Как складывается социальная ситуация развития дошкольника

Под социальной ситуацией развития подразумевают систему отношений личности с окружающим миром и условия, в которых эти отношения протекают. Какой бы юной личность ни была, система отношений уже выстраивается. Проясним, чем характерна социальная ситуация развития в дошкольном возрасте.

Особенности условий развития ребенка в дошкольном возрасте

Особенности социальной ситуации развития в дошкольном возрасте обусловлены значительной зависимостью ребенка от взрослого и заключаются в возникающих противоречиях. Малыш живет среди окружающих людей, но в силу возраста не принимает полноценное участие в многогранной жизни. Поэтому именно взрослые становятся для дошкольника проводниками в окружающий мир.

Дети на качелях

Вовлекаясь в повседневные дела, играя и общаясь, ребенок знакомится с социальной иерархией, узнает правила и нормы поведения, одобряемые обществом. Родители и бабушки-дедушки заботятся о своих малышах, многому их учат и, как часто распространено, при этом контролируют каждый шаг. Но малыш растет, развивается и ему требуются перемены.

Многие взрослые не желают менять созданные ими условия для социализации своих детей. Родителям удобнее и надежнее сохранять те рамки, в которых жизнь их ребенка предсказуема, а следовательно, безопасна.

Дошкольник нуждается в расширении границ, в получении нового опыта. Он овладел навыками самообслуживания, с интересом ведет диалоги, стремится сам сделать выбор. Например, дошкольник хочет сам купить мороженое. Ему важен весь процесс. Выбрать мороженое, расплатиться с продавцом и поблагодарить его. Хотя бабушке невдомек, что требует и отчего капризничает ее ненаглядное чадо.

Все же, постепенно дошкольник проходит путь от зависимости от взрослого до частичной самостоятельности. Многим детям «становится тесно» в домашнем уютном окружении. Взрослея, ребенок стремится больше взаимодействовать со сверстниками, самостоятельно определяет, чем заняться. Как бы ни было взрослым удобно удерживать выстроенные ими условия для ребенка, дошкольник растет, развивается и требует изменений в отношениях.

Воздействие внешних факторов на социальную ситуацию развития дошкольника

Поскольку социальная ситуация развития это система отношений между личностью и окружающим миром, то на ее формирование влияет всё, что окружает ребенка, и в определенной степени сам ребенок.

Факторы, воздействующие на социальное развитие ребенка, можно классифицировать следующим образом:

  • Микрофакторы. Это семья, круг общения семьи, детский сад, кружки, студии, секции.
  • Мезофакторы. Подразумеваются условия, в которых растет малыш: место проживания, этническая принадлежность, субкультура, СМИ.
  • Макрофакторы. Процессы мирового масштаба, как то политика, экономика, государство.

В дошкольном возрасте основными являются микрофакторы. Но ребенок впитывает и окружающее настроение, атмосферу, информацию из «взрослых разговоров», телевизора, интернета.

Доминирование семейных отношений

Семья – первая и самая важная социальная группа для ребенка. Именно в семейном окружении он узнает об обществе, его нормах, правилах, нормах. На протяжении определенного времени семья – это единственное место получения опыта социализации.

Для полноценного социального развития дома должны быть созданы соответствующие условия:

  • Теплые отношения между членами семьи. Семья является разновозрастным коллективом, где старшие передают опыт младшим. При этом все заботятся, переживают и помогают друг другу.
  • Общение с ребенком – эмоционально насыщенное. Родители находятся в диалоге с ребенком: отвечают на вопросы, объясняют правила поведения, обсуждают проблемные ситуации в доступной для него форме. Важно хвалить дошкольника за хорошие поступки, успех, самостоятельно выполненное дело. Это способ учить детей оцениванию действий и поступков и формировать самооценку.
  • Понимание и сотрудничество взрослых и детей. Родители поощряют инициативу и самостоятельность малыша, что соответствует демократическому стилю семейного воспитания.
  • Опора на социальный опыт дошкольника и постепенное его расширение. Это могут быть отношения с родными и близкими, поведение в детском саду, реакция на события в общественных местах. Например, ребенок едет в автобусе и обычно сидит рядом с мамой. Вошло очень много пассажиров. Мама предлагает малышу сесть к ней на руки. Он отказывается. Мама объясняет, что, так как он дошкольник, она не платит за его проезд в автобусе. Когда есть свободные места, дети могут их занимать. Сейчас людей в автобусе много, поэтому надо освободить место вошедшим пассажирам. Это новый опыт для ребенка.

То, какие условия создает семья для развития самостоятельности, инициативности ребенка, какие моральные и этические нормы прививает, непременно отражается в поведении и поступках дошкольника.

