С чего начинать формировать ответственность у ребенка

Об ответственности применимо к дошкольному возрасту говорить не принято. Однако ответственное отношение не может возникнуть у ребенка внезапно, когда он станет школьником. Поэтому важно разобраться, что способствует формированию ответственности у детей с малых лет, и постепенно подводить их к осознанному отношению к своим действиям, высказываниям и поступкам.

Что пояснить детям об ответственности

Ответственность у детей начинается с понятий «можно», «нельзя», «хорошо», «плохо». Малыш должен знать, какое поведение одобряют взрослые, а какое вызывает у них отрицательную реакцию; какие действия никому не навредят, а какие вызовут обиду и даже страдания у других.

Девочка занимается уборкой

Таким образом, дошкольник учится предусматривать последствие своих поступков. Требования не должны меняться от настроения взрослого. Например, если ребенку не разрешают брать бабушкино рукоделие (вышивку в работе или вязание), то этого нельзя делать никогда.

В беседах ребенку дают понять, что ответственность подразумевает умение отвечать за свои дела. Уже в 3-летнем возрасте малыш способен понять, что он обязан следовать указаниям взрослых и отвечать за определенные действия.

Какой круг нужно обсудить с ребенком (и напоминать ему периодически), чтобы он постепенно начал осознавать, за что он несет ответственность в свои малые годы:

  • За собственное здоровье и безопасность. Например, нельзя никуда уходить с незнакомым человеком. Это опасно.
  • За собственные вещи. Это может быть одежда или игрушки. Например, ребенок аккуратно относится к своим игрушкам, убирает игровой уголок.
  • За успехи и неудачи. Даже маленький ребенок почувствует радость успеха, если сам смог собрать картинку из пазлов. Не бросил занятие на полпути, не перекинувшись на другое. Надо похвалить его за это, особо отметив, что он справился самостоятельно. При поощрении необходимо соблюдать меру.
  • За данное слово. Например, «Ты обещал, что после игры уберешь свои игрушки. Выполни обещание!».
  • За действия, связанные с благополучием других людей. К примеру, нельзя шуметь, потому что спит маленькая сестренка.
  • За домашних питомцев. Дошкольнику уже можно поручить ежедневные простые действия по уходу (каждое утро менять воду в миске щенка), или ограничить игры, чтобы не причинить питомцу вред (хомячку, котенку).
  • За экологическое состояние ближайшего пространства. Например, нельзя ломать ветки деревьев или обрывать листья; конфетный фантик нужно обязательно бросать в урну.

Очень важно показывать ответственное отношение собственным примером. Если ребенку пообещали сделать совместную поделку или сходить в парк, обещание необходимо выполнить. Если нельзя пинать кошку, то это не дозволено никому. Такое непростое для детей понятие как ответственность проясняется для них именно в практических делах, поступках и обсуждениях.

Как воспитывать у ребенка чувство ответственности

Очень важно определить зону ответственности в соответствии с возрастом дошкольника. Между трехлетним малышом и старшим дошкольником огромная разница, и личностный вес в социуме различен.

Формирование ответственности у ребенка происходит постепенно в три основных этапа.

  1. Ребенок помощник. Он учится определенным действиям. Например, правильно складывать одежду на отведенном для этого стуле.
  2. Контроль и напоминание. Освоив действия, малыш может забыть их выполнить. Надо напомнить ему об этом. Например, «Ты аккуратно сложил свои вещи на стульчике?».
  3. Самостоятельность. Ребенок умеет выполнять действие и выполняет его без напоминания.

Существует несколько действенных методов, важных для воспитания ответственности у дошкольника:

  • Не делать за малыша то, с чем он сам может справиться.
  • Привлекать к посильным домашним делам.
  • Дать поручения, за которые ребенок будет ответственен.
  • Предложить принять участие в решении общих домашних вопросов. Например, обои какого цвета лучше наклеить в его комнате.
  • Чтение тематических сказок и беседа по их содержанию.

Родителям необходимо позаботиться, чтобы формирование ответственности у дошкольника протекало в мягкой форме и в разных направлениях: от решения, что может делать ребенок по дому, до соблюдения этических правил в социуме.

