Художественная деятельность как средство самовыражения дошкольников

Творчество – ключик к познанию и развитию человека любого возраста. Тем более, такого маленького, который еще не ходит в школу. Не зря психологи, чтобы лучше понять ребенка, просят его нарисовать сюжетный рисунок. Художественная деятельность дошкольников является увлекательным развивающим занятием, а также служит доступным средством выразить свои интересы, переживания. 

Художественное творчество в деятельности дошкольников

Творчество тесно связано с воображением. Этот психический процесс стремительно развивается в дошкольном возрасте, позволяя детям фантазировать и оригинальничать везде, за что бы они не взялись.

Художественная деятельность

Творческий подход предоставляет возможность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Свои идеи дети также пытаются проверить или воплотить в деятельности.

Простор для фантазии открывается как в игре, так и в рисовании, создании аппликаций, придумывании историй, восприятии музыки, в танцевальных движениях. Деятельность дошкольников, непосредственно связанная с различными видами искусств, называется художественно-эстетической.

К миру художеств дети причастны двояко. С одной стороны, они как зрители и слушатели познают изобразительное, литературное, театральное искусство. Ребенок слушает сказки, рассматривает картины, посещает детские представления, благодаря чему получает опыт эстетических впечатлений. Все это расширяет познание окружающего мира, приносит новые знания, воздействует на зарождающиеся эстетические чувства.

С другой стороны, дошкольник, как по собственной инициативе, так и при помощи взрослого систематически вовлекается в художественную деятельность. Первые рисунки, постижение цветовой гаммы, лепка незамысловатых фигурок, декламация стишков и проигрывание сюжетов – неполный перечень того, что формирует опыт эстетических умений малыша.

Развитие художественной деятельности дошкольников, начиная с первых лет жизни, является необходимым условием формирования гармоничной личности.

Виды художественной деятельности дошкольников

Художественная и творческая деятельность применительно к дошкольному возрасту подразумевает практически одни и те же виды занятий. Ранее других творческих попыток малыш приобщается к рисованию. Следом идет конструирование различных фигур. С расширением словарного запаса дошкольник не желает оставаться пассивным слушателем детских произведений, а пробует свои силы в изменении сюжета или в исполнении роли понравившегося героя.

Следовательно, среди разнообразия творческой деятельности в дошкольный период наибольший удельный вес имеют:

  • изобразительная;
  • конструктивная;
  • художественно-речевая;
  • музыкально-ритмичная.

В перечисленных основных видах художественной деятельности дошкольник может практиковаться, ориентируясь исключительно на образец. Но не следует видеть в этом элементарное подражание и отсутствие творческого компонента. Умения и навыки развиваются благодаря тренировкам. Рассмотрим краткую характеристику данных видов деятельности с точки зрения условий для развития детского творчества.

Изобразительное творчество

В рисунках ребенок воспроизводит действительность, как он ее представляет. Не беда, что окружающие зачастую не способны понять его замысел. Дошкольник представляет, что он хотел нарисовать, и находит подходящие способы выразить свои фантазии.

Главные художественные средства в детском рисунке – линия и цвет.

У дошкольника обязательно есть предпочитаемые цвета, которыми он изображает то, к чему испытывает симпатию и расположение. Как правило, это красный, желтый, зеленый. Малыш ни за что не нарисует злого колдуна красным или оранжевым. Для отрицательных персонажей у него предусмотрены черные, серые, коричневые оттенки.

Рисование с детьми 3 4 лет подразумевает знакомство с цветовым разнообразием, изображение простейших форм. С каждым годом дошкольник более тщательно прорисовывает образы. Особенно, если они изображают положительных героев. Формируется ручная умелость, развивается восприятие цветовых оттенков. Дети, способные к этому виду творчества, выдают гармоничные рисунки с соблюдением пропорций и цветовой композиции.

Не забываем, что создание образов на бумаге – только один из способов проявлять себя в изобразительном искусстве. Существует лепка, аппликация, декоративное творчество. Их достоинства в том, что ребенок осязательно воспринимает свойства предметов (форму, размер, структуру) и пытается создать, по сути, объемную проекцию.

Изготавливая образ из пластилина, дошкольнику не сразу удается получить то, что задумывалось. Но сколько открытий ожидает ребенка в процессе работы! Пытаясь вылепить горшочек, он продемонстрирует, какая у него получается лепешка, тарелка, бублик… Увидеть новый образ в комке пластилина – заслуга творческого воображения малыша.

Создание образов в конструировании

В конструктивной деятельности творчество проявляется на этапе зарождения замысла и в его реализации. Детей часто увлекает сам процесс сборки, особенно с появлением таких габаритных деталей как LEGO. Интересно соединять детали, обнаруживать похожесть с реальными предметами (например, мебелью), обустраивать пространство для игры, иначе использовать уже знакомые образы.

