Художественно-эстетическое развитие дошкольников в детском саду

Художественно-эстетическое развитие в ДОУ – это не только получение детьми определенных знаний, умений и навыков на специальных занятиях. Это систематическое развитие органов чувств, сенсорных и творческих способностей в повседневной жизни дошкольника. Эстетические качества личности не являются врожденными. Они начинают развиваться с самого раннего возраста в условиях окружающего социума и педагогического сопровождения.

Благодаря этим условиям ребенок учится замечать красоту линий и звуков, воспринимать формы, палитру красок. Формируется творчески активная личность, способная воспринимать и оценивать прекрасное в природе, отношениях, окружающем мире.

Какое художественно-эстетическое воспитание детей обеспечивает детский сад

Художественно-эстетическое развитие в ДОУ по ФГОС представляет собой целый ряд направлений, доступных детскому восприятию: музыка, изобразительное искусство, художественное слово, театрализованная деятельность, конструктивно-модельное творчество, досуговая деятельность.

Дети и художественная деятельность

Оно предполагает:

  • знакомство с различными направлениями творческой и эстетической деятельности;
  • ценностно-смысловое восприятие и понимание окружающего мира, музыки, живописи, художественной литературы и фольклорных произведений;
  • развитие эмпатии к литературным персонажам и перенесение понимания и сочувствия в реальный круг общения;
  • воспитание эстетического вкуса и формирование основ эстетической культуры;
  • мотивирование и поощрение самостоятельной творческой деятельности.

Существенный вклад в художественно-эстетическое воспитание ребенка вносят родители, а в некоторых семьях именно роль семьи в этом вопросе является преобладающей. Однако большая часть детей дошкольного возраста продвигается в эстетическом развитии благодаря посещению ДОУ.

Последовательность художественно-эстетического развития

Способность видеть прекрасное необходимо развивать с самого раннего детства. Это подготовительный этап к усвоению эстетики и гармонии окружающего мира. У 3-летнего ребенка еще только формируются сенсорные эталоны, а старший дошкольник уже способен воспринимать композицию образов и художественную завершенность произведений.

В младшем дошкольном возрасте активно развивается подражание в простых видах художественной деятельности. Например, в изобразительной деятельности от простых действий с карандашом или красками дети переходят к изображению, узнаванию, называнию. «Это зайка», утверждает малыш, показывая карандашные завитки или разводы красками на листе.

В среднем возрасте эстетическое восприятие тесно связано с личным опытом и интересами. У дошкольника начинает проявляться интерес к самостоятельному решению творческой задачи. Дети способны сознательно добиваться выразительности образа в танце, пении, драматизации.

В старшей группе у ребенка появляются устойчивые предпочтения определенных жанров музыкальных, литературных и изобразительных произведений. Дети запоминают поэтические образы из сказок, рассказов, стихотворений и используют их в своей речи. Например, сравнивают сильного мальчика с богатырем, а красивую девочку принцессой. Они начинают сами придумывать сказки, истории, с удовольствием рисуют «по замыслу».

К 6 – 7 годам у детей развивается музыкальный и поэтический слух. Благодаря обучению дети могут заметить более тонкие особенности в музыке, картине, природе, сказке, рассказе, стихотворении и найти выразительные слова. Например, «Осень – золотая» или «Лиса – плутовка». Продолжает развиваться художественное творчество.

Однако детские замыслы еще недостаточно устойчивы. Появляется оценочное отношение к творческим проявлениям сверстников и своим собственным. Например, «Денис красиво нарисовал гномика», или «Рита очень похоже бабушку показала в сказке, как артистка».

Цели и задачи

Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности, кроме всестороннего развития, имеет конкретную цель: формирование творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в окружающем мире.

Достижение цели осуществляется посредством решения следующих задач:

  1. Создание запаса элементарных эстетических знаний, восприимчивости, чувств, эмоций.
  2. Развитие чувства прекрасного.
  3. Формирование первичных умений и навыков художественной деятельности.
  4. Формирование эстетических потребностей, вкусов, отношений.
  5. Развитие творческих способностей.

