Игры и упражнения на развитие логики для старших дошкольников

Задания на развитие логики детей дошкольного возраста не подразумевают вдалбливание в мозг ребенка некой премудрости, связанной с предстоящим школьным обучением. Главной опорой для постижения новых знаний будущему первокласснику послужит умение быть активным и сообразительным, открытым и раскрепощенным, смело размышлять и так же смело высказывать свои мысли. Поэтому игры и упражнения на логику для детей часто забавны, требуют обычного здравого смысла, но при этом задействуют мыслительные операции.

Упражнения на логику для детей 6–7 лет

Игровые упражнения для дошкольников могут быть рассчитаны исключительно на размышление без опоры на наглядный материал. Но значительная их часть требует стимулов в виде картинок, предметов, атрибутов, инвентаря и пр.

Развитие логики у детей

В развитии логического мышления дошкольников эффективно зарекомендовали себя наборы пазлов. Ребенок подбирает подходящие частички, ориентируясь на изображения и форму пазлов, и старается собрать сюжетную картинку. Пазлы хороши также тем, что предназначены для различных возрастных групп, и всегда можно найти подходящее задание для любого ребенка.

Чем старше дошкольник, тем больше различных упражнений и заданий следует предлагать ему, чтобы активизировать мыслительные операции и развивать логику. Предлагаем несколько вариантов.

«Словесный мостик»

Цель упражнения: развитие логических ассоциативных связей.

Взрослый показывает детям две картинки с изображением разных объектов. Задача игрового упражнения состоит в том, чтобы подобрать слово, связывающее эти объекты, – то есть, найти слово, которое станет связующим или переходным мостиком.

Например, девочка и котенок. Варианты: девочка играет с котенком, девочка нарисовала котенка и пр. Или дятел и дерево: дятел сидит на дереве, дерево кормит дятла.

«Дома зверей»

Предварительная подготовка. Подобрать изображения 6 зверей, существенно отличающихся своими естественными размерами, – например, слон, медведь, волк, заяц, еж, мышь. Непосредственно картинки и рисунки на них должны быть одинакового размера. Также подготовить 6 листов бумаги разной величины, которые будут служить домами. Это должны быть квадраты со сторонами 17, 15, 13, 11, 9 и 7 см.

Разложите «дома» по порядку от большего к меньшему и предложить ребенку расселить зверей в соответствии с размерами. Подскажите, если ребенок затрудняется в чем-то. Обсудите, какой дом кому подходит.

Затем звери идут гулять (перемешайте картинки и отложите в сторону). На прогулке зайчик вспомнит, что он забыл морковку, поэтому ему нужно вернуться домой. Задача ребенка – помочь зайчику найти свой дом. Если ребенок затрудняется, придется «позвать» всех зверей, чтобы они все вернулись в свои дома. Упражнение повторяйте, пока все персонажи поодиночке не побывают дома.

«Начни с конца»

Подготовьте 10 пар рисунков: гнездо с яйцом – птичка; мальчик в постели – мальчик с портфелем; гриб маленький – гриб большой; бабушка вяжет спицами – связанные носки; белье в тазу – белье сушится; ребенок грязный – ребенок под душем; чистый лист – на листе рисунок; девочка едет на велосипеде – велосипед сломан; детская комната в порядке – в комнате разбросаны игрушки; мальчик держит воздушный шар – он же без шара, шар в воздухе.

Приступив к упражнению, скажите ребенку: «Я кладу картинки по порядку и рассказываю по ним историю. В гнездышке лежало яйцо. Из него вылупился птенчик, он вырос и стал красивой птичкой. А теперь я положу картинки в обратном порядке, а ты сочини свою историю. Например, летела птичка, свила гнездышко, снесла яичко».

Пусть сам ребенок выберет следующую пару рисунков для новой истории. Повторяйте с другими парами, пока у дошкольника сохраняется интерес.

«Где ошибся Буратино»

«Мальвина вручила Буратино две корзинки и попросила принести в одной из них 5 разных фруктов, а в другой набор из 5 овощей. Буратино выполнил просьбу и принес в первой корзинке яблоко, грушу, помидор, персик и сливу, а в другой – картофель, морковку, свеклу, репу и айву. Мальвина, заглянув в корзинки, вздохнула…»

Ребенку предстоит определиться, где ошибся Буратино, и как исправить его ошибки. Замените поручение Мальвины для другого варианта задания.

Игры на развитие логики для дошкольников

Применение игр с целью развития логики ребенка позволяет решать важную задачу, связанную с необходимостью компенсации информационной перегрузки детского мозга, и создавать условия отдыха в системе довольно интенсивного обучения в дошкольных учреждениях.

«Определи игрушку»

Условия игры (групповой): каждый ребенок приносит какую-либо игрушку; все игрушки располагают в ряд.

Из группы по желанию выбирается один водящий, который на 3–5 минут выходит за дверь. В его отсутствие взрослый помогает детям придумать историю, в которой главным персонажем выступает одна из игрушек.

Когда возвращается водящий, ребята по очереди рассказывают придуманную историю, не называя персонажа, а замещая его название местоимением «он» или «она». Задача водящего – показать игрушку, ставшую главным героем. Рассказ следует дополнять новыми деталями до тех пор, пока дошкольник не отгадает, о какой игрушке идет речь.

«Картинки-загадки»

Взрослый готовит стимульный материал: картинки с изображением различных предметов складывает в большую коробку.

Дети рассаживаются полукругом или в ряд. Один ребенок выступает водящим – берет любую картинку и, не показывая детям изображение, описывает предмет, нарисованный на ней. Участники предлагают свои версии. Тот, кто первым назвал верный ответ, становится водящим для следующего раунда.

«Назови соседей»

В игре участвуют двое и больше человек. Дети встают в круг, у одного из них в руках мяч. Он бросает мяч игроку и называет число от 1 до 9. Поймавший мяч должен назвать соседние числа. После чего бросает мяч следующему, произнося свое число.

Выполнение игровых упражнений требует предварительного детального объяснения, чтобы каждый ребенок хорошо понимал смысл и задачу, стоящую перед ним, знал правила и термины, связанные с содержанием задания.

Завершение непременно должно быть результативным. Если ребенок один выполняет задание, его нужно похвалить за правильные/смекалистые/ быстрые ответы. Если участвует несколько детей, можно присваивать звания: «самый сообразительный», «самый точный», «оригинальный мыслитель» и др. Главное, поощрить каждого участника.

Ссылка на основную публикацию