Помощь дошкольнику в развитии мыслительных операций

Мыслительный процесс ребенка дошкольного возраста проходит три этапа становления. Сначала это наглядно–действенное мышление. Малыш познает окружающий мир с помощью определенных действий с предметами. С трех лет подключается наглядно–образное мышление. Ребенок познает мир, оперируя образами. К концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно–логическое или абстрактное мышление, в основе которого лежит умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Базой логического мышления являются мыслительные операции, которые требуют развития с дошкольного возраста.

Какие мыслительные операции необходимо развивать дошкольнику

Словесно-логическое мышление имеет три основные формы: понятия, суждения, умозаключения. Они работают в тесной связке со следующими мыслительными операциями: анализ, синтез, аналогия, классификация, сравнение, обобщение.

Развитие мыслительных операций

Мыслительные операции начинают формироваться с первых шагов включения ребенка в предметную деятельность. Однако у всех детей этот процесс происходит с разным успехом. Один малыш пытается собрать пирамидку так, чтобы каждое колечко оказалось на своем месте по размеру, а другой – лишь бы надеть все кольца на стержень.

Сложная задача для ребенка станет понятной, когда он научится замечать важные признаки, анализировать, сравнивать, делать определенные выводы.

Подходящий возраст для интенсивного развития мыслительных операций – старший дошкольный. Занятия по их развитию проводятся в нескольких направлениях: развитие познавательной мотивации; включение мыслительных операций во все сферы детской деятельности (игры, наблюдения, труд, эксперименты, слушание сказок…); выведение круга понятий за рамки детского опыта, упражнения на логику.

Дидактические возможности развития мышления

Для развития логического мышления в дошкольном возрасте необходимо использовать игры и игровые упражнения, руководствуясь принципом разнообразия. Детей необходимо научить:

  • При рассматривании предметов акцентировать внимание на выявление существенных признаков предметов. Например, «Апельсин – оранжевый, круглый, твердый, съедобный. Это фрукт».
  • Сравнивать предметы. «Елка похожа на ежа, потому что у нее тоже иголки. Она такая же зеленая, как листик на дереве. Елка на рисунке похожа на фигуру треугольник. Она такой же формы».
  • Находить общий признак между предметами и объединять в группу. Например, солнце, блюдце, колесо, бублик – круглой формы.
  • Определять противоположные по значению понятия. К примеру, день – ночь, кислый – сладкий.
  • Понимать количественные и качественные соотношения предметов. Например, самое высокое дерево и самое низкое.
  • Устанавливать несложные связи и отношения между объектами, расположенными в пространстве. Подойдут игры по типу «лабиринт»: найти дорогу к домикам от стартовой стрелки, используя подсказки.
  • Ориентироваться во времени, используя категории «раньше», «позже», «сегодня», «вчера», «завтра», «до», «после», «потом». Например, «Сегодня воскресенье, и мы отдыхаем. Завтра понедельник. Я пойду в детский сад, а мама и папа на работу».

В отношении большинства задач и упражнений можно выполнять разное задание: найти существенные признаки и сравнить объекты, постараться абстрагироваться от несущественных признаков и обобщить, либо объединить объекты в группы, или проверить правильность решения задания сверстником и пр.

Игры и упражнения на развитие мыслительных операций

Вряд ли можно выделить упражнения и задачи, направленные на развитие отдельной операции мышления. Цепочка мыслительных рассуждений выстраивается, когда одновременно анализируют, сравнивают, выделяют, комбинируют, обобщают… Поэтому подборки упражнений, предложенные далее, разбиты на группы условно. Главное, что решение подобных задач приносит пользу развитию логического мышления ребенка.

Упражнения на развитие анализа и синтеза

  1. «Собери собачку из геометрических фигур». Дошкольнику предлагают картинку-схему собачки из геометрических фигур и сами фигуры. Ему необходимо составить образ, используя только те геометрические фигуры, которые есть на картинке (схеме).
  2. «Картинка на кубиках». Малышу необходимо собрать изображение из кубиков по образцу. Каждый из них – это часть общего рисунка.
  3. «Сосчитай фигуры». Ребенку предлагают изображение предмета, составленного из геометрических фигур. Например, машина. Нужно определить, из каких фигур составлен рисунок, и посчитать их количество.
  4. «Найди лишнюю лейку». В представленном ряду леек одна отличается от остальных. Необходимо найти ее, объяснить свой выбор и разукрасить. Предметы в ряду могут варьироваться.
  5. «Соедини предметы с противоположными свойствами». Детям предлагается картинка, на которой вразброс изображены предметы: слон, гантель, луна, яхта, мороженое, самолет, солнце, перо, мышка, чашка с горячим чаем. Необходимо определить и соединить предметы с противоположными свойствами. Например, большой слон – маленькая мышка.
  6. «Две одинаковые фигуры». Дошкольнику необходимо в ряду с предметами найти два одинаковых и разукрасить их.
  7. «Обведи букву М». Детям предлагают листы, где напечатаны слова крупным шрифтом. Задача найти и обвести букву «М». Это упражнение также эффективно развивает произвольное внимание.

