Художественно-эстетическое развитие в дошкольном возрасте

Художественно-эстетическое развитие дошкольников должно опираться на то, что способен воспринимать ребенок в своем малом возрасте. Нет никакого смысла пытаться обратить внимание трехлетнего ребенка на симметрию красивых крыльев бабочки, пока ребенок в силу особенностей познавательного развития в состоянии замечать только их яркий окрас. В данной статье попытаемся разобраться, как развивается в дошкольном возрасте способность воспринимать прекрасное, а также, какие методы способствуют эстетическому воспитанию детей.

Становление художественно эстетического восприятия

Восприятие дошкольника определяется общим развитием его практической деятельности. Прежде чем ребенка коснется художественно-эстетическая сторона предметов и явлений, у него должны хорошо разработаться рецепторы и анализаторы восприятия.

Младший дошкольник еще не умеет управлять взором, его взгляд хаотично перемещается по предмету. Точно так же сложно ему прислушиваться к системе звуков, потому что детское ухо улавливает только самые выразительные из них.

То есть, в младшем дошкольном возрасте детям доступно еще только сенсорное восприятие, которое обеспечивает накопление образов предметов и явлений, а также осознание их качеств и свойств.

Художественное восприятие литературных и музыкальных произведений, осмысление изобразительной деятельности и внимание к живописи, способность улавливать гармонию и эстетику требуют последовательного и систематического рассматривания или слушания.

А так управлять своим восприятием маленькому ребенку не под силу.

Управляемость процессом восприятия заключается в продолжительности и планомерности ознакомления с конкретным объектом. Способности такого уровня формируются только к старшему дошкольному возрасту.

Особенности восприятия изобразительного творчества

Для того чтобы увидеть красоту и завершенность рисунка, ориентировочные движения глаз должны охватывать все детали, улавливать их взаимосвязь.

Эстетическое восприятие

Для восприятия картины важно последовательное систематическое рассматривание. Только так возможно осмыслить отдельные качества как единое целое.

В связи с особенностями развития зрительного восприятия в возрастной психологии выделили три уровня эстетического восприятия изобразительного искусства.

  1. Младший дошкольник, рассматривая картину, испытывает радость от того, что он узнает знакомые объекты, особенно если они для него привлекательны. Например, детки очень любят рассматривать рисунки, где присутствуют животные. Многие дети 3-4 лет способны определить настроение, которое передает картина (веселое или грустное).
  2. Дошкольник среднего возраста замечает яркость красок и цветовую гармонию живописи. Он поясняет, чем именно ему нравится картина. Может описать содержание, каков сюжет запечатлен на картине.
  3. Дети 6-7 лет обращают внимание не только на внешние, но и внутренние характеристики образов, и воспринимают их в тесной взаимосвязи. Содержание картины объяснят подробно и с выводами. Например, «Девочка радуется, что они с дедушкой сажают деревце. Она будет его поливать, и оно вырастет большим и красивым». Старшие дошкольники улавливают композицию приемов, с помощью которых художник создает образы («Этот человек очень опечален: у него глаза грустные, морщины на лбу, и одежда у него вся такая серая…»).

Так на протяжении дошкольного детства пробуждается интерес к изобразительному творчеству и постепенно формируется эстетическое восприятие картины.

Развитие эстетического восприятия музыки

Первым шагом в формировании эстетического восприятия музыкальных произведений можно считать эмоциональную отзывчивость ребенка на определенные мелодии. Каждый внимательный взрослый хотя бы однажды наблюдал, как малыш особым образом реагировал на какую-то песню или музыку. Он прислушивается или пританцовывает, или реагирует эмоционально.

Но для более полных музыкально-слуховых представлений дошкольнику нужно задействовать воображение. Данный познавательный процесс начинает активно развиваться с 4-5 лет. Благодаря чему в этом возрасте ребенок способен услышать в музыке капельки дождя, завывание ветра и другие звуки природы.

Если в старшем дошкольном возрасте ребенок при прослушивании музыкального произведения представляет образы, может рассказать, какие музыкальные средства подсказали ему сюжет и образы, то с большой долей вероятности дошкольник обладает музыкальными способностями.

Развитие умения воспринимать литературные произведения

Чтобы воспринять детский рассказ, сказку, поучительную историю, маленькому слушателю приходится проделать немалую мысленно-эмоциональную работу:

  1. Представить внешность и действия героев, обстановку, события сказки или другого детского произведения.
  2. Уловить смысл всего произведения и понять, почему герои совершают определенные действия и поступки.
  3. Эмоционально откликнуться – что нравится, а что осуждается; где весело, а где тревожно за героев.

