Об экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Проблема экологии планеты поднимается СМИ и интернет ресурсами. Дети слышат об этом, проявляют интерес. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста начинается в семье и детском саду. Впечатления о родной природе, полученные в детстве, остаются в памяти на всю жизнь. С ранних лет нужно учить ребенка замечать красоту природы, бережно относиться и заботиться о сохранении непосредственного природного окружения. Всему этому его учит взрослый.

Внимание к экологии в образовательной системе ДОУ

Экология для детей дошкольного возраста – это новые знания о взаимосвязи человека и природы. Формирование экологической культуры начинается в младшем дошкольном возрасте. Детей постепенно просвещают в вопросах, как конкретные действия человека могут повлиять на окружающие объекты природы.

Мальчик ухаживает за грядкой

Для этого разрабатываются специальные программы, методички, тематические проекты. В их основе лежит восприятие природы как способа развития познавательной сферы малыша и пробуждение потребности проявлять заботу о растительном и животном мире.

Экологическое воспитание в ДОУ способствует:

  • Нравственному воспитанию. Ребенку прививают бережливое отношение к окружающей среде.
  • Трудовому воспитанию. У детей формируют базовые навыки ухода за растениями.
  • Интеллектуальному развитию. Расширяется осведомленность по теме природоведения и развивается экологическая эрудиция.
  • Развитию речи. Обогащается словарный запас.
  • Эстетическому воспитанию. У дошкольников пробуждают способность видеть прекрасное в окружающей природе.

Программы экологической направленности для дошкольников

Экологическое воспитание в детских садах осуществляется в соответствии с программами, которые специалисты целенаправленно разрабатывают для детей этой возрастной группы.

Наиболее известные парциальные программы:

  1. Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа»;
  2. С.Н. Николаевой «Юный эколог»;
  3. В. И Ашикова и С. Г Ашиковой «Семицветик»;
  4. А.И. Ивановой «Живая экология»;
  5. Н.А. Авдеевой и Г. Б. Степановой «Жизнь вокруг нас»;
  6. Н. Ю. Рюкбейль «Чувство природы»;
  7. А. Вересовой «Мы – земляне»;
  8. В. А. Зебзеевой «Программа экологического образования детей дошкольного возраста».

Возможна разработка парциальной программы творческой микрогруппой детского сада под руководством старшего воспитателя или методиста. При написании учитывается материально-техническая база конкретного ДОУ.

Цели и задачи экологического воспитания в дошкольном возрасте

Любая из программ экологической направленности подразумевает расширение базы знаний о мире природы, знакомство детей с закономерностями природы, воспитание у них ответственного и бережного отношения ко всему, чем окружила природа жизнь человека.

Можно выделить и более узкую конкретную цель: формирование положительного взаимодействия с миром природы.

Задачи, реализуемые в условиях детского сада:

  1. Дать знания о природе, экологических проблемах и возможностях их решения.
  2. Учить видеть и ценить красоту в окружающем мире природы.
  3. Приобщить дошкольников к экологически мотивированной деятельности.
  4. Прививать бережное и ответственное отношение к окружающей среде.
  5. Воспитывать патриотические чувства и любовь к родному краю.

Тематическое оснащение групп и площадок в ДОУ

Для успешного освоения дошкольниками потенциала программы по экологическому воспитанию в детских садах оборудуют:

  • Станции Экологической тропы. Например, «Зеленая аптека», «Метеостанция», «Фермерский дворик».
  • Огороды. Каждая возрастная группа имеет 1–3 грядки, за которыми дети ухаживают и проводят наблюдение.
  • Центр экспериментирования в группе. В нем находятся пробирки, увеличительные стекла, пипетки, красители, соль, сахар, вода, камни, образцы глины и песка, шишки, ракушки.
  • Центр познавательного развития. В разделе «Экология» находятся тематические альбомы и картинки, книги, иллюстрации, природные материалы, гербарии, дидактические игры.
  • Пространство воды и песка для самостоятельной игры дошкольников.
  • Уголки природы. В них находятся комнатные растения, календари природы в соответствии с возрастом воспитанников, оборудование для ухода за цветами.
  • Огород на окне. Рассаду сажают весной педагоги вместе с детьми. Старшие дошкольники ведут «Дневник наблюдения», в котором записывают изменения, происходящие с растениями.