Конструирование образов

Творческие дети любят конструировать не по образцу, а в соответствии с собственным замыслом. Старшие дошкольники с интересом ищут новые способы воплощения своих замыслов. (Ознакомьтесь, как организовано конструирование в детском саду.)

Идеи исходят от детей, без вмешательства взрослых. В этом возрасте конструирование больше проявляется как самостоятельная творческая деятельность дошкольников.

Художественное конструирование из бумаги, наоборот, реализуется не только по инициативе взрослого, но и при его активном участии. Создание любой бумажной модели – это творчество по образцу. Причем, повторяется каждое действие. Только так получится соответствующий результат. Придумывание характера образов — что получилось, как использовать, – способствует развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Художественно-речевая деятельность

От пассивного слушания сказок и стихов в младшем дошкольном возрасте ребенок переходит к активному включению в художественно-речевую деятельность.

Родителям следует иметь в виду, что развивается этот вид деятельности благодаря целенаправленным занятиям. Взрослый просит ребенка рассказать, что происходило с главным героем сказки, или передать содержание прослушанного произведения. С подачи взрослого выстраивается диалог, приучающий ребенка выслушивать вопросы и отвечать на них.

Слушание и пересказ

Пересказ – самая простая форма художественной речи. Задача для дошкольника усложняется, когда ему нужно придумать историю, самостоятельно выбрав героев сюжета.

Придумывая свои сказки, дети опираются на известные им сюжеты. Их герои кого-то догоняют, сражаются, подвергаются волшебным превращениям.

Отдельной и ценной практикой в художественно-речевой деятельности являются театрализованные игры. Средние дошкольники нуждаются в руководстве взрослого, который распределяет роли, подсказывает, что и как нужно говорить маленькому артисту. В старшем дошкольном возрасте дети не только самостоятельно проводят театрализованные игры, но и значительно обогащают стандартные сюжеты.

Идеально, если подобные театрализованные представления становятся совместной творческой деятельностью родителей и детей. Создается дружеская атмосфера, развивающая речевые и творческие способности, усиливающая взаимопонимание между взрослыми и детьми.

Танцевально-музыкальные занятия

Первые творческие элементы появляются в то время, когда ребенок, услышав музыку, пытается двигаться в такт. Однако подобная чувствительность к музыкальному ритму наблюдается не у всех детей. Не всем даны от природы музыкальные способности. Тем более танцевально-музыкальная деятельность важна для каждого дошкольника.

Эмоциональную отзывчивость на музыку можно и нужно воспитывать. В.М.Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно регулировать состояние детей.

Музыка растормошит вялого ребенка и успокоит слишком темпераментного. Ритмические упражнения организовывают движения ребенка и пробуждают интерес к деятельности вообще.

Слушание музыкальных произведений помогает ребенку войти в соответствующее состояние. С помощью взрослого дошкольник подбирает ассоциации и образы, вызванные звучанием мелодии. Полезно побуждать детей рассказывать, какие впечатления у них вызывает музыкальное произведение, предложить изобразить ассоциации на рисунке.

Важность художественного развития в дошкольном возрасте

Художественно эстетическая деятельность дошкольников изменяет содержательный аспект такого важнейшего познавательного процесса как восприятие. В раннем возрасте главная функция восприятия заключается в том, чтобы получать и передавать сенсорные сигналы (как выглядит предмет, какой на вкус, на цвет, как звучит).

В дошкольном возрасте восприятие становится отдельной познавательной деятельностью. Развивается художественное восприятие произведений искусства, литературы, музыкальных композиций.

Однако такое обогащение восприятия произойдет только при условии развития личности ребенка, его вовлечении в творческую деятельность.

Развитие эстетических чувств

Эффективность художественной деятельности дошкольников определяется формированием эстетических чувств в 6–7-летнем возрасте.

У ребенка постепенно развивается понимание гармонии и красоты, что формирует художественный вкус. При рассматривании рисунка или живописного полотна он испытывает восхищение, эстетическое наслаждение. Старшие дошкольники усваивают жанровую направленность живописи. Им знакомы «пейзаж», «портрет», «натюрморт».

Формирование эстетических чувств

Восприятие цветовой гаммы позволяет юному зрителю понять настроение картины. Дети охотно определяют, какие эмоции передает живопись. В чем-то они ошибаются, но такие полярные чувства как грусть и радость улавливают безошибочно.

Слушая музыкальные произведения, дошкольники сначала с подачи взрослого, а затем и самостоятельно, отыскивают аналогии со звуками природы: капельки дождя, шум ручейка, завывание ветра. Также выделяют настроение музыки: успокаивающая, веселая, бодрая.

В литературных произведениях старшие дети интересуются не только сюжетом и развитием событий. Их интересуют мотивы поступков героев. Они оценивают их с позиции нравственности, восхищаются или осуждают.

Таким образом, все виды художественной деятельности вносят свой вклад в развитие личности дошкольника. Происходит формирование эстетического вкуса, воспитание эстетических чувств, развиваются творческие способности, закрепляются нравственные нормы.

Ссылка на основную публикацию