Содержание
Художественно-эстетическое развитие дошкольников должно опираться на то, что способен воспринимать ребенок в своем малом возрасте. Нет никакого смысла пытаться обратить внимание трехлетнего ребенка на симметрию красивых крыльев бабочки, пока ребенок в силу особенностей познавательного развития в состоянии замечать только их яркий окрас. В данной статье попытаемся разобраться, как развивается в дошкольном возрасте способность воспринимать прекрасное, а также, какие методы способствуют эстетическому воспитанию детей.
Становление художественно эстетического восприятия
Восприятие дошкольника определяется общим развитием его практической деятельности. Прежде чем ребенка коснется художественно-эстетическая сторона предметов и явлений, у него должны хорошо разработаться рецепторы и анализаторы восприятия.
Младший дошкольник еще не умеет управлять взором, его взгляд хаотично перемещается по предмету. Точно так же сложно ему прислушиваться к системе звуков, потому что детское ухо улавливает только самые выразительные из них.
То есть, в младшем дошкольном возрасте детям доступно еще только сенсорное восприятие, которое обеспечивает накопление образов предметов и явлений, а также осознание их качеств и свойств.
Художественное восприятие литературных и музыкальных произведений, осмысление изобразительной деятельности и внимание к живописи, способность улавливать гармонию и эстетику требуют последовательного и систематического рассматривания или слушания.
А так управлять своим восприятием маленькому ребенку не под силу.
Управляемость процессом восприятия заключается в продолжительности и планомерности ознакомления с конкретным объектом. Способности такого уровня формируются только к старшему дошкольному возрасту.
Особенности восприятия изобразительного творчества
Для того чтобы увидеть красоту и завершенность рисунка, ориентировочные движения глаз должны охватывать все детали, улавливать их взаимосвязь.
Для восприятия картины важно последовательное систематическое рассматривание. Только так возможно осмыслить отдельные качества как единое целое.
В связи с особенностями развития зрительного восприятия в возрастной психологии выделили три уровня эстетического восприятия изобразительного искусства.
- Младший дошкольник, рассматривая картину, испытывает радость от того, что он узнает знакомые объекты, особенно если они для него привлекательны. Например, детки очень любят рассматривать рисунки, где присутствуют животные. Многие дети 3-4 лет способны определить настроение, которое передает картина (веселое или грустное).
- Дошкольник среднего возраста замечает яркость красок и цветовую гармонию живописи. Он поясняет, чем именно ему нравится картина. Может описать содержание, каков сюжет запечатлен на картине.
- Дети 6-7 лет обращают внимание не только на внешние, но и внутренние характеристики образов, и воспринимают их в тесной взаимосвязи. Содержание картины объяснят подробно и с выводами. Например, «Девочка радуется, что они с дедушкой сажают деревце. Она будет его поливать, и оно вырастет большим и красивым». Старшие дошкольники улавливают композицию приемов, с помощью которых художник создает образы («Этот человек очень опечален: у него глаза грустные, морщины на лбу, и одежда у него вся такая серая…»).
Так на протяжении дошкольного детства пробуждается интерес к изобразительному творчеству и постепенно формируется эстетическое восприятие картины.
Развитие эстетического восприятия музыки
Первым шагом в формировании эстетического восприятия музыкальных произведений можно считать эмоциональную отзывчивость ребенка на определенные мелодии. Каждый внимательный взрослый хотя бы однажды наблюдал, как малыш особым образом реагировал на какую-то песню или музыку. Он прислушивается или пританцовывает, или реагирует эмоционально.
Но для более полных музыкально-слуховых представлений дошкольнику нужно задействовать воображение. Данный познавательный процесс начинает активно развиваться с 4-5 лет. Благодаря чему в этом возрасте ребенок способен услышать в музыке капельки дождя, завывание ветра и другие звуки природы.
Если в старшем дошкольном возрасте ребенок при прослушивании музыкального произведения представляет образы, может рассказать, какие музыкальные средства подсказали ему сюжет и образы, то с большой долей вероятности дошкольник обладает музыкальными способностями.
Развитие умения воспринимать литературные произведения
Чтобы воспринять детский рассказ, сказку, поучительную историю, маленькому слушателю приходится проделать немалую мысленно-эмоциональную работу:
- Представить внешность и действия героев, обстановку, события сказки или другого детского произведения.
- Уловить смысл всего произведения и понять, почему герои совершают определенные действия и поступки.
- Эмоционально откликнуться – что нравится, а что осуждается; где весело, а где тревожно за героев.
