Как помочь ребенку научиться выговаривать твердый и мягкий звук Л

Логопеды считают звук «л» одним из самых сложных. Его постановка требует времени, и обычно проблема решается только к шести годам. Это связано с тем, что звук «л» имеет два произношения – твердый и мягкий, которые отличаются артикуляцией. Совместное нарушение и мягкого, и твердого «л» бывает крайне редко. Обычно проблемы возникают при произношении твердого «л», так как он более сложен по артикуляции.

Научить ребенка выговаривать букву Л – правильно произносить твердый и мягкий звук – посильно в домашних условиях с помощью артикуляционных и логопедических упражнений. Начинать работу над произношением нужно с 3-4 лет, поскольку в эти годы закладывается звуковая культура речи.

Какие недостатки встречаются в произношении Л, ЛЬ

Существует несколько вариантов искажения звука «л» ребенком. Может быть,  как неправильное произношение звука, так и замена его другими.

  1. Звук «л» вообще отсутствует в слове. Например, Лена – Ена, лук – ук.
  2. Шепелявость, когда при произнесении звука язык находится между зубами.
  3. Вместо «л» слышится «нг», так как язык у основания соприкасается с небом, и воздух поступает в нос. Например, ложка – нгожка, лето – нгето.
  4. Слышится «у», так как при произношении губы вытягиваются в трубочку. Например, лошадь – уошадь, лист – уист.
  5. Вместо «л» произносится фонема «й»: иголка – игойка, листок – йисток.
  6. Замена «л» другими звуками. Например, звуком «в» (палка – павка) или звуком «д» (полка – подка).

Чтобы показать ребенку, как правильно выговаривать букву «л», взрослому необходимо самому знать точную артикуляцию звука.

Правильная артикуляция звука

Правильная артикуляция звука л имеет следующие признаки:

  • Положение губ зависит от последующего произносимого гласного звука.
  • Кончик языка упирается в верхние резцы или десны.
  • Боковые края язычка не смыкаются с коренными зубами, и через боковые проходы свободно продвигается струя воздуха.
  • Язык принимает форму седла. Для этого необходимо поднять корневую его часть.
  • Проход в нос закрыт мягким небом.
  • Голосовые связки сомкнуты, вибрируют.

Постановка правильного произношения звука л в домашних условиях

Если у ребенка нет проблем в развитии органов речевого аппарата, то целесообразно попытаться научить его выговаривать звук «л» дома. Для этого необходимо:

Занятие на постановку звука

  • Начать с артикуляционной гимнастики (проводить ежедневно).
  • Поставить звук.
  • Закрепить произношение звука сначала в слогах, затем в словах (чистоговорки, скороговорки, стихи, загадки).
  • Практиковать закрепление звука в связном тексте (сказки, рассказы).

Артикуляционная гимнастика

Укрепить мышцы артикуляционного аппарата, развить их подвижность можно с помощью специальных упражнений.  Для постановки звука «л» рекомендуются упражнения: «Вкусное варенье», «Качели», «Лошадка», «Пароход», «Щетка-сметка», «Ленивый язычок», «Иголочка» и другие.

  1. «Пароход». Игровая мотивация: «Плывет по реке пароход и гудит». Предложите малышу нешироко улыбнуться, закусив при этом широкий кончик языка. Пароход гудит: «Ы-ы-ы-ы».
  2. «Ленивый язычок». Игровая мотивация: «Покусаем язычок, чтобы не ленился». Нешироко улыбаясь и не напрягая широкий язык, малыш слегка покусывает его.
  3. «Щетка-сметка». Игровая мотивация: «Язык- это щетка-сметка, которая наводит порядок, убирается» Необходимо, чтобы ребенок приоткрыл рот высунув узкий язык. Не убирая его в глубь рта, нужно «подметать щеткой», двигая им вправо-влево.

Примечание. Некоторые перечисленные выше упражнения описаны в статье Как научить ребенка выговаривать букву р.

Постановка и автоматизация в речи твердого Л

Постановка твердого «л» возможна, если взрослый сам показывает правильную артикуляцию. Но этот способ сложен для ребенка, так как он продолжает слышать свое произношение звука. Поэтому положительный результат будет получен лишь в том случае, если дошкольник отличает правильное звучание «л» от неправильного.

