Как развивается внимание старших дошкольников

Измеряя уровень развития внимания старших дошкольников, можно прогнозировать их готовность к школе, и то, насколько они подготовлены к учебной деятельности. Внимание — особенный процесс, от которого зависит, насколько полно ребенок будет воспринимать разноплановый учебный материал, что он будет запоминать, сможет ли находить существенные признаки предметов и явлений, чтобы логически и последовательно мыслить.

Прогресс в развитии внимания старших дошкольников

Заметим, что маленькие дети имеют свои преимущества в развитии познавательных процессов. В то время как они вольны обращать внимание, воспринимать, запоминать только то, что их заинтересовало, от старших дошкольников уже ожидают определенных результатов.

По достижении пятилетнего возраста дети все чаще сталкиваются с требованием взрослых быть к чему-либо внимательным, что-то запомнить, что-то воспроизвести. Другими словами, взрослые ставят перед ребенком задачи, требующие волевых усилий в управлении вниманием, восприятием, воображением… В то же время и возросшая самостоятельность ребенка побуждает ребенка активизировать познавательную активность и внимание.

Развитие внимания

Диапазон объектов внимания шестилетнего ребенка значительно расширяется. Различные игровые и конструктивные наборы, с которыми любят заниматься дети, усложняются и включают как большее количество деталей, так и значительно больше вариантов их использования.

Старшего дошкольника интересует содержание книг. В этом возрасте дети с пристальным вниманием рассматривают страницы всевозможных энциклопедий, где каждый научный факт представлен иллюстрацией и соответствующими пояснениями.

Повзрослевшие дети также становятся более внимательными к личности и деятельности человека. Например, если папа что-то мастерит, то сынишка надолго прикипает рядом, демонстрируя произвольное устойчивое внимание к процессу.

Дети 6-7 лет осваивают средства организации собственного внимания. К примеру, мама поручает ребенку выяснить у бабушки некий вопрос, а ребенок уточняет инструкцию: «Мне нужно позвонить бабушке и спросить у нее?». Это не что иное, как организация направленности внимания.

Или такая ситуация: дошкольник раскладывает перед собой несколько журналов и детских энциклопедий и заявляет, что он хочет рассмотреть изображенных в них динозавров. В данном случае, ребенок создает условия для эффективного управления собственным вниманием, чтобы достичь поставленной цели.

Подобное управление вниманием не доступно младшим дошкольникам. Они откликаются только на слова и жесты взрослого. А старшие дошкольники уже умеют организовать внимание, которое как процесс приобретает к указанному возрасту устоявшиеся свойства и параметры.

Характеристики внимания в старшем дошкольном возрасте

Внимание как психофизиологический процесс характеризуется рядом параметров:

  • объем
  • распределение
  • переключение
  • устойчивость
  • концентрация

Все эти характеристики развиваются на протяжении дошкольного детства, и в период от 3-х до 7-ми лет делают ощутимый рывок. Кратко охарактеризуем прогресс в развитии каждого параметра.

Объем внимания

Данный параметр отвечает за объединение, совмещение и удержание в поле внимания нескольких объектов одновременно. У детей 6 лет объем значительно ниже, чем у взрослого человека, поэтому им сложно удерживать несколько критериев, выполняя какое-либо дело. Но, если сравнивать с вниманием младшего дошкольника, то динамика очевидна.

Особенно сложно удержать ребенку в поле зрения мало отличающиеся признаки. Одно дело обращать внимание на цвет, форму, размер, и совсем другое – улавливать отличия в схожих по начертанию буквах (М,Н,И и пр).

Распределение внимания

Умение дошкольника распределять внимание также повышается. Это связано с автоматизацией многих действий. Шестилетний ребенок уже освоил многие действия, и они стали ему привычными. Поэтому дошкольник может, рисуя, обстоятельно рассказывать, как он с родителями посещал зоопарк. Хотя следует иметь в виду, что качество рисунка при этом будет низким, потому что для контроля последствий и результатов действий у ребенка еще недостаточен объем внимания.

Не стоит нагружать дошкольника одновременно двумя новыми заданиями. Например, слушать новую сказку и рисовать иллюстрацию к ней.

Переключение внимания

Существенно меняется переключение внимания. Для переключения необходимо задействовать волю. В старшем дошкольном возрасте развиваются волевые качества, которые позволяют ребенку выполнить интеллектуально-волевые действия и перенаправить внимание с одного объекта на другой. Конечно, с этим еще бывают трудности.

Дошкольнику трудно переключаться по команде взрослого. Даже, если ребенок повернул голову или подошел по требовательному зову старшего, это не значит, что он завершил предыдущее дело и готов воспринимать следующее. Самый интенсивный период развития данного свойства еще впереди – переключаемость внимания значительно улучшается с 7 до 8 лет.

Устойчивость внимания

Старший дошкольный возраст сенситивен для развития устойчивости внимания. Уже пятилетний ребенок способен длительно сосредотачиваться на выполнении не очень интересного ему задания. Разумеется, чаще под контролем взрослого. Однако, движимый любопытством, способен самостоятельно проявлять устойчивое внимание. Например, дошкольник хочет показать картинку с роботом, которую он увидел в журнале. Он перелистывает груду журналов, только чтобы найти эту картинку.

