Об особенностях развития речи дошкольников

О речевых характеристиках 

Что такое просодическая сторона речи?   

v4

Просодическая сторона речи представлена эмоционально-звуковой окраской высказываний человека. Термин позаимствован из греческого языка и в буквальном смысле означает «ударение», «напев».

Все языки отличаются своей напевностью, оригинальностью логических ударений в предложениях, интонированием, определенным придыханием в высказываниях. Исходя из этих особенностей, можно сформулировать следующее определение: просодическая сторона речи – это мелодика произнесения с расстановкой ударений, ускорением или замедлением звучания, с использованием интонационной выразительности в высказываниях.

Соответственно, просодические компоненты речи это интонация, ударение, мелодическое оформление высказываний, темп речи.

Различают повествовательную, повелительную и вопросительную интонацию. Дошкольники овладевают интонированием одновременно с овладением речью. Позднее других, с 2-х лет, начинает формироваться мелодика вопросительных высказываний.

Интуитивная способность произносить безударные и ударные гласные, как принято нормами родного языка, развивается на протяжении всего дошкольного детства и тесно связана с наполнением лексико-словарного запаса.

Мелодика высказываний, которую дети перенимают у взрослых, помогает понимать высказывания 3-4-летних малышей, хотя они еще не владеют связной речью и не могут произнести многие слоги и слова.

Таким образом, просодика – это фонетическая характеристика, которая придает целостность звучанию фраз. Развитие речи детей дошкольного возраста подразумевает постепенное наполнение просодическими компонентами.

 

Об особенностях формирования речи

Что подразумевают под речевой моторикой?

v4

Речь является высокоорганизованной деятельностью, которая требует точной организации движений всех органов, участвующих в образовании и произношении звука.

Эти органы составляют речевой аппарат, представленный тремя системами:

1.Легкие с подводящими дыхательными путями (трахея и бронхи)

2.Гортань с голосовыми связками

3.Носоглоточные полости и активные органы произношения (язык, губы, челюсти).

Речевая моторика – это слаженная работа всего речевого аппарата, в результате которой формируется правильное звукопроизношение.

В рождении каждого звука решающую роль играют артикуляционные органы. От того, какие движения выполняет язык, какое положение принимают губы и щеки, зависит звукопроизношение. Поэтому речевую моторику часто отождествляют с артикуляционной.

Артикуляционная моторика должна полностью сформироваться до 5 лет. Если в указанном возрасте наблюдаются искажения звуков и слов, ребенку необходимы коррекционные занятия с логопедом.

Артикуляционная гимнастика, дополненная развитием слухового внимания и постановкой речевого дыхания, в большинстве случаев решает проблему функциональных речевых нарушений.

Ссылка на основную публикацию