Плюсы посещения детского сада для ребенка

Малыш растет, и наступает момент, когда в семье возникает вопрос об его оформлении в дошкольное учреждение. Ни для кого не секрет, что у каждого родителя свое, зачастую полярное друг от друга, мнение о ДОУ. Истина, как всегда, где-то посередине. Одно можно сказать с полной уверенностью, дошкольное детство – очень важный период жизни ребенка, и посещение детского сада играет в нем ощутимую роль.

Как родителям определиться, нужно ли ребенку посещать детский сад

Маме необходимо выйти на работу, а бабушки не могут ее заменить. Нет материальной возможности нанять няню. В этих случаях посещение крохой детского сада – вопрос решенный. В остальных все зависит от желания родителей.

Занятие в детском саду

Влиятельное обстоятельство – это неготовность взрослых к адаптационному процессу, который непременно предстоит малышу, поскольку он окажется в новой для него среде. Очень часто именно этот фактор является решающим.

Он воспринимается, как страх зубной боли около кабинета стоматолога. Знаешь, но никогда не бываешь готов. Но, во-первых, адаптация у детей в ДОУ проходит по-разному; во-вторых, много зависит от возраста малыша; в-третьих, если прислушиваться к рекомендациям педагогов, работающих в группе, то процесс пройдет значительно мягче.

iQsha RU

Взвешивая плюсы и минусы детского сада для своего ребенка, родителям важно обратить внимание на объективные полезные факторы, действующие в дошкольном учреждении.

Ребенок в детском саду:

  • Соблюдает режим дня. В группе – это организованный процесс. Постепенно организм ребенка подстраивается под определенные часы, что очень благоприятно влияет на здоровье малыша.
  • Получает всестороннее развитие.
  • Узнает много нового через игру и специальные формы работы (занятия, беседы, театрализация, соревнования, выставки, чтение специальной литературы, участие в конкурсном движении и т.д.).
  • Учится самостоятельности, как в действиях, так и в принятии решений.
  • Социализируется. Именно детский сад дает такой навык. Большой коллектив сверстников, и отсутствие рядом родителей мотивирует к взаимодействию, как с детьми, так и со взрослыми.

В домашних условиях перечисленные полезные стороны в полной мере не могут обеспечиваться, как бы ни старались родители. Дома нет ни коллектива сверстников, ни многих крайне полезных форм детских занятий. В ДОУ предусмотрено программой разнообразие деятельности.

Отдельное место занимает вопрос про питание детей в детском саду. Некоторые родители слишком трепетно относятся к предпочтениям своего ребенка в еде и беспокоятся о том, что их малышу будут предлагать не ту пищу, которую он любит. Но большее количество родителей все же расценивают как плюс то, что в детских заведениях придерживаются требований сбалансированного по пищевой ценности меню, и у ребенка наступит (наконец-то!) режим в питании.

Что дает ДОУ для общего развития детей

Особенность дошкольного учреждения – это всестороннее развитие ребенка. Посещая обычную общеразвивающую группу, дошкольник:

  1. Приобретает определенные знания из разных областей. Занятия, мероприятия и времяпрепровождение вне занятий активизируют познавательную деятельность.
  2. Овладевает культурно- гигиеническими навыками: умение правильно мыть руки, аккуратно принимать пищу, пользоваться салфеткой и т.д.
  3. Развивает навыки самообслуживания. Малыш стремится обслуживать себя на уровне сверстников – видит, как справляются другие детки, и старается научиться делать так же, как они.
  4. Пополняет словарный запас. Благодаря разнообразным видам деятельности дошкольник узнает новые слова и использует их в речи.
  5. Развивает эмоциональную сферу. Этому способствует театрализация, заучивание и декламация стихотворений, обыгрывание эмоций в упражнениях, знакомство через художественные произведения, как выражаются чувства.
  6. Овладевает определенными трудовыми навыками. Дежуря, накрывает на стол, помогает сажать «огород на окне», помогает подметать участок, собирать листья и т.д.
  7. Получает навыки общения со взрослыми и сверстниками. Необходимость решить свою проблему, поиграть, поделиться впечатлением мотивирует на вступление в диалог.
  8. Развивает познавательные процессы: память, внимание, мышление, восприятие. Этому способствуют ежедневные занятия, специальные игры, «детские лаборатории» с простейшими опытами и пр.

Знания, умения и навыки, получаемые дошкольником, всегда соответствуют его возрасту. Это лежит в основе общеразвивающей программы ДОУ. Чаще всего в домашних условиях родители или не владеют этой информацией, или не учитывают данный фактор.

Влияние ДОУ на развитие деятельности дошкольника

Именно в ДОУ происходит организованное вовлечение дошкольников в различные виды деятельности: учебную, трудовую, познавательно-исследовательскую, творческую, игровую. Например, в детском саду трудовая деятельность это не только приобщение ребенка к действиям под предлогом оказания конкретной помощи, как это принято в домашней среде.

В садике детей ожидает дежурство по столовой, по занятиям, по уголку природы. А это уже приучение к выполнению посильных обязанностей.

Основной является игровая деятельность. В детском саду она гораздо разнообразнее, чем дома: это не только спонтанно организованная детьми игра, но и сюжет, предложенный воспитателем, игра-драматизация, словесная игра, дидактическая игра и др. Благодаря этому малыш получает определенные умения и навыки, развивает познавательную сферу, формируется как личность.

Продвижение в развитии продуктивной деятельности

В продуктивной деятельности главным является получение итогового продукта. К таким видам относятся:

  • конструирование;
  • изодеятельность (рисование, лепка, аппликация).