Дети в детском саду вовлечены в различные виды деятельности, и под руководством педагогов учатся видеть эстетику, замечать детали, художественные характеристики образов и явлений.

Организация художественно-эстетического развития в ДОУ

Для художественно-эстетического развития детей в ДОУ предусмотрены тематические занятия, театрализации, выставки детских работ, игры-драматизации, рассматривание иллюстраций, рисование и изготовление аппликаций, подготовка и проведение праздников, утренников, досугов, фестивалей.

Все эти формы связаны с основными направлениями художественно-эстетического развития в детском саду. Обязательным условием является среда. Это внутреннее убранство помещений, участок, группа, ее оборудование, специальные помещения (музыкальный зал, изостудия).

Обязательно оборудованы тематические зоны в групповых комнатах. Например, музыкальный центр, центр изодеятельности, театрализованной деятельности, уголок ряжения, детская библиотека (книжный уголок) и т.д.

Очень важна насыщенность оформления произведениями искусства: картины, художественная литература, предметы декоративно-прикладного искусства.

Условия для изобразительного творчества

Для мотивирования дошкольников к изобразительной деятельности в группах ДОУ имеется специальное оборудование:

  • карандаши;
  • краски;
  • фломастеры;
  • пластилин;
  • цветные мелки;
  • мольберт;
  • трафареты;
  • «тычки»;
  • кисточки;
  • цветная бумага для аппликаций.

Обязательно место для размещения детских работ. Обычно в приемной располагается соответствующий стенд: «Мы рисуем» или «Вам малыши краски и карандаши». Эти выставки постоянно обновляются.

Девочка рисует

В уголках изобразительной деятельности, кроме материала, находятся произведения изобразительного искусства. Предварительное знакомство с ними проводит воспитатель. Например, педагог знакомит с картиной В. Васнецова «Аленушка». Рассказывает о том, как называется картина, кто нарисован, уделяет внимание особенностям. Потом предлагает детям самостоятельно рассмотреть полотно, инициирует вопросы, вместе рассуждают. Конечно, такой подход доступен только детям старшего возраста.

Особое место занимают предметы декоративно-прикладного искусства. Это может быть посуда из Хохломы, Гжели, дымковские и городецкие игрушки, семеновские матрешки.

Дети с интересом смотрят тематические альбомы с особенностями разных народных промыслов, репродукции картин известных художников. Материал подобран в соответствии с возрастом детей.

Уголок конструирования

Для конструирования в детских садах используют мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал. Кроме этого, детям предлагаются конструкторы разной сложности соединения деталей. Они могут быть могут быть деревянными, пластмассовыми, металлическими. Очень востребованы дошкольниками конструкторы «Лего».

Материал для конструирования находится в свободном доступе. Например, крупные строительные элементы в игровом уголке, конструкторы в «Познавательном центре» и так далее.

Музыкально-танцевальная площадка

В каждом детском саду есть площадка для развития музыкальных способностей. Это музыкальный зал. На занятиях дети учатся петь, танцевать, играть на простых инструментах (ложках, музыкальном треугольнике, колокольчике). Специалист учит их слышать музыку. Дети определяют ее по жанрам (марш, колыбельная).

Дошкольники слушают отрывок музыкального произведения и пытаются определить, какие чувства передает музыка, о чем она рассказывает. Особый интерес вызывают игровые упражнения. Например, «Тихие и громкие звоночки», «Цветная музыка» развивают восприятие силы и яркости звука. Игра «Тень – тень» тренирует у ребенка музыкальный ритм.

Развитие музыкальных творческих способностей у дошкольников продолжается в группах. В музыкальных уголках  находятся детские музыкальные инструменты (барабан, дудка, металлофон), их игрушечные копии (рояль, арфа), тематические альбомы и иллюстрации.

Литературный уголок

В литературном уголке находятся книги в соответствии с возрастом детей группы, иллюстрации из известных сказок, портреты писателей. В свободное время дети с интересом смотрят иллюстрации, узнают знакомых персонажей.

