Как облегчить адаптацию ребенка в детском саду

Любой родитель, принявший решение отдать своего малыша в дошкольное учреждение, в той или иной степени столкнется с проблемой адаптации крохи к ДОУ. Адаптация ребенка в детском саду может занимать разный временной промежуток – от недели до нескольких месяцев. Облегчить процесс поможет предварительная подготовка, как взрослых, так и самого дошкольника. Ориентируясь на определенные параметры, характеризующие уровень привыкания, родители смогут определить, насколько комфортно ребенок чувствует себя в группе детсада.

Почему адаптация касается каждого ребенка, посещающего ДОУ

Погружение малыша в новые условия, к тому же на довольно длительное время в течение дня, является для него сильнейшим стрессом. Ребенка привели в детский сад. Его оторвали от домашней обстановки и привычного окружения. Малыши, не обладая способностью мыслить во временной перспективе, воспринимают каждую разлуку с мамой и родными, как необратимую потерю.

Дети в детском саду

Чтобы чувствовать себя комфортно и спокойно расставаться с родителями, дошколенку необходимо привыкнуть к множеству людей, шуму, определенному режиму, правилам.

Многое зависит от индивидуальных особенностей малыша и его предварительной подготовки к детскому саду. Поэтому адаптационный период в дошкольном учреждении у каждого ребенка занимает свой временной промежуток.

Признаки проблемно протекающего привыкания ребенка

Понимание, благополучно ли проходит привыкание или процесс адаптации затянулся, приходит на основе характерных симптомов в поведении и самочувствии ребенка. Самыми показательными являются следующие признаки:

  • Дошкольник со слезами, плачем, криками идет в ДОУ. Его приходится нести на руках или «тащить» за собой.
  • Он отказывается от еды в детском саду.
  • Не идет на контакт со сверстниками и взрослыми.
  • У малыша наблюдаются проблемы с дневным сном.
  • Он часто плачет, эмоционально стал лабилен (частые и беспричинные перепады настроения, подавленное состояние).

Редкие проявления перечисленных симптомов могут коснуться любого ребенка, и могут быть не связанными с адаптацией. Но если родители сталкиваются с ними в течение длительного времени, то малышу точно некомфортно в детском саду.

Ступени адаптации детей к условиям детского сада

Адаптируясь к условиям первого в своей жизни социального учреждения, дошколята проходят три основных этапа:

  1. Первичную стадию с признаками дезадаптации.
  2. Период привыкания.
  3. Завершающую стадию (компенсация).

Первичная стадия

На первичной стадии привыкания к ДОУ дезадаптация не обходит стороной практически ни одного ребенка. Этот период характеризуется тяжелым расставанием с родителями, капризами, плачем. Редкие детки (в основном, у которых выражен темперамент сангвиника) справляются с обрушившимся на них испытанием за несколько дней.

Преобладающее количество детей находится в состоянии стресса значительно дольше, поэтому возникают проблемы с иммунной системой. Они начинают чаще болеть простудными заболеваниями.

Принятие ребенком базовых условий пребывания в ДОУ

Второй этап – это непосредственно сам период привыкания. Дошкольник адекватно воспринимает чужих взрослых и сверстников, проявляет желание взаимодействовать с ними. Он готов к выполнению режима дня. Малыш постепенно овладевает определенными навыками, делает первые шаги в самостоятельной деятельности в детском саду (выбирает, чем заняться, без подсказок воспитателя; знает, где и что находится, и пр.).

В этот период от него часто можно слышать вопрос: «Мама моя когда придет?». Он еще иногда плачет во время расставания, в течение дня может игнорировать ряд требований педагогов.

Завершающая стадия

Завершающую стадию еще называют компенсаторной, потому что подключаются ресурсные механизмы организма ребенка, способствующие завершению процесса адаптации. Малышу уже понятны условия детского сада, он не плачет по утрам, с удовольствием идет в садик, спокойно расстается с родителями.

Он привык к социуму и к режиму дня группы. У него хороший аппетит и дневной сон. Им освоены навыки самообслуживания, которые интересно выполнять точно так же, как это делают сверстники. Эмоциональный фон стабильный.

Какие факторы влияют на адаптацию детей 

Педагоги дошкольных учреждений выделяют ряд факторов, имеющих существенное влияние на адаптацию детей к детскому саду:

  • возраст;
  • состояние здоровья;
  • развитие умений и навыков;
  • уровень социализации.

