Какие средства развития речи эффективны в дошкольном возрасте

Даже в наше интеллектуальное динамичное  время бытует мнение, что ребенок разговорится сам. Речевая функция дана каждому человеку, и рано или поздно малыш ее освоит – так считают многие родители. Нужно признать, что это довольно безответственная позиция взрослых, если они придерживаются подобного мнения. Речь – это ключик к полноценному освоению мира, и ребенок нуждается в том, чтобы быстрее получить такой ключик в свое распоряжение. Тем более, что средства развития речи существуют и уже давно доказали свою эффективность в своевременном и всестороннем формировании речевых навыков дошкольников.

Условия успешного речевого развития дошкольника

Не все родители представляют, на какие особенности следует обращать внимание и какие средства использовать, чтобы благоприятно влиять на речевое развитие своего ребенка. Однако все знают, какого результата они ожидают: с каждым годом малыш должен говорить все лучше, должен знать и использовать в речи все больше слов, чище произносить звуки, правильно строить предложения.

Учитывая этот естественный запрос родителей, давайте попытаемся определить те условия, которые создают подходящую почву для развития у детей умения говорить.

Формирование любых умений и навыков нуждается в тренировках. Соответственно, чтобы речевые навыки дошкольника с каждым месяцем улучшались в отношении произношения, обогащения словаря и связности высказываний, ему необходимо:

  1. Постоянно слышать и слушать речь других людей, желательно грамотную и выразительную.
  2. Много говорить самому.
  3. Знакомиться с новыми словами, их понятием и значением.

Средства развития речи

За создание подобных условий полностью отвечают самые близкие люди малыша: мама, папа, бабушка, дедушка, няня…

Удивительно то, что несмотря на простоту перечисленных условий, взрослые частенько используют их настолько мало, что дети не получают подпитки, и их речевое развитие запаздывает.

Здесь следует оговориться, что обычно речь ребенка 4-5 лет еще не достаточно соответствует нормам грамотной взрослой речи. Однако уже в этом возрасте по активному словарю дошкольника и его манере высказываться легко определить, должным ли образом протекает формирование его речевых умений или этот процесс оставляет желать лучшего.

Подходы и средства, стимулирующие речевое развитие

На формирование речи ребенка на разных возрастных этапах более действенно влияют не одни и те же методы и средства. Каждому возрасту – свои приемы. К примеру, казалось бы, подходящим стимульным материалом в развитии речи служат картинки. Однако в их использовании есть подвох. Если показать сюжетное изображение дошкольнику 3-4 лет и попросить рассказать, что он видит, то ребенок применяет больше ситуативной речи («Вот мальчик стоит», «Собака убежала туда» и пр.).

На основании данного факта ни в коем случае нельзя отказываться от картинок, но при их использовании следует побуждать детей младшего дошкольного возраста уточнять детали и высказываться развернуто. Уже в 5 лет дошкольники, используя иллюстрации как наглядную опору, способны сочинить вполне логичную и завершенную историю, а ситуативность их речи многократно снижается.

Дошкольники 6-7 лет имеют достаточно большой словарный запас, чтобы составить полноценный рассказ, рассматривая как серию картинок, так и художественное полотно.

К.Д. Ушинский утверждал, что картина является могучим средством «развязывания» языка ребенка: он задает вопросы о том, что видит на картине, делится впечатлениями, описывает, каким ему представляется сюжет изображения.

Таким образом, взрослым важно использовать подходы и средства, соответствующие актуальному развитию ребенка и позволяющие сделать шаг вперед. Представим несколько средств и методов, наиболее подходящих дошкольному возрасту.

Развитие речи в игре

Игра создает прекрасные условия для развития объяснительной речи. Договориться о правилах игры или объяснить партнеру, в чем заключается его роль в игровом сюжете; пояснить действие игрушки или аргументировано отстоять свое мнение – в подобных обстоятельствах дошкольнику придется выйти за рамки контекста, отказаться от ситуативно ориентированных фраз и содержательно изложить свои мысли.

До того времени, когда дошкольник будет объясняться в игре со сверстниками, еще нужно подождать. А в 3-4 года роль партнера по игре придется выполнять родителям или бабушкам-дедушкам.

Многим знакомо, как взрослые принимают приглашение поиграть и условия ребенка, ничего не уточняя. Откровенно говоря, чаще всего они автоматически и формально якобы участвуют в игре, одновременно занимаясь своим делом. А ведь даже за пять минут настоящего внимания в условиях игры можно оказать воздействие на формирование речевых навыков ребенка. Расспросить малыша, какие роли надлежит исполнить, помочь ему сформулировать правила игры, уделить внимание атрибутам – все это способы разговорить ребенка и, более того, заложить основы коммуникативных навыков.

Сказки и литература как средство развития речи

Сказка и детские литературные произведения развивают восприятие и понимание речи ребенком. Слушая произведение, дошкольник сосредотачивается на сложном сюжете с несколькими линиями, одновременно держит в памяти и отслеживает судьбу нескольких героев, погружается в описание событий и улавливает множество деталей. Более того, старший дошкольник самостоятельно определяет главную идею рассказа, мораль сказки, дает оценку персонажам.

