Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка в детском саду

Детский сад воспитывает и развивает детей в соответствии со своей образовательной программой. Она рассчитана на среднестатистического ребенка. Детские дошкольные учреждения посещают воспитанники разного уровня когнитивного развития, личностных особенностей, часто болеющие дети и с некоторыми особенностями в физическом развитии. Поэтому для эффективного усвоения Общеобразовательной программы требуется индивидуально-дифференцированный подход. В детских садах практикуют индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ).

Что такое индивидуальный образовательный маршрут

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника ДОУ представляет собой программу, сориентированную на продвижение в развитии для конкретного дошкольника. ИОМ составляют на основе общей концепции дошкольного образования, но с учетом особенностей каждого воспитанника.

Индивидуальное сопровождение

Поставленная цель достигается не только на специальных занятиях, но и проходит через весь образовательный маршрут. ИОМ учитывает возраст дошкольника, адаптацию ребенка к ДОУ, социальные особенности, способности.

Чтобы помочь решить проблему сложности обучения, углубить знания и степень овладения определенными умениями и навыками, ИОМ предлагает подбор разных видов деятельности. Например, ребенок старшего дошкольного возраста с интересом рисует и легко справляется с предложенной на занятиях темой. Учитывая это, его образовательный маршрут включает в себя более сложные темы для творчества, дополнительные занятия по рисованию со специалистом, изучение новых техник, участие в конкурсах.

Программа учитывает и социально-психологическое благополучие воспитанников. К примеру, у дошкольника возникают проблемы во взаимодействии со сверстниками, значит, для него предусмотрят занятия по развитию коммуникативных навыков. Запланируют также коррекционные занятия с педагогом-психологом.

Реализация индивидуального подхода подразумевает активное вовлечение родителей. Работа с родителями заключается в обсуждении успехов дошкольника и рекомендаций по его развитию в том или ином направлении.

Цель и задачи ИОМ

Главная цель индивидуального образовательного маршрута – это создание условий в дошкольном образовательном учреждении для успешной самореализации каждого воспитанника. Основные задачи:

  1. Расширение «зоны ближайшего развития» ребенка с использование различных форм обучения в ДОУ.
  2. Формирование предметно-развивающей среды для индивидуального развития дошкольника.
  3. Развитие познавательных процессов таким образом, чтобы каждый ребенок ощутимо шагнул на новую ступеньку в своих достижениях.
  4. Организация системы взаимодействия по схеме администрация – педагоги – родители.
  5. Оказание адресной консультативной помощи родителям воспитанников.

Каких детей обеспечивают индивидуальным сопровождением в доу

Закономерен вопрос, каждому ли ребенку нужен особенный маршрут сопровождения. Важно знать, что большинство детей успешно продвигаются в своем развитии в условиях стандартизированной педагогической программы.

ИОМ разрабатывают для отдельных категорий дошкольников:

  • одаренных детей;
  • дошкольников, испытывающих трудности в усвоении программы;
  • для детей с ОВЗ и/или с проблемами в физическом развитии.

Одаренные дети с легкостью усваивают материал, предлагаемый их сверстникам. Быстро справившись с заданием, они теряют интерес к занятию. Учитывая эту особенность, индивидуальный маршрут обеспечивает учебную и развивающую деятельность с использованием более сложного материала.

Для дошкольников, у которых усвоение основной программы вызывает трудности, ИОМ сориентирован на дополнительные индивидуальные занятия.

Маршрут для детей с ограниченными возможностями здоровья разрабатывается на основе ИПРА (индивидуальной программы реабилитации – абилитации). ИПРА выдает медико-социальная экспертиза (МСЭ) с рекомендациями по реабилитации.

Разработка маршрута индивидуального сопровождения ребенка в доу

Индивидуальный маршрут является достаточно гибким педагогическим инструментом, несмотря на то что специалисты составляют его, следуя четко обозначенным критериям и требованиям. При необходимости программа корректируется или пишется новая. Входящая и итоговая диагностика обязательны. Это показатели того, с какими показателями дошкольника начали работать специалисты, и какие результаты были получены после реализации ИОМ. Сроки реализации зависят от цели и также могут изменяться.

