Как научить дошкольника определять время по часам со стрелками

Восприятие времени для ребенка самый сложный процесс по сравнению с другими видами восприятия. На предмет можно посмотреть, звук – послушать, к поверхности – прикоснуться. Время – нечто особенное, и взрослые смотрят на часы, чтобы его определить. Дети также должны научиться понимать, который час, до того как они пойдут в школу. Задачу, как научить ребенка ориентироваться во времени по часам, нужно решить в дошкольном возрасте.

Когда начинать учить ребенка определению времени

Для дошкольника понятие «время» абстрактно. Его нельзя потрогать руками, попробовать на вкус, услышать. При этом оно играет очень важную роль в жизни людей. Ведь мама часто говорит: «Надо торопиться, у нас мало времени» или «Придет время, ты станешь старше, и тогда поймешь».

Ребенок и часы

«Что за зверь такой – это время?», — начинает появляться интерес у малышей. И вот именно тогда, когда этот интерес появился, наступает момент, когда можно научить ребенка понимать время по часам.

Процесс поэтапный. Сначала необходимо дать знания о временах года, временных интервалах, затем о часах, о цифровом циферблате и т.д. Но…обо всем по порядку.

С полутора лет у малыша начинается речевое отражение категорий времени: сейчас, сначала, теперь, потом. Именно взрослые, находящиеся рядом с ребенком, помогают выделять эти признаки, которые в совокупности создают образ времени. Дети 6 – 7 лет уже активно пользуются временными наречиями.

Временные понятия даются ребенку в соответствии с возрастом и соразмерно тому, что он способен усвоить:

  • 1-3 года – различает время суток: день, ночь.
  • 3-5 лет – ориентируется в понятиях вечер, утро; различает времена года: зима, лето.
  • 5-7 лет – определяет по сезонным изменениям весну, осень; различает единицы измерения времени (часы, минуты, секунды); различает его течение (быстро, долго, часто, редко, вчера, сегодня, завтра).

Следовательно, начинать обстоятельное знакомство с часами со стрелками следует после 5 лет.

Параллельно необходимо развивать «чувство времени» – способность оценивать временные промежутки и ориентироваться во времени без вспомогательных средств. Это качество пригодится ребенку при обучении в школе.

Как объяснить ребенку, что такое время

Если спросить взрослого человека: «Что такое время?», он может ответить, что это некий параметр, или определенный промежуток между событиями, или выскажет еще какое-нибудь философское размышление.

А вы не задумывались, как ответит на этот вопрос ребенок? Что для него понятие «время»? Проведите простейший эксперимент и спросите своих детей. Ответы могут оказаться очень интересными.

Чтобы постепенно дать представление малышу о времени, необходимо сформировать понятия:

  • время суток;
  • время года;
  • единицы измерения времени;
  • течение времени (быстро, долго, часто, редко, вчера, сегодня, завтра).

Эти понятия дают дошкольнику родители и педагоги детского сада. Для этого они могут использовать следующие приемы: беседы, рассказы, игры, стихи, загадки. До того как объяснить ребенку время на часах, важно его подготовить к восприятию времени в более широком смысле.

Времена года

В 3 года дошкольник начинает ассоциировать погоду с временем года. Сначала это первичные и ярко выраженные признаки: летом – жарко, зимой – холодно.

С взрослением объем информации постепенно увеличивается, и к 7 годам ребенок знает количество и порядок времен года, количество месяцев в году, порядок месяцев, классификацию месяцев по сезонам.

Всю эту информацию дети получают, наблюдая за погодой, рассматривая иллюстрации, заучивая стихотворения, слушая загадки. Для лучшей фиксации памятью каждый месяц связывается с явлением природы, деятельностью людей, каким-либо праздником.

Например: Мама объясняет малышу: «Зима наступила. Смотри, на улице снег. Наденем шубу, шапку и сапоги. Холодно. Дети лепят снеговика. Скоро Новый год, мы будем наряжать елку, и дед Мороз принесет подарки».

Особое внимание уделяется календарю. С его помощью ребенок сможет наглядно понять длительные промежутки времени: день, неделя, месяц, год.