Выполнение поручений и простейших обязанностей

Задания, которые периодически взрослые поручают детям, а также несложные обязанности должны соответствовать возрасту дошкольников. В младшем дошкольном возрасте ребенок выполняет поручение только со взрослым. Например, покормить рыбок или полить цветы. Он приобретает определенный трудовой навык, а похвала взрослого побуждает его к действию.

В дальнейшем уровень заданий усложняется. Например, помыть игрушки, разложить столовые приборы на столе, протереть мокрой тряпкой подоконники, подмести участок. Появляются определенные постоянные обязанности. Как вариант, убрать за собой посуду со стола, накормить домашнего питомца. Это уже имеет отношение к воспитанию волевых качеств дошкольника.

Чем старше дошкольник, тем больше его опыт. Качественно меняется содержание поручений и уровень ответственности за их выполнение. Ошибки неизбежны. Ребенок может забыть, не знать, не учесть определенных моментов.

Например, ребенку поручили поливать цветок один раз в день. Ему так нравится процесс, что растение поливается в течение дня неоднократно. Через несколько дней цветок погибает из-за переизбытка влаги. Ребенок выполнял поручение, но не точно. Он не догадывался о негативных результатах. Взрослый должен объяснить ему, почему погиб цветок. Главная задача – помочь дошкольнику получить правильный опыт и закрепить его.

Осознание «хочу – можно ли – надо»

После кризисного периода 3 лет у ребенка может развиваться ответственное поведение, если задать верный настрой. Постепенно он начинает регулировать свои желания в соответствии с обстановкой.

Знакомая ситуация: дошкольнику пообещали пойти в выходные дни в кино, но заболел папа. Конечно, ребенок расстроен. Но, понимая проблему, он уже не стремиться добиться своего деструктивным поведением и упрямством. Ответственность за близких людей становится значимой. Малыш помогает маме ухаживать за заболевшим: накрывает пледом, приносит воду или теплое молоко.

Принятие социальных норм и правил общения

В дошкольном возрасте активно происходит целенаправленное приобщение к нравственным нормам поведения. Ребенка учат здороваться при встрече, говорить «вежливые слова», не обижать младших и сверстников, владеть навыками самообслуживания, помогать окружающим.

В младшем и среднем возрасте очень важна предвосхищающая положительная оценка. Действует и обращение внимания ребенка на положительные моменты в поведении других детей.

Дети играют

«Катюша, какая молодчина – помогает присмотреть за малышами, играет с ними!». Или «Вова вежливый мальчик. Он никогда не забывает говорить «спасибо», – подобный акцент не содержит сравнения, не задевает дошкольника, но подсказывает верные формы поведения.

Принятие социальных норм необходимо для успешной адаптации в любом социуме. Основа закладывается в семье. Примером служат окружающие взрослые. Если родители уступают место в транспорте пожилым людям, ребенок будет поступать также. Привитие правил поведения в социуме – важный аспект воспитания нравственной ответственности у ребенка.

Какую помощь в формировании ответственности оказывает детский сад

Нельзя забывать о том, что в дошкольном возрасте говорить об ответственности в полном смысле этого слова невозможно. Закладываются основы. В детском саду эту работу проводит воспитатель. Организуя различную деятельность, педагог:

  1. Отмечает детей, сдержавших слово («Милана обещала нам вчера принести сказку про Буратино. Молодец, не забыла!»).
  2. Дает поручения («Дима и Альберт сегодня несут корзину с игрушками для прогулки»).
  3. Мотивирует конкретного воспитанника («Ляля, запомни, пожалуйста, на каком моменте, читая сказку, мы остановились. Напомнишь после полдника, я продолжу»).
  4. Дает домашнее задание («Никита, это стихотворение для утренника надо выучить до завтра. Попроси маму, чтобы она тебе помогла»).

Ответственность – очень важный социальный навык. Он влияет на эмоциональное благополучие, личный рост, успешное обучение, профессиональное признание, развивает волевые качества. Умение отвечать за последствие своих слов и действий влияет на отношение окружающих к человеку. Это качество необходимо будущему школьнику и взрослому человеку. Оно особо ценится при приеме на высокооплачиваемую работу. Малыш не рождается с этим качеством. Ответственное отношение необходимо воспитывать, начиная с дошкольного возраста.

Ссылка на основную публикацию