В каких направлениях развивать ребенка в 3 – 4 года

У каждого ребенка свой темп развития. Наблюдая за дошколятами, это легко заметить. Но есть базовые знания, умения и навыки, которыми должен владеть каждый ребенок. Они соответствуют его возрасту. Взрослым необходимо знать, чему можно и нужно учить ребенка в 3 – 4 года, чтобы стимулировать его развитие.

В чем назрела пора ориентироваться ребенку 3–летнего возраста

Примерно в 3 года дети проходят некий рубеж, открывающий новые возможности для развития. Этот рубеж в психологии называют возрастным кризисом 3 лет и описывают как старт в формировании самосознания ребенка. У малыша пробуждается осознание себя самого и устанавливается связь между «Я» и «мои достижения».

Навыки ребенка 3-4 лет

Повышается и разнообразится активность ребенка в познании окружающего мира. Юный исследователь уже не просто манипулирует игрушками и подходящими предметами, но и выделяет характерные признаки. Так формируется база сенсорных эталонов. И для их упорядочивания ребенку нужна помощь.

Трехлетке уже необходимо ориентироваться в быту и самостоятельно выполнять простейшие действия в обслуживании себя.

Что касается познавательной сферы, детям в 3 – 4 года посильны следующие достижения:

  • Иметь словарный запас 1200 – 1500 слов.
  • Отвечать на вопросы взрослого небольшими предложениями.
  • Ориентироваться в предлогах «на», «под», «за», «перед», «в».
  • Знать основные цвета: красный, желтый, синий, зеленый. К началу 4 года прибавляется фиолетовый, оранжевый, черный, белый.
  • Владеть понятиями «много», «мало», «один», «два», «меньше», «больше».
  • Различать круг, квадрат, треугольник и предметы с углами и круглой формой.
  • Уметь группировать предметы одного цвета, формы, размера.
  • Уметь сложить картинку из 4 – 6 частей по представленному образцу.
  • Начинать ориентироваться в пространстве.
  • Знать и называть некоторые растения, животных и их детенышей.
  • Отгадывать загадки, соответствующие осведомленности ребенка.
  • Слушать сказки, рассказы.
  • Заучивать стихотворения с помощью взрослого.

Посильно – не означает, что непременно так и должно быть. Приведенный перечень можно рассматривать как ориентир, в каких направлениях следует прикладывать усилия.

В коммуникативной сфере с наступлением 3-летнего возраста дети, ориентируясь на замечания взрослых, способны устанавливать связь моральной оценки «хорошо» или «плохо» со своими действиями. Этому нужно уделять внимание, чтобы у ребенка четко формировались ориентиры, как поступать хорошо, а как нельзя делать.

Чему учить детей в 3 – 4 года в бытовом самообслуживании

Основные навыки самообслуживания у детей в 3 – 4 года вращаются вокруг жизненно важных действий:

  • одевание;
  • прием пищи;
  • умывание.

Одеваться и раздеваться самостоятельно малыш сможет, если его обучить определенной последовательности. Вряд ли он справится с застежкой, да и ботинки могут «поссориться» и отвернуться друг от друга. Но непорядок в одежде он уже замечает и стремится его исправить самостоятельно. Снимая вещи, малыш аккуратно вешает свою одежду на стул. Чтобы закрепить у ребенка этот навык, необходимо, чтобы у него был свой маленький «детский» стульчик.

При приеме пищи ребенок учится кушать аккуратно, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пищу с закрытым ртом. Главное – это пример окружающих взрослых и обращение внимания ребенка на то, как следует делать.

Справляется ребенок 3 – 4 лет и с умыванием, самостоятельно пользуясь мылом и полотенцем. После нескольких совместных гигиенических процедур, дети повторяют последовательность, как учила мама. Для мотивирования малыша необходимо купить ему полотенце с детским рисунком, можно необычное мыло и обязательно расческу.

Имея навыки бытового самообслуживания, ребенок становится вашим помощником. Получив определенный опыт, он может собрать свои игрушки, помочь с сервировкой стола, полить комнатные растения, покормить домашнее животное. Ознакомьтесь более детально, что может делать ребенок по дому уже в 4 года.