Четыре времени суток

Простые понятия «день – ночь» дети начинают усваивать в возрасте до 3-х лет. Позже они начинают понимать значения «утро – вечер». Для формирования этих понятий рекомендуется использовать картинки с действиями животных или людей в разное время суток, дидактические игры («Когда это бывает?»), загадки, потешки.

Например, отгадать загадку: «Дети вышли на прогулку, наблюдение ведут. Солнце в небе ярко светит, птички весело поют. (День)

Примечание: Чтобы у ребенка правильно формировались понятия о времени суток, перед дневным сном не следует автоматически произносить «Спокойной ночи», нужно пожелать «Спокойного сна».

Часовые интервалы

В возрасте 5 – 7 лет можно научить детей понимать время по часам. Как определить точный возрастной момент?

Интерес к часам со стрелками

Если дошкольник стал сам проявлять интерес к часам, просит объяснить, что показывают часики, где находятся стрелки, когда начинается любимый мультфильм, во сколько вернется с работы папа, то ваш ребенок готов усвоить сложную информацию о часовых интервалах.

А чтобы данная информация способствовала восприятию времени, а не поверхностному пониманию «циферки» на часах, как раз и важна предварительная подготовка, описанная выше.

Знакомим ребенка с часами со стрелкой 

Для начала необходимо объяснить ребенку назначение часов. Для этого, кроме беседы, можно использовать небольшие стихи или загадки.

Нам все часы покажут точно,

Ты понимать учись их срочно,

Чтоб на вопрос: «Который час?» —

Ответить мог ты каждый раз.

Для мотивации обучения лучше купить часы с детским рисунком. Отправьтесь за покупкой вместе с ребенком. Уступите право выбора в этом вопросе вашему малышу. На часах, с помощью которых вы будете учить дошкольника определять время, должны быть хорошо видны и стрелки, и цифры. Кроме того, циферблат должен иметь минутные деления (все 60).

К процессу обучения ребенок должен иметь базовые знания о времени, уметь считать, знать цифры. Понятия «час», «минута», «секунда» даются постепенно, с использованием наглядности (часов или макета) и закрепляются на практике.

О чем информирует циферблат

Сначала необходимо дать информацию о циферблате – той части часов, которая зрительно отображает время. Затем совместно с дошкольником разобрать, какие цифры есть на часовом поле, особенность расположения их по кругу.

Для закрепления полученных знаний полезно предложить ребенку нарисовать цифры на круге, который послужит шаблоном часов.

Пока дошколенок определяет место каждого числа и выводит его на бумажном диске, у него упорядочивается информация о круговой часовой шкале.

Часовая стрелка

Следующий этап – это знакомство с часовыми стрелками. Посчитайте с ребенком, сколько всего стрелок на часах. Обратите внимание на их длину.

Дети изучают часы

Акцентируйте внимание на названиях: «часовая», «минутная», «секундная». Объясните, почему они так называются. Уточните, что именно короткая указывает какой сейчас час и поэтому называется «часовая».

Проведите небольшой эксперимент: пусть ваш дошкольник самостоятельно определит, какая из стрелок движется быстро, а какая медленно. Сделайте выводы совместно.

Не забудьте объяснить и показать наглядно движение по часовой стрелке и против.  Обязательно уточните, что время всегда движется только вперед, а стрелки – только в одном направлении.

Минутная стрелка

После информации о часовой стрелке необходимо объяснить ребенку назначение минутной. При этом важно обратить внимание на длину стрелки (длинная) и предназначение (показывает минуты).

Нужно показать, где на циферблате отмеряется время по минуте. Затем объяснить, что 30 минут составляют половину часа, и где находится большая стрелка в этот момент.

Следует также познакомить с «удобным секретом», что есть четвертинка часа. Движением стрелки продемонстрировать четверть, соотнести с количеством минут. Повторить со следующей четвертью и помочь дошкольнику уяснить, что минутная стрелка отмеряет такие интервалы четыре раза в одном часе.