Что касается возраста, то статистика показывает, что чем младше ребенок, тем тяжелее он адаптируется. Детей отдают и в ясельные группы, что не желательно. Оптимальный возраст – три года.

Ослабленное здоровье ребенка может значительно удлинить период адаптации. Дети с хроническими заболеваниями и ЧБД (часто болеющие дети) адаптируются дольше и сложнее. Возвращаясь после очередного больничного, они чаще всего возвращаются к стартовой черте привыкания.

Определенный уровень умений и навыков на момент поступления в детский сад поможет ребенку в адаптации. Если малыш умеет есть самостоятельно, владеет первичными гигиеническими навыками (моет руки, использует салфетку и пр.), ходит на горшок, пьет из чашки, умеет частично одеваться и раздеваться, ему будет проще привыкать к детскому саду.

Уровень социализации любого трехлетнего ребенка мал. Некоторые дети в этом возрасте, кроме близкого семейного круга, ни с кем не контактировали. Желательно, чтобы у дошкольника был опыт общения в малознакомом обществе.

Рекомендации по адаптации детей в ДОУ для родителей  

Для того чтобы адаптация ребенка к ДОУ проходила легче, в первую очередь необходимо самим родителям принять ситуацию.

Адаптация в детском садуДети очень чутко реагируют на состояние родителей. Если мама нервничает, переживает, плачет, то это только обострит ситуацию.

Рекомендуем изучить причины, почему ребенок не хочет идти в детский сад.

Нельзя критиковать детский сад в присутствии малыша. Это вызовет в нем желание не ходить в такое «плохое место». Очень важно посетить консультации для родителей, проводимые педагогами группы. Воспитатели имеют большой опыт по адаптации воспитанников и учитывают индивидуальные особенности конкретного ребенка.

Что поможет привыкнуть малышу до 3-х лет

  • Создайте положительный образ детского сада, рассказывая о том, как ему будет там интересно.
  • Старайтесь предварительно на некоторое время оставлять его с родственниками, подругами, чтобы ребенок имел опыт пребывания в другом социуме без родителей.
  • Придерживайтесь режима дня ДОУ.
  • В первые 2 – 3 недели оставляйте кроху на несколько часов, постепенно увеличивая это время до необходимой нормы.
  • Расскажите педагогам о его привычках и особенностях поведения.
  • Пусть малыш берет с собой в группу любимую игрушку. Эта «частичка дома» часто помогает облегчить стрессовую ситуацию.
  • Придумайте особый ритуал прощания (например, потереться носиками).
  • Отработайте навыки самообслуживания в соответствии с возрастом ребенка.

В первое время необходимо снизить эмоциональную нагрузку. Не ходите в гости, кафе, развлекательные центры. Старайтесь больше времени проводить со своим ребенком, окружив его любовью и заботой. Помните, что малыш болезненно воспринимает сокращение общения с родителями, и компенсируйте своему ребенку эту потерю непосредственным вниманием в вечерние часы.

Адаптация ребенка 3 – 4 лет в ДОУ

Ребенок 3 – 4 лет идет в детский сад более осознанно. Предварительно можно рассказать ему сказку о том, как мальчик или девочка пришли первый раз в детский сад, и как им там понравилось. Можно поиграть в сюжетно-ролевую игру «Детский сад» или рассказать историю, используя мелкие настольные игрушки. Персонажами могут быть животные: зайчики, кошечки, медвежата. И у них может быть свой «лесной детский сад».

Большое значение имеют уже сформированные навыки самообслуживания у детей. Это умение самостоятельно одеваться и раздеваться, есть, пить, пользоваться туалетом, при необходимости убрать за собой. Особое внимание необходимо уделить культурно-гигиеническим навыкам: мытью рук, умыванию, умению пользоваться полотенцем. Умея выполнять все это самостоятельно, малыш чувствует себя увереннее, что помогает ему быстрее адаптироваться к новой обстановке и к группе сверстников.

Преодолев адаптационный период, большинство деток в дальнейшем с удовольствием ходят в детский сад и даже скучают по нему, если в силу каких-то причин наступает временная пауза в посещении.

Рекомендуем ознакомиться:

Ссылка на основную публикацию