Подходы и методы экологического воспитания дошкольников

Формирование экологической культуры в детском саду происходит с помощью специально организованной учебной деятельности (занятий), тематических бесед, игр, наблюдений, трудовой деятельности, проектной деятельности, развлечений и тематических праздников, применения художественного слова, театрализации, экологических акций, просмотра фильмов о животных, растениях, планете Земля.

Планируя, чем занять детей в ДОУ летом, педагог обязательно учитывает экологический аспект и включает путешествие по экологической тропе, дежурство на метеостанции, тематические игры, квесты. Иногда это синтез разных методов и приемов. Например, досуг в ДОУ «В гостях у Лесовичка» включает игру «Кто быстрее соберет осенние листья», постановку небольшой сказки «Как лесные жители готовятся к зиме», чтение стихов о природе, осени.

Формирование экологических представлений у детей на основе знаний

Используя разные формы обучения в ДОУ, педагоги формируют экологические представления у воспитанников в соответствии с их возрастом.

Например, в младшем дошкольном возрасте дети называют 3–4 вида животных, могут определить их по среде обитания (живут в лесу или дома), отличают детенышей от взрослых по размеру, называют 2–3 вида деревьев, называют некоторых насекомых (бабочка, жук), знакомы с элементарными признаками времен года (зимой – снег, осенью падают листья), определяют части суток (день и ночь).

Восприятие природы

В 4–5 лет копилка знаний увеличивается. Дети узнают животных по описанию, знают 3–5 комнатных растения и имеют первичные представления об их строении (корень, стебель, листья), знакомы с особенностями некоторых растений, со свойствами льда и снега, со сменой времен года.

В старшем дошкольном возрасте узнают и называют насекомых, птиц, животных, различают деревья, знают основные свойства материалов (кожа, резина, бумага, металл), знакомы с природными явлениями (ледоход, туман, метель и другие).

Каков бы ни был возраст детей, знакомя с миром природы, воспитатель учит дошкольников беречь и охранять природу.

Экологическое воспитание посредством практики

Начиная с младшего дошкольного возраста, малышей учат ухаживать за растениями и животными. Сначала дети больше наблюдают за процессом, оказывая посильную помощь. Они собирают опавшие листья на участке, поливают цветы из лейки, протирают крупные листья у комнатных растений. Все поручения малыши выполняют совместно с педагогом.

В средней группе дети получают больше самостоятельных поручений. Дошкольники подметают участок, поливают цветы на клумбе, растения на огороде, вместе с воспитателем сажают рассаду и сами ухаживают за ней.

В старшей и подготовительной группе дети ежедневно самостоятельно заполняют «Календарь природы», поддерживают чистоту на групповом участке, делают кормушки для птиц, сажают огородные растения и цветы, дежурят в уголке природы.

Трудовая деятельность дошкольников становится осмысленной и экологически целесообразной. Воспитатель помогает детям, поддерживает инициативу, отмечает достижения и обязательно хвалит.

Как содействовать экологическому воспитанию детей в семье

Экологическое воспитание ребенка начинается в семье. Гуляя в парке или выезжая за пределы города, родителям необходимо обращать внимание детей на красоту окружающей природы. Можно рассмотреть с ребенком листья, насекомых, снежинки, заметить пробегающих животных.

В такие моменты уместны соответствующие стихи, пословицы, загадки, поговорки. Художественное описание, соединенное с непосредственными наблюдениями и живым восприятием природы, поможет образованию ярких образов и обогатит словарный запас детей. Например, гуляя весной по парку, можно обратить внимание на ручейки. Взрослый читает стихотворение М. Плещеева «Уж тает снег, бегут ручьи…», обращает внимание на народную примету: «Апрель с водою – май с травою».

Можно проводить небольшие опыты. К примеру, взрослый и ребенок метеорологи. Они развешивают термометры в разных зонах: на солнце, в тени, в квартире. Проводят наблюдение, записывают показатели. Результаты обсуждаются.

Малышам интересны загадки. Дети постарше любят экологические проблемные ситуации. Например, «На лесной поляне туристы не до конца затушили костер. Что может произойти? Как надо было поступить?».

Обязательны рассказы о загрязнении планеты в доступной для дошкольника форме. Используя любой повод, взрослый может пояснить малышу полезность или вред от его действий. Как то фантик, брошенный не на землю, а в урну, делает природную среду чище. Личный пример родителей – первый урок и образец для ребенка.

В вашу копилку тематический материал: Первоцветы для дошкольников.

Ссылка на основную публикацию