Успешность таких непростых комплексных шагов зависит от умения дошкольника ярко и точно представлять образы, устанавливать логические связи между деталями, событиями и поступками. Поэтому первыми художественными произведениями, доступными детям, являются сказки.

Они цепляют юного слушателя эмоционально и крайне мало требуют от него рассуждающего мышления. Очевидно, что все малыши очень переживают, чтобы Красную Шапочку не съел Волк, но редкий ребенок выясняет у взрослого, зачем мама отправляет девочку одну по лесной дороге.

Волшебный мир сказки способствует эмоциональному погружению ребенка в воображаемые события. Дошкольник непроизвольно ассоциирует себя с главным героем и представляет себя в тех действиях, которые выпадают на долю любимого персонажа. Дети настроены исключительно на счастливое завершение событий, и сказка им дарит такое благо. Поэтому, даже когда ребенок переживает при слушании истории, он трепетно ожидает, что «всё будет хорошо».

В 5-летнем возрасте дети уже знают основные нормы поведения и обязательно оценивают поступки персонажей. Зачастую они вмешиваются в предложенный сказочный сюжет и разъясняют, что «такого бы не случилось, если бы…» Здесь они приводят пример правильного поведения, основанного на их понимании нравственности и ответственности.

Когда ребенок подходит к школьному возрасту, у него меняется восприятие сказочных сюжетов. Он уже понимает вымышленность событий и образов. Это большой шаг к различению реальной действительности и воображаемого мира.

Методы и средства художественно эстетического воспитания дошкольников

Важным условием художественно-эстетического восприятия является эмоциональная настроенность. Тут без взрослого дошкольнику не обойтись. Дети дошкольного возраста нуждаются в помощи, чтобы воспринимать литературные, музыкальные и художественные произведения.

Например, слушая музыку, полезно побуждать ребенка определять, какое настроение она вызывает, или с каким временем года ее можно связать, или какому из известных ему сказочных персонажей подошла бы. Можно послушать два контрастных музыкальных произведения и порассуждать вместе с ребенком, чем они отличаются.

Хорошо бы познакомить дошкольника с звучанием различных музыкальных инструментов. Затем, слушая музыкальное произведение, пытаться определить, какие из инструментов звучат.

Что касается эстетического восприятия живописи, то наиболее доступными помощниками выступают пейзажи, натюрморты и сюжетные полотна. Чтобы дошкольник стал замечать не только яркость и цветовую палитру, следует систематически рассматривать репродукции, фотографии живописных работ, обсуждать настроение картины, выделять главное в сюжете.

Рисование

Незаменимым методом приобщения к искусству является и вовлечение ребенка в изобразительную деятельность.

Пусть пробы своей руки в младшем дошкольном возрасте не приводят к понятным изображениям, однако рисование с детьми 3 4 лет позволит чему-то научиться. Затем ребенок шаг за шагом будет открывать для себя красоту цвета, рисунка.

Пониманию текста рассказа или сказочной истории помогают иллюстрации и картинки, наглядно и последовательно изображающие события. Не зря детские книжки так щедро наполнены яркими иллюстрациями. Читать сказку, особенно младшему дошкольнику, необходимо так, чтобы он рассматривал соответствующую картинку, да еще и проговаривал, кто и что изображено на ней.

После 5 лет дошкольники способны понимать не только действия, но и мотивы поступков. Самое время через чтение детских произведений подталкивать детей к размышлениям нравственного характера:

  • почему герой поступил так, а не иначе
  • какие переживания и чувства испытывают персонажи
  • можно ли было предотвратить некие события и пр.
  • как бы ты хотел завершить историю, чтобы произведение тебе понравилось еще больше.

Также с этого возраста у детей пробуждается эстетическое чувство к слову. Они обращают внимание на различные метафоры, на забавные рифмы, придумывают свои словечки по аналогии. И учатся формулировать свои мысли в завершенные и понятные предложения.

Прививать художественный вкус дошкольнику в семье нужно всесторонне. Важно заинтересовывать и живописью, и музыкой, и литературой. Любой праздник – это возможность приобрести такой подарок для ребенка, который будет полезен с точки зрения художественно-эстетического развития.

Даже родители не могут знать, какие задатки подарены природой маленькому человечку, и какие из них способны полноценно развернуться. Действуя в разных направлениях, взрослые помогают ребенку развивать эстетические чувства – отличать красивое от некрасивого, аккуратное от небрежного, гармоничное от дисгармоничного. А без этих чувств невозможно приобщение детей к искусству.

 

Ссылка на основную публикацию