Только после обстоятельного разбора движений часовой и минутной стрелок, соедините полученную информацию воедино. В результате дошкольник может и должен усвоить, что точное время – это логическое совмещение цифровых показателей часовой и минутной стрелок.

Мастерим часы своими руками

Научить малыша определять время по часам помогут часы, сделанные своими руками. Как смастерить часы:

  • Вырезаем круг из картона;
  • Расчерчиваем его на четыре равные части;
  • Четвертинки делим на три части;
  • Пишем цифры на циферблате от 1 до 12;
  • Вырезаем стрелки из картона;
  • Прикрепляем стрелки с помощью кнопки, маленького гвоздика или болтика.

Еще проще сделать макет часов, используя одноразовые тарелки из бумаги или пластика.

Простейший макет часов

Очень хорошо если помощником будет ваш ребенок. Для него это дополнительная мотивация узнать новое.

Учим ребенка определять время с помощью тренажера

Мало объяснить ребенку, что и как показывают часы. Только единицы детей поймут механизм определения времени со слов взрослого. Деткам нужно поупражняться, и в действии понять, как «ходят» часы со стрелками, и что они сообщают.

В качестве тренажера отлично подойдут самостоятельно сделанные часики. Ребенок легко справится с передвижением стрелок на макете.

Тренажером могут служить как часы-поделка, так и приобретенные в отделе игрушек. Главное, чтобы цифры на циферблате были крупные, а стрелки съемные.

Тренируемся с часовой маленькой стрелкой

Сначала оставляем на тренажере короткую стрелку и прорабатываем понятие «час». Например: ставите стрелку на цифру 3, уточняете у ребенка какая это цифра и объясняете, что на часах это означает «3 часа». Для дальнейшего закрепления переводите стрелку по кругу, и пусть малыш озвучивает час (цифру).

Обучаем определению минут

Далее дошкольник упражняется с минутной стрелкой. Для начала передвигает ее на 1-2 минутных деления. Освоив весь круг, сосредотачиваем внимание ребенка на четвертных показателях.

  1. Напоминаем ребенку понятие «полчаса» (длинная стрелка стоит на цифре 6 и это «30 минут», «полчаса» или «половина часа»);
  2. Переходим к временному промежутку «15 минут» — четвертинке (длинная стрелка стоит на цифре 3);
  3. Объясняем остальные минутные промежутки (показываем вариативность, предлагаем поиграть и выставить стрелки самостоятельно).

Примечание: Эту информацию сможет усвоить только ребенок, который считает до 60.

 Учим определять время на часах по двум стрелкам

Если ребенок понял, что и как показывают на часах короткая и длинная стрелки, можно объединять усвоенный материал. Взрослому необходимо не просто объяснить, а показать на практике, как можно определять заданное время (например, 3 часа 20 минут). Ребенок сначала повторяет, затем выполняет предложенные задания самостоятельно.

Для соединения полученной информации можно использовать сказочный контекст: «К маленькой стрелке пришла большая, они подружились и стали вместе показывать время».

Закрепляем результат, используя игры и задания   

Изучив время по часам, необходимо закреплять эту информацию с помощью игр и специальных заданий.

Примеры упражнений:

  • Дополнить предложение: «В часе…минут»; «В сутках…часа»; «В году…месяцев» и т.п.
  • «Назови пару час-минуты»: Ведущий называет любую цифру на циферблате, а игрок озвучивает, сколько минут она определяет (цифра 4 – это 20 минут).
  • «Когда?». Дошкольнику показывают картинки с разными сюжетами, а он на часах должен показать, когда происходит это действие. Например, на карточке нарисован кроха, который потягивается около кровати. Участник игры показывает на часах время подъема.
  • «Определи, какое время показывают эти часы». Дошкольнику демонстрируют карточки, на каждой из которых изображены часы, показывающие разное время. Необходимо определить какое время зафиксировали часы.

Постепенно образы времени будут обогащаться личным опытом, тренировкой и к началу обучения в школе ребенок овладеет таким сложным, но очень нужным навыком – определение времени.

Ссылка на основную публикацию