Как учить 3-летнего ребенка говорить

В 3 года речь становится основным средством общения со взрослыми и сверстниками. Начинает формироваться описательная речь, и дети постоянно лепечут. Часто это раздражает взрослых, и, обращаясь к ребенку, они говорят: «Ну, помолчи, пожалуйста!». Делать так категорически нельзя. Ребенок обогащает свой словарный запас, тренирует речевую функцию.

Развиваем осведомленность ребенка

Необходимо стимулировать желание ребенка повторять слова, звуки, учить говорить небольшими предложениями. Для этого можно использовать словесные и дидактические игры. Например, «Кто это?». Взрослый показывает ребенку маленькие игрушки животных или картинки с их изображением. «Кто это?» (Это корова). «Как она кричит?» (Му-у-у-у). «Что любит кушать коровка?» (Любит кушать травку). «Как называют ее детеныша?» (Теленок). В конце можно поиграть с этими игрушками. Сюжет – импровизация взрослого и ребенка.

В этом возрасте важно учить малыша говорить короткими предложениями. Взрослый должен разговаривать с ребенком, используя не отдельные слова, а короткие содержательные фразы. Например, «Чай очень горячий». Малыши часто повторяют только слово, но необходимо мотивировать на повторение всего предложения.

Чему учить младшего дошкольника в познавательной сфере

В 3-4 года ведущая функция – восприятие. Малыш с интересом познает новое. Уже можно научить его определять новые цвета. Например, фиолетовый и оранжевый. У него формируются элементарные математические представления. Можно научить кроху простому счету или умению сравнивать по цвету, форме, размеру, времени. Например, сейчас – потом; красный – зеленый. Дошкольник может определять явления природы (дождь, снег, гром) и ориентироваться в температурных показателях (жарко, холодно, тепло).

Он знает определенные трудовые действия (мыть посуду, копать землю, сажать цветы). Малыш начинает размышлять, находя простейшие причинно-следственные связи. Например, «На улице дождь, поэтому мама взяла зонтик». Всему этому его учит взрослый, который всегда должен быть готов ответить на вопросы любознательного почемучки.

Формировать сенсорные эталоны

В 3 – 4 года дошкольник активно усваивает сенсорные эталоны: формы предметов, их величины, вкус, запах, пространственное положение и т.д. Это необходимая база для развития сенсорных способностей.

Учить ребенка цвету необходимо с помощью предметной визуализации. С помощью этого метода усваиваются понятия «форма» и «размер». Например, можно показать апельсин, обратить внимание на цвет (оранжевый) и на форму (круглый). Эффективен и обратный подход: лента цветом как вишенка, шапочка белая, как снег.

Конечно, использовать этот метод необходимо постоянно. Интересен метод запоминания цвета с помощью рифмованных строк: «Красный цвет мир украшает, Алой розой расцветает».

Чтобы объяснить ребенку понятие формы, нужно показать ему разницу между кругом и фигурой с углами. Например, круг. Он может катиться, потому что у него нет углов. У треугольника углы, которые не дают ему катиться. Покажите, как это происходит.

3-летний малыш успешно овладевает предметной деятельностью, благодаря чему у него стремительно развивается наглядно-действенное мышление. У него формируется практическое соотнесение свойств и характеристик предметов с тем багажом знаний (хотя он еще и крайне ограничен), который уже отложился в памяти.

Ребенок начинает самостоятельно находить «предметные предэталоны», своеобразную меру. Так, треугольник ему напоминает домик, круг воспринимается как колесико или мячик. Полезно предложить дошкольнику провести пальчиком по контуру фигуры, чтобы он мог тактильно почувствовать разницу.

Сначала используют только две разные формы. Когда ребенок прочно усвоит понятия треугольника и круга, следует добавить квадрат, затем овал.

Осваивать простейший счет

Многие 3-летние дети повторяют «Один, два, три…», но к счету это все еще не имеет отношения. В этом возрасте важно познакомить малыша с количественными понятиями «один» и «много».

В 3,5 – 4 года ребенок уже вполне осознанно сможет запоминать цифры и счет. Для начала ставьте перед ним предмет и озвучивайте число «один»; затем второй – и число «два», и так далее. В конце задавайте вопрос: «Сколько всего предметов?».