Читающий ребенок может проявить желание почитать самостоятельно. Книги размещены на полках так, чтобы дошкольник сам мог достать любую из них, расположиться в литературном уголке за столом, где ему не будут мешать другие дети.

Возможности для театрализации

Особое внимание в детском саду уделяется театрализации. В «Театральном уголке» находятся различные виды театров: пальчиковый, театр на фланелеграфе, театр игрушек, марионеточный, перчаточный и другие.

Ребенок в образе

Там же находятся элементы костюмов для самостоятельного преображения в сказочного персонажа. В уголке ряжения дети могут примерить костюмы или аксессуары и представить себя в образе. Например, нос Буратино, «волшебная палочка» феи. Для утренников, праздников, досугов дети с педагогами ставят костюмированные спектакли по сказкам.

Формы и методы художественно-эстетического развития дошкольников

В ДОУ используют следующие формы эстетического развития:

  • занятия;
  • игры;
  • чтение;
  • рассматривание иллюстраций;
  • экскурсии;
  • прогулки;
  • театрализованные зрелища;
  • творческие студии;
  • тематические выставки;
  • праздничные утренники;
  • самостоятельная творческая деятельность.

Педагоги используют такие методы, как игра, беседа, эвристические и поисковые ситуации, художественная практика, сотворчество, побуждение к эмпатии.

Как правило, формы и методы применяются в тесной взаимосвязи. Например, педагог проводит беседу о мастерах дымковской игрушки, рассматривает ее с детьми, предлагает слепить барышню.

Средства для художественно-эстетического развития в доу также разнообразны. Это то, что воспитатель целенаправленно отбирает из окружающей среды для воздействия на эстетическое развитие воспитанников. Например, объекты природы, различные игры, предметно-развивающая среда, физические упражнения, самостоятельная творческая деятельность, произведения мировой культуры. Педагоги дают детям представление о красоте через музыку П. И. Чайковского, поэмы А. С. Пушкина, стихотворения Ф. И. Тютчева, картины И. И. Шишкина, фольклорные произведения.

Влияние занятий в ДОУ на понимание прекрасного и формирование эстетического вкуса

Последовательный подход и систематические занятия, проводимые в ДОУ, приводят к заметным результатам. Каждый ребенок, посещающий детский сад хотя бы несколько месяцев, обязательно что-то узнаёт из области искусства и развивает навыки в творчестве.

Специальные занятия для дошкольников в детских садах:

  1. Передают необходимые для художественной деятельности знания, умения и навыки.
  2. Формируют умения пользоваться ЗУН для решения творческих задач.
  3. Развивают художественный вкус у детей.

Первый этап – это ориентировка дошкольника в новом для него виде художественной деятельности. Например, рисование с помощью сухих осенних листьев, где лист используется как трафарет. Предварительно на прогулке дети отмечают красоту осени, вспоминают загадки, читают стихотворения, собирают листья, сушат их, выполняют работу под руководством педагога.

Второй этап – сотворчество. Выполнение общей работы со взрослым или коллективной со сверстниками. Оценка полученного результата. К примеру, дети на большом ватмане создают общий рисунок, а затем вместе определяют, как назвать необычную картину.

Третий этап – творческое самовыражение на основе усвоенных умений и навыков. Педагог только нацеливает детей на результат, а каждый ребенок самостоятельно подбирает нужные ему средства, придумывает детали и пр.

Приобщаясь к художественному достоянию и пробуя свои силы в творчестве, дети учатся видеть и слышать гармонию и красоту, формируют критерии в восприятии прекрасного, развивают эстетический вкус, постепенно осваивают наработанную поколениями эстетическую культуру.

Решение задач эстетического воспитания в детском саду тесно связано с формированием у дошкольника таких качеств, как инициативность, умение предвидеть определенные результаты, стремиться к ним, уметь мечтать. Эти качества необходимы как будущему первокласснику, так и взрослому человеку.

Ссылка на основную публикацию