О некоторых проблемах в воспитании дошкольников

Проблемы воспитания дошкольников в семье

Как проявляется тип воспитания «маленький неудачник»?

О некоторых проблемах в воспитании дошкольниковНередко можно наблюдать, как родители и другие значимые взрослые считают ребенка неприспособленным к «трудностям» реальной жизни, пытаются многое сделать за него.

Этот тип воспитания отличается тем, что в отношении к ребенку преобладает стремление взрослых приписать своему чаду личную и социальную несостоятельность. То есть, в глазах взрослых их дитя выступает потенциальным неудачником, инфантильным, чрезмерно ранимым, младшим по сравнению с реальным возрастом. И чтобы предупредить его неудачи, нужно, по их мнению, часть действий выполнять за него.

При подобном отношении родители (часто неосознанно) не доверяют своему ребенку, досадуют на его неумелость. Им неловко перед окружающими, что их дошкольник может не справиться с каким-либо делом, в то время как другие детки проявляют большую смекалистость и схватывают на лету.

Такой тип воспитания приносит много вреда развитию дошкольника. В этом возрасте ребенок постигает бытовые и социальные премудрости исключительно методом проб и ошибок. Взрослые же, лишая ребенка возможности практиковаться в нужных действиях, стопорят его развитие, порождают неуверенность в своих силах. Задерживается не только своевременное овладение необходимыми навыками. Позиция «маленького неудачника» сказывается на формировании самооценки.

Это вовсе не означает, что родители должны отказаться от помощи и поддержки своему ребенку. Безусловно, они нужны дошкольнику. Только, помогая, взрослым необходимо верить, что ребенок справится; важно поощрять его самостоятельность и инициативность.

О проблемных личностных особенностях детей

Как справиться с капризностью трехлетнего ребенка?

О некоторых проблемах в воспитании дошкольниковКапризность трехлетнего малыша вызвана назревшим возрастным кризисом. Это первый кризис, способствующий значительным переменам в развитии ребенка. Он связан с потребностями малыша получить определенную автономию от взрослых и продемонстрировать себе и окружающим свое «Я сам!».

Капризы ребенка – это реакция на более глубинные переживания и стремления. Малыш нуждается в самостоятельных действиях, но наталкивается на преграду  в виде запретов и ограничений со стороны взрослых. В ответ он бунтует.

Бунт может проявляться в форме негативизма, строптивости, упрямства, своеволия… Подобные формы поведения взрослые расценивают как капризность. В действительности же, каждое из перечисленных проявлений имеет свои механизмы включения.

Например, если родители слишком строги, требовательны, «исключительно правильные», физиология ребенка не выдержит и взорвется негативизмом – отрицанием всего и вся.

Если малышу не позволяют реализовать самостоятельные действия в чем-то очень важном для него, он будет проявлять невиданное упрямство. Родители будут считать, что их дитя отталкивает тарелку с кашей исключительно из-за упрямства. А на самом деле причиной может быть то, что малышу не позволили самостоятельно положить эту кашу из кастрюльки в тарелку.

Оригинально реагируют дети, когда их принуждают к прежнему образу жизни, от которого они уже отказались. Если ребенок уже моет руки сам, то он может устроить истерику, когда мама пытается вмешаться в этот процесс. Мама возмущается невиданной строптивости своего вчера еще послушного малыша, а ему просто важно самостоятельно справиться с обычной гигиенической процедурой.

Родителям следует знать, что капризы в 3-4 года связаны с кризисом трех лет, символизирующим переход на новый этап развития. Важно понимать, как непросто самому ребенку справляться с возрастными переменами. Нужно с пониманием отнестись к потребностям ребенка, не требовать его беспрекословного подчинения, и стараться понять, что стоит за тем или иным проблемным поведением.

Ссылка на основную публикацию