Как помочь освоить азы грамматики в дошкольном возрасте

Русский язык отличается непростой грамматикой с множеством правил и особенностей. Чтобы все их досконально изучить, потребуется несколько лет. Но, как и в каждом языке, в русском есть первичный пласт, составляющий основу устной речи, которым овладевают в дошкольном детстве. Азы грамматики, отработанные в разговорной речи, помогают ребенку в дальнейшем изучить русский язык в полной мере, в письменной и устной форме. 

Актуальность помощи дошкольникам в изучении грамматических основ

Дошкольники овладевают родным языком с различной степенью успешности. У одних детей складывается вполне грамотная речь с богатым словарным запасом, другие же выражают свои мысли только простыми предложениями, часто незавершенными и неправильно составленными.

Постигаем основы грамматики

Актуален вопрос, как помочь освоить азы грамматики дошкольникам, чтобы их навыки разговорной речи соответствовали возрастной ступени и содействовали дальнейшему продвижению в изучении языка.

В соответствии с речевыми нормами ребенок уже в 5 лет должен использовать слова в соответствующем падеже и склонении, употреблять единственное и множественное число существительных, составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Если наблюдается отставание от общепринятых норм, которым должно соответствовать развитие речи детей дошкольного возраста, ребенок нуждается в помощи.

Существует и другой важный момент. Определенную категорию родителей заботит, как побыстрее освоить азы грамматики дошкольникам. Этот вопрос актуален для семей, переехавших на постоянное место жительства в нашу страну. Зачастую детям нужно за несколько месяцев получить базовые навыки использования русского языка, чтобы подготовиться к школьному обучению.

Как помочь своим детям освоить азы грамматики

Родителям следует определиться, что подразумевать под азами грамматики. В дошкольном возрасте ребенок должен понимать грамматический строй речи и соображать, как слова объединяются в словосочетания и предложения. Эти знания и навыки позволят дошкольнику понятно и логически выражать свои мысли, что обеспечит формирование связной речи.

Овладение грамматическим речевым строем и развитие связной речи – это две главные цели, которые стоят перед детьми дошкольного возраста в отношении изучения языка. Прежде, чем говорить об узконаправленных задачах в развитии речевых навыков ребенка, важно ознакомиться с двумя статьями:

  1. Грамматический строй речи
  2. О развитии связной речи

Постижение грамматических основ начинается с 3-х лет и продвигается быстрыми темпами.

азы

На проблемные стороны в высказываниях ребенка родители начинают обращать внимание после 5-ти. То, что ранее взрослым казалось забавным в детском разговоре, начинает настораживать.

Практика показывает, что существуют простые речевые правила, которые схватываются ребенком легко, интуитивно. Дети начинают их использовать, ориентируясь на речь взрослых. Но также существуют сложные для детского восприятия языковые законы, не сразу поддающиеся пониманию ребенка.

Поскольку грамматика охватывает три раздела – морфологию, словообразование и синтаксис – необходимо выделить задачи в каждом из них.

Этапы речевого онтогенеза у всех детей схожи, и с подобными сложностями сталкиваются многие дошкольники. Выявив наиболее трудные места для дошкольника в каждом разделе грамматики, мы определим, в чем нужно упражняться, чтобы ребенок быстрее освоил грамматические азы.

Постижение морфологических основ

В отношении морфологии ребенок научается оперировать всеми частями речи. Существительные, местоимения, глаголы первыми включаются в речевой обиход дошкольника. Потом прибавляются прилагательные, предлоги, числительные и другие части речи. Перечислим «морфологические азы» грамматики:

  1. Использование имен существительных: оперировать единственным и множественным числом, определять род, употреблять в склонении по падежам.
  2. Оперирование местоимениями: использовать в речи личные, притяжательные, относительные, указательные (он, его, кто, тот).
  3. Употребление имен прилагательных: изменять в соответствии с формой существительного и местоимения, с которыми составляется словосочетание (желтых листьев, на веселой радуге); понимать сравнительную и превосходную степень (хороший, лучший, наилучший).
  4. Использование глаголов: понимать определенную и неопределенную форму глагола, употреблять в соответствующем склонении (я играю, дети играют), оперировать глаголами во всех временных формах и наклонениях (Мама пришла. Собери игрушки!).
  5. Употреблять предлоги, как основные (с, в, к, до, для, на), так и обозначающие пространственную ориентацию (под, над, перед, за).

