Об особенностях деятельности

О психологических характеристиках

От чего зависит темп деятельности дошкольника?     

Знак

Все дети выполняют одни те же задания и действия с различной скоростью и результативностью. Напрашивается первый вывод, который привязывается к способностям ребенка к данному виду деятельности. Однако это не объективный подход.

Темповые характеристики деятельности дошкольника зависят от ряда факторов. К ним следует отнести психофизические особенности ребенка, такие как темперамент и работоспособность. Флегматичные дети практически всегда уступают в скорости действий детям с темпераментом сангвиника или холерика. Но они могут выдавать более обоснованный и глубокий результат в интеллектуальной и творческой деятельности.

К психофизическим присоединяются личностные особенности — мотивированность и интерес к выполнению задания, социальная адаптивность, эмоционально-волевые качества. Дошкольник может определенное время заниматься деятельностью, которая не вызывает у него интерес, но действия в этом случае будут выполняться поверхностно, без ориентировки на результат.

Наконец, темп деятельности дошкольника зависит от актуального состояния ребенка – бодр он или устал, расположила ли его обстановка, спокоен ли он в настоящий момент или находится под влиянием эмоций предыдущих минут.

Учитывая многоплановость факторов, влияющих на темповые характеристики действий ребенка, вывод об особенностях выполнения деятельности конкретным ребенком можно делать только после нескольких наблюдений.

 

О разновидностях деятельности

Какую деятельность дошкольника можно отнести к поисковой?

Знак

Поисковая деятельность – это решение познавательных задач с постановкой проблемы и поиском вариантов ее решения. Дошкольники заинтересовываются практической задачей, если им понятны условия, но они еще не задумывались о самом процессе.

Поисковая деятельность чаще всего включает практический опыт, эксперимент. Например, дети с увлечением ищут решение, как вылить воду из кувшина, не прикасаясь к нему. Для проведения данного эксперимента в непосредственном окружении должны находиться подходящие средства. В том числе, и кружка, превышающая размеры горлышка кувшина, и пластиковая трубочка подходящей длины.

Поисковая деятельность детей дошкольного возраста должна осуществляться под наблюдением взрослого. Но она предполагает высокий уровень активности и заинтересованности ребенка, его познавательную самостоятельность.

В такой деятельности дети учатся формулировать гипотезы, рассуждать, делать выводы. Формируется произвольность познавательных процессов – увлеченный дошкольник не оставляет задачу, пока не находит ее решение. Такой вид деятельности является активным методом познания закономерностей окружающего мира.

Ссылка на основную публикацию