Индивидуальное занятие

Программа разрабатывается на основании определенных критериев, по определенному алгоритму:

  • постановка цели;
  • прогнозирование результатов;
  • подбор видов деятельности, методов и приемов.

Педагоги используют в работе занятия, беседы, художественную литературу, игры, этюды, арт-терапию, логоритмику.

Кто составляет ИОМ

ИОМ разрабатывает группа педагогов – воспитатель группы и все специалисты ДОУ. В работе принимают участие: педагог-психолог, музыкальный работник, дефектолог, логопед, инструктор по физкультуре.

У каждого специалиста свой раздел в планируемом маршруте конкретного дошкольника. Диагностику уровня развития познавательных процессов проводит психолог. Уровень знаний, умений и навыков диагностирует воспитатель. Помощь при написании программы и контроль реализации осуществляет методист ДОУ.

Этапы разработки индивидуального маршрута

Разработка индивидуального маршрута включает как подготовительные этапы, так и отслеживание результативности.

  1. Диагностика. Дифференциация. Определение, к какой группе относится дошкольник, и необходим ли ему индивидуальный вектор развития.
  2. Постановка цели и задач для работы с конкретным воспитанником. Они зависят от результатов первичной диагностики или ИПРА.
  3. Определение сроков реализации.
  4. Наполнение содержанием образовательного маршрута по разделам. Каждый специалист вписывает методы и конкретный материал для работы с дошкольником.
  5. Описание предполагаемого результата.
  6. Промежуточная диагностика. При необходимости возможна коррекция программы.
  7. Итоговые диагностические замеры. Обсуждение результатов.
  8. Мониторинг дальнейшего развития дошкольника.

На основании каких критериев составляется индивидуальная программа

При составлении индивидуального образовательного маршрута педагоги учитывают:

  • возраст и пол воспитанника;
  • особенности физические и психофизические;
  • рекомендации медико-социальной экспертизы, если ребенок с особенностями здоровья;
  • социальные факторы развития ребенка;
  • уровень знаний, умений и навыков воспитанников.

Если разрабатывается программа для ребенка с проблемами здоровья, за основу берутся рекомендации ИПРА. В ней указаны степени ограничений основных категорий жизнедеятельности. Это способность к обучению, самообслуживанию, ориентации, общению, труду, контролю за своим поведением. Если медицинские ограничения даны ребенку на год, соответственно программа составляется на этот период. Учитывая все эти факторы, педагоги ДОУ разрабатывают вектор развития дошкольника.

Чем могут помочь родители в реализации ИОМ для их ребенка

Индивидуальная программа сопровождения дошкольника подразумевает взаимодействие педагогов и родителей. До начала реализации программы у родителей есть возможность познакомиться с ней, внести свои предложения или отказаться от индивидуального маршрута для своего ребенка.

Получение максимального результата возможно только при установлении партнерских взаимоотношений между педагогами и родителями. Они подразумевают обмен информацией, знаниями, усилиями.

Например, находясь в разной социальной среде, дети ведут себя по-разному. Бывает, что малыш активен дома, но очень сдержан в детском саду. Скрывая свои эмоции и чувства, он выливает их в домашних условиях. Часто негативно. Чтобы решить эту проблему, необходим обмен информацией. Такой диалог поможет в поиске подходящих возможностей для решения любой проблемы.

Иногда, чтобы получить результат, необходимо выполнение заданий дома. Например, это часто практикуют логопеды. В этом случае тесный контакт с педагогами даст возможность заниматься с малышом дома, точно выполняя инструкции педагога по тренировке нужного звука, применяя скороговорки и чистоговорки.

Корректная реализация программы индивидуального развития обеспечивает положительную динамику в развитии малыша, которую наблюдают и педагоги, и родители.

Ссылка на основную публикацию