Задания на развитие сравнения

  1. «Самый большой самолет». Ребенку предлагается картинка с черно-белым изображением самолетов разного размера. Задание: «Найди самый большой самолетик и разукрась».
  2. «Какой детали не хватает?». На картинке изображены одинаковые предметы. Например, торт. В каждом из них не хватает одной детали. Дошкольник должен определить, какой не хватает, и дорисовывает ее.
  3. «Длинный – короткий». На листочке изображены длинные и короткие предметы. Малышу предстоит выбрать длинные предметы и разукрасить их красным цветом, а короткие – желтым.
  4. «Сравни». Дошкольнику нужно сравнить предметы между собой. Необходимо определить, чем они похожи, и чем отличаются. Например, белка и заяц, туфли и сапоги, свеча и настольная лампа.
  5. «Построй по росту». Ребенок самостоятельно строит по росту четверых детей. Для выполнения этого упражнения можно использовать картинки, на которых изображены дети. В этом случае их порядковые номера необходимо обозначать цифрами.

Упражнения на развитие обобщения

  1. «Смысловая пара». Дошкольнику показывают ряд картинок. Он должен найти каждому предмету смысловую пару. Например, пчела – улей. Связь: пчела живет в улье.
  2. «Подбери слово». Ведущий дает задание найти слово, подходящее по смыслу к остальным. Например, зеленый-красный-синий-… (желтый).
  3. «Предмет из группы». Дошкольнику показывают картинки: фонарь, бра, люстра. Необходимо из карточек с изображением костра, солнца и настольной лампы выбрать предмет, который подходит остальным. Ответ: это настольная лампа. В ней тоже электрическая лампочка.
  4. «Что общего?».Детям необходимо определить, какой признак объединяет предметы в предложенной группе. Например, сахар, торт, конфеты, варенье. Они сладкие.
  5. «Приготовим борщ». Детям предлагают муляжи овощей и разные предметы, сложенные в корзину. Необходимо выбрать и положить в кастрюлю то, из чего мама варит борщ (овощи). В конце задания ребенок озвучивает все сложенные предметы и называет обобщающее понятие.

Игры и задания на развитие классификации

  1. «Разложи по группам». Взрослый предлагает картинки: тюльпан, дуб, лилия, хризантема, береза, голубь, ель, воробей, василек, сосна, ворона, дятел. Необходимо разложить карточки на группы: цветы, птицы, деревья. Усложненный вариант – группы взрослый не озвучивает. Ребенок определяет их самостоятельно.
  2. «Назови предметы одним словом». Ведущий предлагает ряд слов. Участник должен подыскать объединяющее понятие. Например, туфли, сапоги, босоножки, ботинки, кроссовки – обувь.
  3. «Поможем рыбаку». Ведущий: «Что берет с собой рыбак, кроме удочки в рюкзак?». Участники должны обвести на картинке предметы, необходимые только рыбаку. Например, поплавок, удочка, леска, крючок.
  4. «Четвертый предмет лишний». Взрослый показывает картинки с предметами, а дети должны определить какой предмет лишний. Например, яблоко-груша-картошка-айва. Лишняя карточка – картошка. Это овощ, а остальные фрукты.
  5. «Разложи предметы по коробочкам». Ребенку предлагаются предметы из разных групп. Например, игрушки (мяч, мишка, пирамидка) и учебные принадлежности (ластик, карандаш, точилка). Их необходимо разложить по коробкам. Пусть в красную коробку отправятся игрушки, а в синюю учебные принадлежности.

Систематически упражняясь в решении подобных задач, ребенок приобретает культуру мышления и развивает общие интеллектуальные способности. Дошкольник накапливает опыт задействования мыслительных операций, все реже называет ответ наугад, и, наоборот, с интересом ищет верное решение.

 

Ссылка на основную публикацию