Со временем научите ребенка соотносить число и цифру. Для этого при счете необходимо дополнительно показывать цифру. Например, посчитали «один», продемонстрировали цифру «1». Процесс требует постоянного повтора.

Рекомендуем воспользоваться алгоритмами обучения, представленными в статье Как научить ребенка считать.

Наполнять понятийный запас

Словарный запас ребенка должен постоянно пополняться. Для этого необходимо чаще в общении с крохой употреблять новые для него слова и пояснять, что они означают.

При рассказе и чтении обязательно объясняйте значение новых для него слов. Например, в сказке Г. Цыферова «Слоненок» есть такие слова, как «пень», «каска», «пожар», «лейка». Вряд ли трехлетке уже известны эти слова, поэтому необходимо объяснить ему, что они означают. Таким образом, активный словарь дошкольника будет пополняться новыми словами.

В каких направлениях необходимо развивать осведомленность младшего дошкольника, ознакомьтесь в статье Что должен знать и уметь ребенок в 3 года.

Учить сравнивать предметы

В 3–4 года наглядно-действенное мышление начинает переходить в наглядно-образное. Дошкольник может оперировать образом предметов, которые ему называют. Он может замечать признаки предметов и классифицировать их. Основные показатели – это цвет, форма и величина предметов.

Например, покажите ребенку два кубика разного цвета и размера. «Что это?» (кубики). «Какого цвета?» (один синего цвета, другой красного цвета). Подчеркните, что они разные по цвету. Пусть малыш повторит. «Какой кубик большой?» (синий кубик большой). «Какой маленький?» (красный кубик маленький). «Один большой, другой маленький. Они разные по размеру». Еще раз покажите малышу эти различия. Закрепляйте подобным образом знания в повседневной жизни.

Как учить ребенка рисовать в 3 года

Рисование развивает мелкую моторику ребенка, речь, эстетический вкус. Поэтому так важно уделять внимание изодеятельности. Необходимо научить правильно держать карандаш. Нельзя использовать маленькие и тонкие карандаши, так как дошкольнику неудобно их держать. Оптимальный вариант – это трехгранный карандаш.

Дети любит рисовать красками, потому что рисунок получается ярким, а для нанесения краски кистью на лист требуется меньше усилий руки, чем при рисовании карандашами.

Рисование с детьми 3 – 4 лет нацелено на обучение правильно держать карандаш и кисть, вырабатывать адекватный нажим, изображать фигурные и прямые линии, которые временами складываются в нечто похожее на знакомый объект.

Сначала ребенок стремится рисовать завитки и линии. Постепенно рука привыкает, а изображение становится более похожим на предмет. Для того чтобы заинтересовать ребенка процессом рисования, можно предложить ему разные техники: пальчиком, ладошкой, тычком, трафаретом.

К каким нормам и правилам приучать малыша в общении

В 3-4 года дошкольник отдает предпочтение новому партнеру по общению – своему сверстнику. Ребенок начинает усваивать определенные нормы и правила поведения. Он начинает осознавать понятия «хорошо» и «плохо», «можно» и «нельзя». Общение со сверстниками должно стать эмоционально привлекательным для ребенка. Это поможет ему в дальнейшем налаживать коммуникационные связи в любом коллективе.

Действия ребенка становятся осознанными. Поэтому взрослому необходимо научить малыша простым правилам поведения в социуме. Наиболее важные и необходимые навыки общения:

  • здороваться;
  • прощаться;
  • делиться;
  • не брать чужое;
  • вежливо обращаться с просьбой;
  • благодарить за помощь.

Чтобы закрепить такое поведение на уровне привычки, необходимо поощрять ребенка одобрением и похвалой. Регулярная положительная оценка взрослым соответствующих действий и поведения дошкольника мотивирует на повторение положительных поступков.

Таким образом, 3-летний возраст является немалым фундаментом, но котором возводятся первые моральные суждения, набирают обороты познавательные процессы, формируется речь, развиваются практические навыки. Если родители все еще видят своего малыша нуждающимся в полной опеке несмышленышем, то это мнение следует срочно изменить и обеспечить ребенку гармоничное развитие.

Ссылка на основную публикацию