей личности.

Подход к формированию уверенного в себе дошкольника

Психику дошкольника важно укреплять. Развивать эмоционально-волевую сферу, нейтрализовать отрицательные переживания от неудач, разбираться с причинами страхов и избавляться от них. Взрослым важно разобраться в себе, не перекладывают ли они свои страхи на ребенка.

«Туда не ходи», «Одному нельзя», «Ты еще маленький», — обоснованы ли такие ограничения в каждом случае, когда они звучат? Мамы и бабушки часто употребляют подобные фразы и… как будто заражают детей страхом. А потом удивляются, что ребенок не может даже 5 минут подождать их у двери врачебного кабинета. Дети должны знать, что естественно испытывать страх, но это чувство не должно стать преградой в их социализации.

Принципы подхода к воспитанию

Близкие взрослые поддерживают малыша одобрением, похвалой. Но при этом важно исходить из уважения к его личности и веры в его умения справиться, а не просто захваливать или «лепить» образ идеального ребенка.

Несколько важнейших принципов воспитания детей:

  • Верьте в своего ребенка

Иметь веру по отношению к детям не означает надежду, что они всегда будут поступать лучшим образом и со всем справятся без вашей помощи. Это означает принимать ребенка таким, какой он есть. Не мелькают ли у вас в глубине сознания мысли о неполноценности ребенка, если ваш малыш в 4 года еще плохо разговаривает? Не испытываете ли вы чувство стыда, если 5-летняя дочь делает что-то не то в присутствии ваших знакомых?

Если вы верите в своего малыша, то такие мысли и чувства вас посещать не будут. Вы будете уверены, что с вашей помощью за годы дошкольного детства ребенок научится всему, что для него необходимо.

  • Не сравнивайте с другими

Некоторым родителям непременно хочется, чтобы их ребенок был умнее, привлекательнее, способнее, талантливее других детей. В случае, когда они видят большее продвижение других детишек, они пытаются подстегнуть развитие своего малыша. «Миша как красиво рисует. Давай и ты нарисуешь…», «Аня уже научилась шнурки завязывать, учись и ты», — так намерены мотивировать родители. Им невдомек, что подобные фразы только тормозят детей в освоении и без того непростого для них дела.

Сравнивайте только то, как продвинулся ваш ребенок. Что он сегодня умеет делать лучше, чем вчера. И обязательно отмечайте эти достижения.

  • Ободряйте и поддерживайте

Легко хвалить ребенка, который ведет себя хорошо. Приятно отметить, какой он молодец, если что-то нарисовал, построил, сконструировал. В этих случаях взрослые щедры на похвалу. Гораздо сложнее поддержать дошкольника, делающего промахи в поступках, не особо интересующегося творческой деятельностью или познавательной активностью. А ведь именно в этих случаях маленький человечек нуждается в поддержке.

Крайне важно находить хотя бы маленькие пошаговые достижения (принес тарелки, положил игрушку на место, откликнулся на зов с первого раза) и ободрять ребенка.

  • Не критикуйте

У многих пап и мам есть свой идеал, что и как должен уметь дошкольник в определенном возрасте. Тем более что по многим показателям существуют усредненные нормы. Такие родители признают достижения ребенка, если они достигают и превышают эту условную норму. В итоге вместо поддержки может прозвучать: «Такие каракули рисуют в 3 года, а ты уже должен картинку нарисовать». Или: «Да разве так складывают одежду? Это же ворох!». Подобная критическая оценка нисколько не поможет малышу, чтобы справиться лучше. А вот вреда принесет много. Это и занижение самооценки, и нежелание упражняться в подобном деле.

Существует более действенный и при этом полезный подход, побуждающий ребенка улучшить результаты. «Давай посмотрим, что у тебя получилось лучше всего. Солнышко как здорово нарисовано. Кофточку ты аккуратно сложила» — такая поддержка действеннее всякой критики.

  • Не захваливайте

Если вредно критиковать детей, вовсе не значит, что их нужно хвалить за все подряд. Во-первых, дети в этом случае не смогут выработать внутренние критерии, что соответствует определенному уровню качества. Во-вторых, они будут бояться сделать что-то хуже, чем им удалось раньше. Это может привести к отказу ребенка выполнить сложное для него задание. Может также подтолкнуть к обману, чтобы скрыть неудачи.

Похвала и поощрение очень важны в воспитании детей, но они должны применяться объективно. Всегда можно найти, за что похвалить. Такой подход подскажет дошкольнику, где нужно приложить усилия, чтобы его старания привели к заслуженной оценке.

Перечисленные базовые принципы способствуют формированию у ребенка адекватной самооценки и чувства защищенности. Ему верят, его поддерживают. Ему позволительно ошибаться и методом проб и ошибок продвигаться в своем развитии.

Как помочь ребенку стать общительным            

Придерживаясь методов воспитания, укрепляющих самооценку, помогите ребенку стать смелее в общении.

Уверенность в себе

Детское общество отличается тем, что там некому поощрять и оказывать поддержку. Зато конкуренция и соревновательность присутствуют в большой мере.

Общение детей отличается нерегламентированностью и нестандартностью. Дошкольнику важно говорить самому, а не слушать сверстника. Ребенок норовит управлять действиями партнеров по игре, пристрастно относится к соблюдению правил с их стороны и лоялен к себе, навязывает собственный образец поведения.

Контакты со сверстниками требуют освоения норм взаимоотношений между людьми. Парадоксально, что дети, общаясь, такие нормы выдерживают условно и часто нарушают. В подобных ситуациях проявляются нравственные качества. Ребенок, у которого развито чувство справедливости, уважения к другим, старается обратить внимание на нарушения и призывает их не допускать.

Вхождение в сообщество сверстников подчинено определенным правилам. Так, девочкам важно, чтобы возникла симпатия, расположение к новичку. После этой искорки между девочками завязывается общение. Еще девочкам важно познакомиться, узнать имена. Поэтому приобщаться к детскому сообществу помогает хотя бы минимальная информация о себе.

Мальчикам важно партнерство. «Будешь вратарем?», «Умеешь играть в…?» — если ответ положительный, новичок принимается в игру. Поэтому мальчикам так важно идти играть с соответствующим средством: машинкой, мячиком и пр.

Барьером может выступать первый шаг к общению. Особо чувствительные дети с меланхолическим темпераментом испытывают тревожность и чувство незащищенности, если им необходимо первым сделать шаг. Родители помогут ребенку, если потренируют это момент, посоветуют, как начать общение.

Полезно заблаговременное проигрывание подобных диалогов, используя сказочные сюжеты, ситуации с героями мультиков.

В то время как дошкольник проигрывает роль, он оказывается внутри ситуации и идентифицирует себя с успешным героем. Ребенок приобретает опыт общения, который частично переносится в реальную среду.

Также дошкольник постепенно преодолевает скованность, его эмоции становятся разнообразнее и естественнее, повышается уверенность в себе. С этим растворяется проблема, ранее мешающая поучаствовать в детском конкурсе, рассказать стихи.

Если родители воспринимают ребенка как развивающую личность, как умеющего справиться со многими соответствующими возрасту задачами, то дошкольник окажется на одной волне и будет ощущать собственную уверенность.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector