Как организовано питание детей в детском саду

Правильное питание – одно из необходимых условий укрепления здоровья ребенка. Хорошее самочувствие, крепкий иммунитет возможны только при получении растущим организмом необходимого количества витаминов и микроэлементов. Поэтому, принимая решение о посещении ребенком ДОУ, родители особое внимание обращают на питание в детском саду.

Почему родителей волнует вопрос питания детей в ДОУ

Многие родители считают, что их малыш особенный по отношению к еде. Одни продукты вообще не ест, другие – только определенного вида, режим питания ему не нужен, так как ест только тогда, когда захочет и пр.

Питание детей в детском саду

Однако взрослые понимают, что это не такой уж верный подход в питании детей, и рассчитывают, что в детском саду дневной рацион их ребенка как-то полезно упорядочится. Появляется ряд практических вопросов касательно питания в выбранном дошкольном заведении. Опытные сотрудники ДОУ систематизируют, что чаще всего интересует родителей в отношении питания:

  • качество используемых продуктов и готовых блюд;
  • разнообразие блюд в меню;
  • польза предлагаемой еды;
  • непосредственный процесс организации питания в детском саду;
  • вкусно ли готовят повара.

Перечень вопросов разнообразен и имеет ряд объективных причин. В первую очередь – беспокойство о здоровье ребенка. Часто бывает, что у детей плохой аппетит и накормить их представляет большую сложность.

К сожалению, увеличилось количество детей, которые отдают вкусовые предпочтения сосискам, пицце или пельменям из магазина. Эти блюда основные на столе в некоторых семьях. Поэтому от того, насколько правильно организовано питание в детском саду и насколько привлекательно визуально и вкусно блюдо, приготовленное поварами, зависит желание ребенка принять пищу.

Режим питания детей в детском саду   

Меню на каждый день – это востребованная информация для родителей. С ним они могут познакомиться на стенде около пищеблока или в группе, которую посещает ребенок.

В ДОУ, функционирующем 12 часов, предусмотрено 4 (5) разовое питание воспитанников: завтрак, второй завтрак (рекомендуется), обед, полдник, ужин. Рекомендуемый второй завтрак – это сок или свежие фрукты. Он предлагается детям во временном промежутке между завтраком и обедом.

Дневное меню разрабатывается и утверждается на 5 (10) дней. Его рацион учитывает возрастные физиологические потребности воспитанников в энергии и пищевых веществах. Нормы питания соответствуют возрасту детей. Одни и те же блюда не могут повторяться в течение дня или последующих двух дней.

Готовят блюда в соответствии с технологическими картами. Для их приготовления в каждом ДОУ есть специально оборудованный пищеблок.

Температура горячих блюд при раздаче на группы должна быть не более + 60 – 65°С, а холодных – не менее + 15°С. При этом с момента их полной готовности до выдачи они находятся на варочной поверхности не более 2 часов. Разогревать блюда и отпускать на группы нельзя.

В детском саду проводится искусственная С-витаминизация, если в рационе отсутствуют витаминизированные напитки. Препараты витаминов вводятся в третье обеденное блюдо только под наблюдением медицинской сестры. В специализированных ДОУ, например, для детей с пищевой аллергией или ЧБД (часто болеющих детей), предусмотрено специальное меню с учетом требований к лечению заболевания воспитанников.

Организация питания непосредственно в группе

Прием пищи детьми осуществляется в группе детского сада. Блюда из пищеблока приносит помощник воспитателя (няня). Время питания в группах определено графиком, который составлен в соответствии с возрастом воспитанников.

Ребенок за столом

Сервировку столов осуществляет помощник воспитателя и дежурные. Тарелки с готовой пищей расставляет только взрослый. Рассадка детей за столами в детском саду соответствует их росту и определяется в начале учебного года в соответствии с антропометрическими показателями.

Во время приема пищи детьми педагог находится рядом с ними. Он напоминает правила поведения за столом, озвучивает названия блюд, поясняет необходимые действия (например, как пользоваться ножом, справляясь со вторым блюдом), указывает на основные признаки («супчик горячий» и пр.).  Если малыш не ест сам, педагог его кормит, при этом побуждая желание есть самостоятельно.

Как в ДОУ прививают детям культуру питания

Дети, находясь за столом в детском саду, не только принимают пищу. Они получают определенные навыки культуры питания, им прививают навыки самообслуживания. Основа закладывается в младших группах ДОУ и продолжает свое развитие на каждом возрастном этапе:

  • гигиенические навыки (обязательное мытье рук, умение правильно пользоваться мылом, использование салфеток);
  • понимание в сервировке стола;
  • умение пользоваться столовыми приборами;
  • поведение в процессе еды;
  • культура поведения в конце трапезы (постараться тихо задвигать стул, благодарить взрослых).

Эти навыки дошкольники получают, ориентируясь на пример взрослых, их показ, художественное слово (загадки, потешки). Если ребенок каждый день повторяет одни и те же действия, его движения совершенствуются, становятся более скоординированными, вырабатываются необходимые алгоритмы.

Сервировка стола

Накрывая на стол, обязательно нужно обращать внимание дошкольников на детали сервировки. Кроме посуды и столовых приборов на столе обязательно стоит салфетница. Для салата необходим индивидуальный салатник или тарелочка. Наличие скатерти или индивидуальных салфеток под посуду мотивирует детей быть аккуратными во время трапезы.

Поведение детей во время еды

Детский сад располагает самыми подходящими условиями, чтобы привить детям правила поведения за столом:

  • за стол можно садиться с чистым лицом и руками;
  • на столе порядок, чистота, он красиво сервирован;
  • нельзя кричать, шуметь, баловаться;
  • пережевывать пищу надо с закрытым ртом;
  • необходимо пользоваться столовыми приборами и салфетками;
  • в конце обязательно сказать: «Спасибо».

Каждый день перечислять эти правила дошкольникам не имеет смысла. Постепенно в игровой и шутливо-доброжелательной форме их необходимо довести до сознания ребенка. Хороший помощник – художественное слово. Например, приучая малыша пользоваться салфеткой, можно проговаривать небольшое стихотворение:

Мишка пьет горячий чай

И сосет конфетку.

Не облейся невзначай,

Не забудь салфетку!

Рекомендуем ознакомиться с более широким освещением данного вопроса в статье Правила поведения за столом для детей.

Какое питание в детском саду в летний период

В летний период рацион питания в детском саду немного видоизменяется. Особенности питания заключаются в более широком использовании свежих овощей при приготовлении блюд. Салат или половина свежего помидора, огурца ко второму обеденному блюду в рационе каждый день.

Второй завтрак летом обязателен. Дети получают свежие фрукты. Калорийность суточного рациона в летний период тоже увеличивается не менее чем на 10% в день на каждого ребенка.

Особое внимание уделяется питьевому режиму. После прогулки, перед обедом ребенок пьет воду, что благотворно сказывается на аппетите.

Еще более тщательно относятся к гигиеническим процедурам перед приемом пищи. Поскольку летом в детском саду дети проводят много времени на свежем воздухе, соприкасаются со многими уличными игровыми принадлежностями и природными объектами, акцентируется внимание на мытье рук.

Ни для кого не секрет, что в большинстве семей взрослые слишком лояльны к организации питания ребенка. Ему позволительно есть свой обед, и при этом играться за столом. Можно взять кусок пиццы и помчаться к своим игрушкам. В дошкольном учреждении не только заботятся о сбалансированном питании, но и обучают правилам, сопровождающим прием пищи, закладывают основы культуры питания. Это еще один несомненный плюс в пользу детского сада.

Ссылка на основную публикацию