Содержание
Вопросы общего характера
Что такое когнитивное развитие дошкольника?
Понятия когнитивное развитие и когнитивная сфера применяются наряду с понятием познавательная сфера. Они охватывают одни и те же вопросы развития личности, но с точки зрения различных психологических подходов.
Когнитивное развитие в дошкольном возрасте включает все процессы, обеспечивающие осмысленную последовательную переработку информации – восприятие, память, мышление, воображение, внимание и речь. Поскольку данный научный подход подразумевает структурированность и схематичность, в его рамках детально рассматривают характеристики познавательной деятельности – этапы протекания процессов, избирательность, предметность.
Особенности когнитивного развития в дошкольном возрасте заключаются в ведущей роли восприятия, в преобладании образного мышления над другими видами, в избирательности внимания, что приводит к непроизвольности процессов познания.
Также когнитивная сфера дошкольника включает его осведомленность. Важно, какая система знаний об окружающей действительности уже накопилась в сознании ребенка на определенном возрастном этапе.
Что подразумевают под аффективной сферой ребенка?

Аффективная сфера дошкольника развивается в тесной связи с когнитивной. Если последняя охватывает все процессы, связанные с познанием, то аффективная включает эмоциональное реагирование ребенка на окружающий мир.
К аффективным относятся эмоционально-чувственные процессы: радость ребенка от общения с близкими людьми, привязанность к матери и переживания при расставании с ней, импульсивность в проявлении чувств, страх пребывания в новой среде и пр.
Особенности аффективной сферы ребенка дошкольного возраста кроются в стремительном развитии воображения. Дети живо представляют различные образы, еще не умея четко отделять реальный мир от фантазийного, что может порождать необъяснимые страхи.
О мышлении
Какое мышление дошкольника называют инженерным?
Есть ли смысл говорить, что существует инженерное мышление дошкольников? Учитывая то, мыслительная деятельность в инженерии является высокоорганизованным сложным интеллектуальным процессом, в дошкольном возрасте выделять такой вид мышления рано.
Инженерное мышление подразумевает одновременно творческий процесс и выстраивание сложных логических причинно-следственных связей, задействует все мыслительные операции, требует системных знаний. В силу возрастных особенностей такая мыслительная нагрузка ребенку не под силу даже самому способному ребенку.
На этапе дошкольного детства можно только работать над формированием у дошкольников предпосылок к инженерному мышлению, развивая математические способности и занимаясь конструированием. Логико-математические упражнения и конструирование эффективно развивают аналитико-синтетические способности, знакомят с простыми алгоритмами, формируют пространственное представление, что можно считать первыми шагами в инженерной деятельности.