Устойчивость внимания дошкольника, фиксированность его на одном объекте в значительной мере зависит от любознательности. Взрослым необходимо учитывать этот факт и заинтересовывать ребенка тем заданием, которое они предлагают ему.

Концентрация внимания

Этот параметр у старшего дошкольника усиливается за счет того, что в этом возрасте ребенок способен удерживать внимание не только на самых броских признаках, которые привлекают своей новизной и яркостью. Теперь внимание дошкольника как бы проникает вглубь и запоминает, анализирует изменения, происходящие с объектами.

Способность быстро узнавать определенные характеристики объектов без каких-либо ориентировочных  действий, обнаруживать связи и отношения между ними также в большой степени опирается на возросшую концентрацию внимания. Можете ли вы представить, чтобы старший дошкольник задумался, как собрать пирамидку? Конечно же, он справится с подобным заданием за несколько секунд, учитывая и цвет, и размер составляющих.

Следует заметить, что характеристики внимания по-разному проявляются у каждого отдельного ребенка. Они также сильно зависят от особенностей деятельности, в которую дети вовлечены. Старшие дошкольники больше внимательны там, где им интересно, где перед ними стоят вызывающие затруднения, но при этом посильные задачи, или же где дети осознают значимость работы.

Развитие внимания старших дошкольников в деятельности

Внимание у детей развивается как естественным путем, так и поддается тренировке. В основном в дошкольном возрасте преобладает непроизвольное внимание, которое пробуждается и поддерживается интересом ребенка.

Задачей дошкольного возраста является активизировать и увеличить удельный вес внимания произвольного, целенаправленного. Чтобы дошкольник словно включал внимание в нужный момент и смотрел, слушал, запоминал, говорил, размышлял – то есть, сосредоточивался на определенных объектах, темах, задачах… На этом строится жизнедеятельность взрослого человека, на произвольность опирается обучение в школе, поэтому старший дошкольник в значительной степени должен научиться управлять своим вниманием.

Игровые возможности для развития внимания

В дошкольном возрасте развитию внимания способствуют практически все виды детской деятельности. Возьмем игру. Это место, где ребенок проявляет как непроизвольное, так и произвольное внимание. Ему приходится подключать произвольное запоминание.

Игра с правилами

Важно внимательно смотреть и слушать, чтобы осознать правила игры, а затем руководствоваться ими. Занятно, что дети не только удерживают в памяти правила для себя, но и внимательно следят, чтобы все сверстники их придерживались.

Популярны в старшем дошкольном возрасте игры, направленные на развитие внимания — такие как «Да и нет не говорить», «Замри!», «Фотограф» и подобные (см. Игры на внимание).

В игровой деятельности у детей совершенствуются показатели как непроизвольного, так и произвольного внимания. Игры, которые входят в жизнь подрастающего ребенка с каждым годом усложняются – более сложные сюжеты, больше деталей и правил. Это естественные условия для развития объема, распределения и переключения внимания.

Внимание и речевая деятельность

Особой концентрации и устойчивости внимания требуют речевые формы деятельности. Собственно, понимание сюжета сказки или другого детского произведения происходит благодаря тому, что ребенок способен сосредоточиться на большом количестве персонажей, событий, сюжетных линий.

Даже просто читая дошкольнику сказки и побуждая его пересказывать, выделять главных героев, пояснять причины поступков героев, уже этим взрослые способствуют развитию внимания ребенка.

Активно задействуется внимание в сочинении собственных сказок. Как правило, дети, чтобы сочинить свою оригинальную сказку, используют знакомые им подходы по другим сказкам. Из одной они заимствуют словесные обороты, из другой – задания для главных героев и т. д.

Полезно для развития внимания сочинение групповых сказок по принципу, когда один начинает, другой продолжает уже на основе сказанного ранее. При этом детям необходимо быть предельно внимательными, чтобы вписаться в сюжет, использовать именно тех героев и те данные, которые уже прозвучали.

Старшие дошкольники внимательны к новым словам. Они замечают их в речи других и просят разъяснить их значение, а затем и сами стараются употреблять в своих разговорах.

Следует иметь в виду, что существенным условием развития внимания старших дошкольников является врожденные свойства их нервной системы, определяющие темперамент. Например, сангвиникам сложнее проявлять устойчивость внимания, а флегматикам непросто быстро переключать внимание на другой объект.

Дети с меланхоличным темпераментом демонстрируют высокие показатели внимания до тех пор, пока не случится некая ошибка в их действиях, после чего переживания мешают им вновь сосредоточиться. Дети холерического темперамента отличаются импульсивностью в деятельности, и так же аритмично их внимание – они, то сосредоточены, то резко отвлекаются.

Взрослым необходимо учитывать эти природные особенности и вовремя поддерживать ребенка, направлять его внимание, прививать навыки самоконтроля.

Ссылка на основную публикацию