Роль ДОУ в построении системы отношений ребенка с окружающим миром

Постепенно интересы дошкольника расширяются и ему необходимо общение со сверстниками. Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают разный статус.

Дети вместе выполняют задание

У детей, имеющих большой опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, адаптация к ДОУ проходит быстрее и легче. Им интересно погружаться в мир игр, занятий, развлечений, заданий и общения. Педагоги мотивируют детей к взаимодействию. Например, организуют общую игру, трудовую деятельность или предлагают выполнить общую коллективную работу в теме художественной деятельности.

Очень важны представления о социально приемлемых правилах поведения. Поэтому воспитатели беседуют, читают стихотворения и сказки, моделируют ситуации с воспитанниками, используют игровые упражнения. Например, «Волшебные слова для белочки».

В дошкольном возрасте проявляются как дружеские, так и конфликтные взаимоотношения. Решение проблемных ситуаций зависит от возраста воспитанников. В младшем дошкольном возрасте причиной ссоры может стать игрушка, которую не поделили малыши. На помощь приходит воспитатель.

У детей 5–7 лет причины конфликтов чаще всего связаны с личностными качествами детей, принятием понятий «хорошо» и «плохо». Например, Ирина нарисовала рисунок, который хвалили все сверстники. Лева выхватил и смял ее работу. Он обидел Ирину, испортил ее рисунок, позавидовав общему вниманию. Иногда дети пытаются решить конфликт самостоятельно. Несколько детей обращаются к Леве: «Зачем ты так сделал? Это нехорошо!! Верни рисунок и извинись перед Ирой!». Если положительная реакция не последовала, тогда дети озвучивают проблему взрослому. Педагог вместе с детьми анализирует ситуацию и решает конфликтную ситуацию.

Участие дошкольника в формировании социальной ситуации развития

Ребенок является субъектом тех отношений, которые выстраиваются вокруг него. Он развивается, меняются его потребности и мотивы, накапливается опыт, что влечет изменение социальной ситуации развития.

Игра как реальный опыт обогащения социальных отношений

Игра, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте, является основным способом получения опыта взаимодействия со сверстниками и познанием реальных отношений. Именно она помогает смоделировать социальные отношения и учит ребенка действовать внутри этой модели.

Сюжетно-ролевая игра отражает жизненные впечатления. Включаясь в сюжет, дети соблюдают определенные правила взаимодействия. Именно в игре дошкольники тренируют навыки гендерных и профессиональных моделей поведения. Например, в магазине надо выбрать товар и расплатиться, доктор послушает и посмотрит горло, в кинотеатре нужно купить билет и сесть на указанное в нем место.

Игра способствует применению на практике знаний о культуре человеческих отношений. Сначала в смоделированных условиях, а затем и в реальных ситуациях дети учатся здороваться, благодарить, задавать необходимые вопросы (Вам нужна помощь? Как пройти?.. Где купить билет? и т.п.).

Расширение возможностей через возрастные кризисы

Социальное развитие дошкольника во многом стимулируется назревшим возрастным кризисом. Кризис 3 лет становится переломным. Появляется внеситуативно-познавательная форма общения. Малыш начинает воспринимать себя, как самостоятельный субъект во взрослом мире.

Трехлетка нуждается во взрослом, который является для него источником заботы и знаний. Однако пробуждающееся «Я сам!» требует предоставления поля для самостоятельных действий. Ребенок нуждается в изменении привычной социальной платформы, так тщательно оберегаемой родителями, и те без особой охоты все же поступаются некоторыми принципами.

Новым является и стремление к общению со сверстниками. В этой коммуникации есть преимущества, отсутствуют жесткие нормы и правила, которые необходимо соблюдать, общаясь со взрослыми. Основные темы, интересующие детей в этом возрасте: животные, природа, транспорт.

Кризис 7 лет подводит к внеситуативно-личностной форме общения. Ведущий мотив– личностный. Важны разговоры о себе, о знакомых сверстниках, семье. Беседуя, ребенок интересуется подробностями жизни. Например, где живет собеседник, кем работает, есть ли машина, дети (муж, жена). Также охотно рассказывает о себе. Для старшего дошкольника становится очевидным, что он может многое узнать и освоить, инициируя общение с окружающими.

Таким образом, социальное пространство, в котором дошкольник развивается и выстраивает отношения с окружением, создается взрослыми. В этом пространстве дети проходят путь от полной зависимости от взрослого до существенного отделения. Для каждого ребенка это происходит по-своему. Главное в этом многостороннем процессе, чтобы взрослые признавали субъектность ребенка и осознавали, что их малыш растет и уже способен во многом проявить самостоятельность и себя.

Ссылка на основную публикацию