Полезен простой и эффективный способ: предложите ребенку, просовывая кончик языка между зубами и слегка прикусывая его, тянуть гласные звуки «ы-ы-ы» или «а-а-а». После нескольких проб получится извлекать протяжный звук Л.

Закрепление происходит сначала в простых словах, где есть прямые слоги ла — ло — лу — лы, а затем в более сложных. Эффективным является упражнение, в котором дошкольник тянет звук «а-а-а» и одновременно стучит кончиком языка о внутреннюю поверхность верхних резцов.

При выполнении используются слоги, в которых «л» – это второй звук. Например, при произнесении гласной «а-а-а» – «ал». Аналогично тренироваться с ол – ул – ыл – юл и т.д.

Тренировка и закрепление произношения мягкого ЛЬ

Мягкий звук «ль» проще в артикуляции. Полезно тренироваться на обратных слогах: аль – оль – уль – ыль и пр. Произносить прямые слоги: лю – ля  – ли – ле и т. д. Составьте произвольный список слов, которые содержат нужные слоги и повторяйте с ребенком.

Тренировка на произношение

Отдельного внимания требуют слова со стечением согласных:

  • в ударном слоге: шляпа – склянка – глина – блин – клякса – слякоть;
  • в безударном: земляника, горлица, цапля и подобные.

Для закрепления произношения ЛЬ рекомендуются следующие игры и упражнения:

  1. Игра «Лягушонок». Предложите ребенку поиграть в лягушонка, который должен перепрыгивать по кочкам на болоте. Перепрыгнуть с кочки на кочку возможно только, если правильно произнесен за взрослым слог со звуком «ль».
  2. Игра «Произнеси». Ребенку предлагаются картинки, на которых нарисованы предметы, в которых есть звук «ль». Необходимо назвать, что нарисовано, тщательно проговаривая звук.
  3. Чистоговорки: «Лу-лу-лу – стол стоит в углу» или «Ло-ло-ло – на улице тепло».
  4. Подберите загадки, ответом в которых будет слово со звуком ЛЬ: «Там, где строят новый дом, ходит воин со щитом» (будьдозер).

Логопедические упражнения на звук л

Если ребенок хорошо различает твердый и мягкий звук «л» на слух, то для закрепления, можно выполнять с ним ряд упражнений в игровой форме.

  1. Игра «Веселые песенки». Вдохнуть-выдохнуть и произнести звук «л» долго-долго, как песенку: «л-л-л-л». «Лэ-лэ-лэ»; «Лэ-лэ-лы»; «Ла-ло-лы-лэ».
  2. Игра «Повторяй за мной слова»: луна, скалка, галка, галстук, самосвал, тюльпан, вешалка…
  3. Игра «Один-много». Взрослый называет один предмет, а ребенок много: «балкон-балконы, ложка-ложки…»

Для оттачивания чистого произношения полезно использовать чистоговорки:

  • «Лю-лю-лю – стены побелю»;
  • «Оль-оль-оль –мы купили соль»;
  • «Ли-ли-ли – мы козу пасли»;
  • «Ул-ул-ул – у нас сломался стул»;
  • «Ле-ле-ле – скажи быстро «але»;
  • «Ал-ал-ал – заходят гости в зал».

Дети старшего дошкольного возраста могут тренировать язык и произношение Л, повторяя скороговорки:

  • «Галка села на палку, палка ударила галку».
  • «Лена искала булавку, булавка упала под лавку. Под лавку заглянуть было лень, искала булавку весь день».

Эффективно и совместное чтение. Взрослый читает небольшую сказку. Если попадаются слова со звуком «л», ребенок произносит их вместе со взрослым или вместо него.

Примечание: Важно, чтобы при выполнении упражнений на звук «л», он находился не только в начале слова, но и в середине, и в конце.

Если ваши занятия не увенчались успехом, и проблемы с произношением «л» и «ль» у ребенка остались, необходима консультация логопеда.

Ссылка на основную публикацию