Об особенностях развития речи дошкольников

О речевых характеристиках 

Что такое просодическая сторона речи?   

v4

Просодическая сторона речи представлена эмоционально-звуковой окраской высказываний человека. Термин позаимствован из греческого языка и в буквальном смысле означает «ударение», «напев».

Все языки отличаются своей напевностью, оригинальностью логических ударений в предложениях, интонированием, определенным придыханием в высказываниях. Исходя из этих особенностей, можно сформулировать следующее определение: просодическая сторона речи – это мелодика произнесения с расстановкой ударений, ускорением или замедлением звучания, с использованием интонационной выразительности в высказываниях.

Соответственно, просодические компоненты речи это интонация, ударение, мелодическое оформление высказываний, темп речи.

Различают повествовательную, повелительную и вопросительную интонацию. Дошкольники овладевают интонированием одновременно с овладением речью. Позднее других, с 2-х лет, начинает формироваться мелодика вопросительных высказываний.

Интуитивная способность произносить безударные и ударные гласные, как принято нормами родного языка, развивается на протяжении всего дошкольного детства и тесно связана с наполнением лексико-словарного запаса.

Мелодика высказываний, которую дети перенимают у взрослых, помогает понимать высказывания 3-4-летних малышей, хотя они еще не владеют связной речью и не могут произнести многие слоги и слова.

Таким образом, просодика речи – это фонетическая характеристика, которая придает целостность звучанию фраз.

 

Об особенностях формирования речи

Что подразумевают под речевой моторикой?

v4

Речь является высокоорганизованной деятельностью, которая требует точной организации движений всех органов, участвующих в образовании и произношении звука.

Эти органы составляют речевой аппарат, представленный тремя системами:

1.Легкие с подводящими дыхательными путями (трахея и бронхи)

2.Гортань с голосовыми связками

3.Носоглоточные полости и активные органы произношения (язык, губы, челюсти).

Речевая моторика – это слаженная работа всего речевого аппарата, в результате которой формируется правильное звукопроизношение.

В рождении каждого звука решающую роль играют артикуляционные органы. От того, какие движения выполняет язык, какое положение принимают губы и щеки, зависит звукопроизношение. Поэтому речевую моторику часто отождествляют с артикуляционной.

Артикуляционная моторика должна полностью сформироваться до 5 лет. Если в указанном возрасте наблюдаются искажения звуков и слов, ребенку необходимы коррекционные занятия с логопедом.

Артикуляционная гимнастика, дополненная развитием слухового внимания и постановкой речевого дыхания, в большинстве случаев решает проблему функциональных речевых нарушений.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector