Содержание
Дети не рождаются агрессивными, но могут стать такими под влиянием сложившихся факторов и обстоятельств. Агрессия у детей может проявиться в дошкольном возрасте, это не редкое явление. Взрослые не зря беспокоятся, наблюдая всплески злости, раздражения, агрессивных действий у ребенка. Нужно понять причины и найти способ изменить подобные реакции дошкольника, чтобы они не закрепились как допустимая форма поведения.
Как проявляется агрессия у детей дошкольного возраста
Следует уточнить, что попадает в категорию агрессивности, если речь идет о малолетних детях – о дошкольниках. Это различные по форме и результатам поведенческие акты: злые обзывательства и насмешки, драчливость, хулиганские действия, физическая жестокость (пинки, толкания, укусы, удары кулаком или предметом).
Можно сказать, что любые словесные и физические выпады ребенка, причиняющие вред человеку, животному, а в некоторых случаях и неодушевленному предмету, расцениваются как детская агрессивность.
Агрессивные действия всегда вредоносны, потому что они напрямую доставляют физическую боль. Но словесная агрессия ребенка может ранить еще больше, если она направлена на сверстника. Грубые, насмешливые, язвительные, оскорбительные слова очень болезненно переживаются большинством детей, особенно, если они не склонны ответить тем же обидчику.
Если составить условный портрет склонного к проявлению агрессии ребенка, то самыми говорящими окажутся следующие поведенческие характеристики:
- раздражается, выходит из себя по пустякам;
- держится во многих ситуациях вызывающе;
- не слушается родителей и других близких;
- обидчив и часто считает себя обманутым;
- драчлив, без причины пинает и бьет кулаками других детей;
- проявляет инициативу и злится, если ее не поддержали;
- хочет, чтобы окружающие выполняли его желания;
- обвиняет других в собственных проступках;
- плохо себя ведет, несмотря на увещевания взрослых;
- отказывается допустить, что он в чем-то не прав.
При проявлении нескольких из 10 перечисленных признаков уже следует насторожиться. Взрослые обязаны вовремя заметить агрессивные замашки ребенка, разобраться в причинах такого поведения и терпеливо обучать его более приемлемым способам взаимодействия.
Причины детской агрессивности
Важно заметить, что целью агрессивного поведения дошкольника не является стремление причинить боль сверстнику или домашнему питомцу. Ребенок еще слишком мал, чтобы оценить далеко идущие последствия собственных действий или слов. Он сконцентрирован на самых понятных для него целях: добиться своего, не лишиться чего-то ценного для себя, импульсивная реакция из-за страха и желания защитить себя, зависть.
Однако, если ребенок выбирает агрессивный стиль поведения (в то время как другие дети в подобных случаях агрессии не проявляют), у этого явления есть свои причины. Разберемся с наиболее часто встречающимися.
Заимствованная модель поведения
Нередко дети опираются на агрессивный пример для подражания. Например, моделью агрессивного поведения для ребенка служит наказание его родителями. Многие наблюдения подтверждают, что мальчики, родители которых, особенно отец, часто и сильно их били, ведут после наказания себя покорно дома. Но по отношению к сверстникам при малейшем недоразумении они проявляют физическую агрессию.
Дошкольники могут заимствовать враждебные способы поведения от своих старших братьев или сестер. Особенно, если они видели, что старшим удавалось таким образом отвоевывать для себя то, что они хотели. Поскольку маленькие дети имеют слишком малый опыт, они ведут себя так, как они наблюдали в ближайшем окружении.
Тенденции в обществе на восхваление силы
К сожалению, общество может поддерживать проявление силы, бахвальство и доминирование как возможность «поставить на место» других, как уверенность и даже героизм.
Такие тенденции могут наблюдаться как в широком социальном круге, так и в семье. Дошкольника могут «наставлять» взрослые: не давай себя в обиду, дай сдачи, покажи, какой ты сильный и пр.
После таких советов ребенок может агрессивно отреагировать даже на непосредственный интерес к его игрушке и накинуться на сверстника с кулаками, только потому что тот взял в руки его машинку или робота. У него появляется стремление самоутвердиться тем способом, который ему подсказывают близкие. У дошкольника нет никакой причины им не доверять.
Особенности типа нервной системы ребенка
Физиологической основой личности является темперамент, который, в свою очередь, состоит из так называемых переменных темперамента. Психологи-исследователи считают влияющими при определенных условиях на развитие детской агрессивности такие характеристики как импульсивность, высокий уровень активности, стремление к доминированию, независимость.
Несколько озадачивает, как независимость может способствовать агрессивному поведению. Ученые поясняют, что крайняя форма независимости практически равна непослушанию. Любое личностное качество имеет свои разумные границы, в то время как его избыток приводит к отрицательным результатам.
Соперничество между детьми
Иногда злость и агрессию у дошкольника вызывает зависть или ревность. У сверстника получился рисунок лучше, башня построена более высокая. Расстроенный ребенок хватает лист с рисунком соперника, заляпывает его краской или рвет. Стройная башня разлетается кубиками от одного пинка…
Этот вид агрессии в психологии называют косвенным, хотя он доставляет пострадавшему переживаний ничуть не меньше, как если бы обиженный сверстник толкнул его самого. Подобное соперничество часто имеет место в детском саду.
Ревность нередко наблюдается в семье, где старший ребенок только на год-два опередил второго малыша. Внимание родителей в большей степени достается малышу, и ребенок постарше так и норовит то стукнуть погремушкой, то ущипнуть нового члена семьи, отобравшего у него родительское внимание.
Как помочь ребенку справиться со всплеском агрессии
Если ребенок видит, что его агрессивные выходки приводят к успеху, и он добивается того, чего хочет, то он все чаще повторяет подобное поведение, и у него формируется «атакующая» привычка.
Взрослые никогда не должны поощрять злое вредительское поведение ребенка, идя ему на уступки, потешаться его настырностью или делать вид, что ничего особенного не происходит. Простейший алгоритм должен применяться всегда:
- остановить действие;
- поговорить с ребенком и выяснить, что стоит за его поведением (обижен, чего-то хочет; боится и т.д.);
- объяснить, что так делать нельзя;
- поискать варианты, как можно;
- убедить попросить прощение, если от происходящего пострадал другой ребенок;
- вместе найти выход из создавшегося положения.
Агрессивные выпады – это не прирожденная биологическая реакция. Это одна из форм поведения, обусловленная социальной средой и сложившимися отношениями с непосредственным окружением. Поэтому детская агрессивность поддается коррекции. Главное, своевременно на нее обратить внимание, объяснять дошкольнику, что так поступать нельзя, и помогать ему осваивать конструктивные формы взаимодействия.