Успешность таких непростых комплексных шагов зависит от умения дошкольника ярко и точно представлять образы, устанавливать логические связи между деталями, событиями и поступками. Поэтому первыми художественными произведениями, доступными детям, являются сказки.
Они цепляют юного слушателя эмоционально и крайне мало требуют от него рассуждающего мышления. Очевидно, что все малыши очень переживают, чтобы Красную Шапочку не съел Волк, но редкий ребенок выясняет у взрослого, зачем мама отправляет девочку одну по лесной дороге.
Волшебный мир сказки способствует эмоциональному погружению ребенка в воображаемые события. Дошкольник непроизвольно ассоциирует себя с главным героем и представляет себя в тех действиях, которые выпадают на долю любимого персонажа. Дети настроены исключительно на счастливое завершение событий, и сказка им дарит такое благо. Поэтому, даже когда ребенок переживает при слушании истории, он трепетно ожидает, что «всё будет хорошо».
В 5-летнем возрасте дети уже знают основные нормы поведения и обязательно оценивают поступки персонажей. Зачастую они вмешиваются в предложенный сказочный сюжет и разъясняют, что «такого бы не случилось, если бы…» Здесь они приводят пример правильного поведения, основанного на их понимании нравственности и ответственности.
Когда ребенок подходит к школьному возрасту, у него меняется восприятие сказочных сюжетов. Он уже понимает вымышленность событий и образов. Это большой шаг к различению реальной действительности и воображаемого мира.
Методы и средства художественно эстетического воспитания дошкольников
Важным условием художественно-эстетического восприятия является эмоциональная настроенность. Тут без взрослого дошкольнику не обойтись. Дети дошкольного возраста нуждаются в помощи, чтобы воспринимать литературные, музыкальные и художественные произведения.
Например, слушая музыку, полезно побуждать ребенка определять, какое настроение она вызывает, или с каким временем года ее можно связать, или какому из известных ему сказочных персонажей подошла бы. Можно послушать два контрастных музыкальных произведения и порассуждать вместе с ребенком, чем они отличаются.
Хорошо бы познакомить дошкольника с звучанием различных музыкальных инструментов. Затем, слушая музыкальное произведение, пытаться определить, какие из инструментов звучат.
Что касается эстетического восприятия живописи, то наиболее доступными помощниками выступают пейзажи, натюрморты и сюжетные полотна. Чтобы дошкольник стал замечать не только яркость и цветовую палитру, следует систематически рассматривать репродукции, фотографии живописных работ, обсуждать настроение картины, выделять главное в сюжете.
Незаменимым методом приобщения к искусству является и вовлечение ребенка в изобразительную деятельность.
Пусть пробы своей руки в младшем дошкольном возрасте не приводят к понятным изображениям, однако рисование с детьми 3 4 лет позволит чему-то научиться. Затем ребенок шаг за шагом будет открывать для себя красоту цвета, рисунка.
Пониманию текста рассказа или сказочной истории помогают иллюстрации и картинки, наглядно и последовательно изображающие события. Не зря детские книжки так щедро наполнены яркими иллюстрациями. Читать сказку, особенно младшему дошкольнику, необходимо так, чтобы он рассматривал соответствующую картинку, да еще и проговаривал, кто и что изображено на ней.
После 5 лет дошкольники способны понимать не только действия, но и мотивы поступков. Самое время через чтение детских произведений подталкивать детей к размышлениям нравственного характера:
- почему герой поступил так, а не иначе
- какие переживания и чувства испытывают персонажи
- можно ли было предотвратить некие события и пр.
- как бы ты хотел завершить историю, чтобы произведение тебе понравилось еще больше.
Также с этого возраста у детей пробуждается эстетическое чувство к слову. Они обращают внимание на различные метафоры, на забавные рифмы, придумывают свои словечки по аналогии. И учатся формулировать свои мысли в завершенные и понятные предложения.
Прививать художественный вкус дошкольнику в семье нужно всесторонне. Важно заинтересовывать и живописью, и музыкой, и литературой. Любой праздник – это возможность приобрести такой подарок для ребенка, который будет полезен с точки зрения художественно-эстетического развития.
Даже родители не могут знать, какие задатки подарены природой маленькому человечку, и какие из них способны полноценно развернуться. Действуя в разных направлениях, взрослые помогают ребенку развивать эстетические чувства – отличать красивое от некрасивого, аккуратное от небрежного, гармоничное от дисгармоничного. А без этих чувств невозможно приобщение детей к искусству.