Типичные ошибки дошкольников в использовании морфологических форм:

1.Неверное склонение имен существительных в родительном и предложном падежах:

а)с нулевым окончанием (платьиц, кофт, книг, яблок, собак, лис) – дети пытаются прибавлять «-ев» или «-ов»;

б)с окончанием «-ей» (зверей, фонарей, дней, календарей) – могут применять  «-ов» или «-ёв»;

в)в образовании предложного падежа односложных существительных мужского рода (в тазе, в саде вместо в тазу, в саду).

2.Изменение несклоняемых существительных кино, пальто и пр. (дошкольники могут сказать «в пальте», «в кине»).

3.Образование множественного числа определений детенышей животных: котенки, львенки, ягненки вместо котята, львята, ягнята.

4.Использование неверной формулировки сравнительной степени прилагательных: простее, тонкее, ярчее.

5.Образование повелительного наклонения глаголов: ехай, скакай, полож вместо езжай, скачи, клади.

Здесь перечислены только самые распространенные ошибки в использовании морфологических единиц. Но и на основании данных примеров можно заключить, что наибольшей проблемой для детей является склонение существительных и образование форм глагола.

Подводные камни словообразования

Дошкольник постоянно наполняет свой лексический запас новыми словами. В отличие от взрослого, для ребенка каждое слово, чуть измененное на основе корня, является новым.

Грамота

В подавляющем большинстве слов ребенок интуитивно выделяет корень и, прибавляя префиксы и суффиксы, получает новые определения. Скудный опыт малыша побуждает его применять аналогии, которые далеко не всегда уместны в словообразовании. Узнав понятия «книжный», «диванный», «кухонный» он выдает «машинные колеса», «пластилинный человечек».

Такой ошибочный подход используется из-за не знания морфологических основ. Поэтому помощь дошкольнику в данном случае опирается на освоение морфологии.

Синтаксические сложности

Грамматика языка осваивается системно, и синтаксическая сторона развивается в тесной взаимосвязи с морфологией и словообразованием. Пятилетний ребенок использует, в основном, распространенные предложения, состоящие из 5-10 слов. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения еще многочисленнее. Такое количество единиц в предложении требует согласования друг с другом и правильной расстановки.

В устной речи дошкольника синтаксические ошибки встречаются гораздо реже морфологических, но они могут долго повторяться, несмотря на внешние поправки. Ребенок может настойчиво употреблять местоимение в конце предложения: «Потом этот рисунок нарисовала я», «Не хочет собирать игрушки он». Иногда таков порядок оправдан, но если дошкольник все предложения конструирует по такому типу, это ошибочный подход.

Книга и речь

Нередко дети перемещают к концу фразы подчинительные союзы: «Мы смотрели мультики потому что», «Пруд сделали, уточки плавали чтобы?».

Также дошкольники часто теряют члены предложения, отчего искажается или полностью теряется смысл сообщения.

Осознание азов синтаксиса к ребенку приходит быстрее, если при каждом ошибочно построенном  предложении обращать его внимание и переформулировать в соответствии с принятыми речевыми правилами.

Общие рекомендации родителям

Каждому дошкольнику предстоит не только овладение грамматическими основами, но и дальнейшее изучение языка. Ценную помощь в формировании грамотности оказывает такой проверенный поколениями способ как чтение художественной литературы.

Существует множество привлекательных детских книг, красочно оформленных, напечатанных выразительным шрифтом. Если родители с малых лет прививают ребенку интерес к книге, практикуют чтение вслух, то он улавливает полезные примеры, как нужно говорить, рано обучается чтению. Формируется просодическая сторона речи.

Самостоятельное чтение – это настоящий тренажер для постижения грамоты. Перед глазами ребенка проходят верно составленные конструкции, и в морфологическом, и в синтаксическом отношении. К слуховому восприятию подключается зрительное, обеспечивая более устойчивое понимание и запоминание словоформ и предложений. Читающий дошкольник в 6-7 лет умеет строить развернутые связные высказывания, использовать сложный синтаксис предложений. Чтение развивает речь дошкольника и значительно расширяет словарный запас.

Ссылка на основную публикацию