Уже с трехлетнего возраста слушание и рассказывание сказок, историй, стишков выполняют две важнейшие речевые функции:

  • выделяющая
  • синтезирующая

Выделяющая функция при восприятии литературных текстов (а также устных повествований, которые наполняют нашу жизнь) отвечает за то, чтобы ребенок вычленил главные моменты, которые составляют содержание произведения или пространного обращения к нему. Простыми словами, благодаря выделяющей функции ребенок понимает, о чем идет речь.

А задача синтезирующей функции – объединить отдельные элементы в единый сюжет или применить знакомые образы и речевые обороты в новом контексте.

Можно сказать, что использование литературы в воспитании детей оказывает глобальное влияние на их речевое развитие. Ребенок учится улавливать главное, получает пример выражения мыслей, усваивает готовые речевые обороты и пр.

Где, как не в литературных произведениях, ребенок услышит столько художественных приемов речи. Эпитеты, сравнения и другие выразительные средства дошкольник сначала использует механически, пересказывая сюжет. Со временем средства языковой выразительности  прочно закрепляются в словарном запасе ребенка и используются произвольно.

Более развернуто о формировании речевых умений с помощью детских произведений изложено в статье Сказка в развитии речи дошкольника.

Элементы театра в помощь речевому развитию

Всем известно, как любят дошкольники примерять на себя различные образы. То они в роли врача строго расспрашивают «пациента» о самочувствии, то выступают в образе чародея и проговаривают волшебные заклинания, то поочередно озвучивают каждую игрушку, завязывая между ними диалог.

То есть, все дети, в определенной степени, прирожденные артисты, которые легко включаются в роль и говорят от имени героя. Этот благодатный потенциал и театрализованную деятельность стоит использовать как средство развития речи.

Прием театрализации

В театрализованной игре можно как разыгрывать готовые сюжеты, так и можно импровизировать в ходе действия. Если это любимая сказка, то ребенок уже знает многие фразы и монологи героев и с удовольствием их повторяет.

Подсказки взрослого помогают не ограничиваться только теми фразами, которые уже знакомы ребенку, а подталкивают продолжить высказывание от имени персонажа.

В помощь статья Развитие речи детей через театрализованную деятельность

Очень полезно заучивать коротенькие и понятные дошкольнику литературные тексты и стихи, а затем озвучивать их «как артист». Правильная литературная речь позволяет ребенку почувствовать красоту родного языка, использовать слова для выразительности своей речи и обогатить свой активный словарь.

Возможности логоритмики в развитии речи

К доступным и эффективным средствам речевого развития относится и такой современный подход как логоритмика. Впрочем, из современного здесь только название. И много лет назад дети использовали в своих играх сочетание определенных действий и ритмических речитативов.

Сейчас получил распространение новый термин: логоритмика – это технология, нацеленная на комплексное развитие ребенка. Проговаривая слова и выполняя определенные движения, малыш тренирует речевые навыки, артикуляционный аппарат и даже моторику.

Такие упражнения увлекательны для детей. Они легко запоминают и охотно исполняют стихи и речитативы, напевают песенки с различными звуками, имитирующими животных и природные явления (мяу-мяу, кап-кап-кап и пр.), подключая при этом движения.

Логоритмика особенно полезна на стадии активного формирования произношения – от 2,5 до 4,5 лет. Выполняя упражнения, дети обучаются сочетать речь и движения, что оказывает прямое влияние на формирование ритма, темпа и мелодики речи. При этом тренируется речевое дыхание.

Мнемотехника как средство развития речи

Достаточно знакомой и понятной взрослым является еще одна развивающая методика, получившая название мнемотехника. Ее часто связывают с прочным и качественным запоминанием. Однако и в развитии речи мнемотехника доказала свою эффективность.

Многим дошкольникам сложно проявлять речевую активность. Простейшие предложения и короткие сообщения – именно так говорит большинство детей. В то время как с каждым годом они должны использовать все более развернутые предложения с использованием различных частей речи, а также связно излагать свои мысли, описания предметов и явлений и пр.

Для развития связности речи и словарного обогащения высказываний ребенка можно использовать мнемонические приемы, а именно подкреплять изображениями сложные для запоминания ребенком слова, рисовать простенькие рисунки, подкрепляющие рассказ.

Подкрепление изображением

У специалистов такие стимулирующие изображения называются мнемоквадратами и мнемодорожками. Важно, что они оказывают реальную помощь дошкольнику.

Если ребенку рассказать, как образуется дождь, то он вряд ли уяснит с первого раза этот природный водоворот. Если же нарисовать несколько картинок, на которых будут показаны испарение, облачко, капли дождя, то малыш не только запомнит, но и сможет рассказать суть этого природного явления.

Мнемонические приемы создают ребенку опорные точки для изложения своих мыслей или для воспроизведения полученных знаний.

В данной статье мы привели примеры доступных средств и методов развития речевых навыков, которые можно использовать ежедневно в домашних условиях. Они также служат профилактическими мерами возможных речевых нарушений.

Детям дошкольного возраста недостаточно повседневных бытовых разговоров, пассивного слушания сказок или просмотров мультфильмов. Чтобы речь ребенка развивалась полноценно, взрослым необходимо приложить хотя бы незначительные усилия и со своей стороны.

Ссылка на основную публикацию