Занимаясь в коллективе сверстников, дошкольник не только учится практическим действиям и получает итоговый продукт, но и развивает навыки сотрудничества:

  • Развивает внимание и восприятие. Ему необходимо услышать и понять объяснение педагога, чтобы выполнить задание правильно.
  • Учится взаимодействовать со сверстниками во время работы.
  • Развивает моторику.
  • Видит результаты работы других детей и оценивает их. Благодаря чему формируются оценочные критерии.

Все эти умения необходимы будущему первокласснику для дальнейшего обучения в школе.

Возможности сюжетно-ролевой игры в условиях детского сада 

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Она складывается из сюжета и ролей, принимаемых детьми. Дошкольники отражают свои впечатления об окружающем мире, поэтому такая игра отличается разнообразием сюжетов. Например, «Семья», «Полиция», «Супермаркет», «Банк» и другие.

Организовать полноценную сюжетно-ролевую игру дома невозможно. В игре много участников. В детском коллективе от 4-х лет почти в любой сюжетной игре участвует не менее четырех-пяти детей.  Каждый отражает свои впечатления и благодаря этому происходящее становится более реальным.

Сюжеты предлагаются детьми или педагогом группы. Дошкольник имеет возможность попробовать себя в разных ролях. Сюжетно-ролевая игра – это большой опыт коммуникации.

Значение ДОУ в развитии общения дошкольников

Социализация – ценное приобретение для дошкольника, посещающего дошкольное учреждение. Особенно это важно, если ребенок единственный в семье. В то время как познавательное развитие может успешно протекать и в домашней обстановке, общение со сверстниками – такое необходимое для развития личности малыша – по-настоящему обеспечивается только в детских садах.

Взаимодействие детей в доу

Одно из преимуществ коллектива ДОУ – это избавление от эгоцентрических установок. Сверстники радикально корректируют индивидуалистские стремления.

Дошкольники, чье развитие происходит в условиях детского сада, способны учитывать позицию и мнение другого уже в 4,5 года. В ситуации внутрисемейного окружения взрослыми эгоцентрические установки чаще всего исчезают к 5 – 6 годам, а иногда сохраняются и дольше.

Формирование навыков коммуникации

Ребенок, посещающий дошкольное учреждение, поставлен в условия, когда необходимо взаимодействовать с другими детьми. Основа такого равноправного общения – это умение договориться. Например, самостоятельно определить ведущего в игре, найти себе пару в танце, определиться с совместным сюжетом. Ребенок учится умерять личные желания, ждать своей очереди, делиться тем, что имеет сам.

Поведение детей в детском саду не лишено ссор и конфликтов. Это тот возраст, когда дети стремятся обратиться к взрослому, как к арбитру. Дошкольники жалуются воспитателю, чтобы тот рассказал их обидчику, что «так» поступать нельзя.

Педагоги учат детей решать конфликты, корректируя возникшую ситуацию, играя с детьми в игры, читая поучительные художественные произведения, беседуя о прочитанном.

Обучение детей коллективным формам взаимодействия    

Группа детского сада – это коллектив детей с разными привычками, с разными стандартами, почерпнутыми в семье. Практически каждый ребенок привык к повышенному индивидуальному вниманию, но в дошкольном учреждении нужно действовать сообща.

Сюжетно-ролевая игра, коллективное сочинение сказки, спортивные соревнования-эстафеты, спектакль, коллективная работа по изодеятельности (рисование или аппликация) – все эти формы работы учат детей взаимодействию в коллективе.

Используются и специальные игровые упражнения.

Например, «Волшебные водоросли». Цель: развитие умения добиваться своей цели приемлемыми способами общения. Главный игрок – путешественник. Он должен попасть в центр зарослей. Участники игры («волшебные водоросли») тесно прижавшись друг к другу образуют круг. Они понимают человеческую речь и прикосновения, поэтому могут расслабиться и пропустить в центр путешественника. Если им не понравится, как их просят, то не пропустят. Путешественник должен очень постараться.

Возможности художественно-эстетического развития           

Если ребенок творческий, то детский сад – это его среда. Он будет иметь гораздо больше возможностей раскрываться в творческой деятельности, чем при домашнем воспитании. Несомненна польза для развития творческих задатков и у тех детей, которые не проявляли ранее своих талантов. В детском саду предусмотрено планомерное развитие творческих способностей и погружение в художественно-эстетическую среду.

На музыкальных занятиях дети не только учат песни и танцы, играют на простых инструментах (колокольчик, маракасы, треугольник), но и слушают классическую музыку. Это направление курирует специалист со специальным образованием. Если у ребенка есть музыкальные способности, то специалист обратит внимание родителей на эту особенность.

На занятиях по изобразительной деятельности дети рассматривают картины художников, знакомятся с различными промыслами, изображают характерные узоры в своих рисунках («Дымковская барышня» или «Гжель. Ваза для цветов»), осваивают различные техники рисования (кляксография, набрызг и т.д).

Значительное место в детсадовской жизни занимает театрализованная деятельность. Дети обыгрывают интересные диалоги читаемых им произведений. В любом утреннике есть сказочные персонажи, которых играют дети. Иногда это целое театрализованное представление, которое помогает детям окунуться в мир театра и почувствовать себя актерами.

Если ребенок не хочет идти в детский сад, родителям стоит ему рассказывать, какие интересные занятия там проходят.

В завершение, еще раз подчеркнем, что каждая семья решает сама, нужен малышу детский сад или нет.  Но, соотнося плюсы и минусы, помните, что дошкольное детство очень важный период в жизни ребенка. Сделать его ярким и интересным поможет детский сад.

Ссылка на основную публикацию