Как научить дошкольника пересказывать и составлять рассказы

Среди родителей дошкольников существует мнение о том, что пересказывать ребенок может только прочитанное. Но для развития памяти, внимания, речи необходимо учить малыша запоминать услышанный текст и передавать его своими словами. Научить ребенка пересказывать в дошкольном возрасте – это значит поспособствовать его развитию и сделать хороший задел для предстоящего школьного обучения. Эти навыки необходимы будущим первоклассникам для пересказа текста, написания изложения или сочинения.

Когда начинать обучать ребенка пересказу и составлению рассказов

Обучение пересказыванию зависит от возраста и проходит поэтапно. Начиная с простейшего перечисления главных героев и их действий, ребенок постепенно учится уделять внимание все большему количеству деталей. Почти любое детское произведение, написанное прозой, подойдет для этой цели. Стихотворения пересказу не подлежат.

Дети читают и пересказывают

Учить детей пересказывать можно начинать после 3 лет. Словарный запас в этом возрасте уже превышает 1500 слов, а речь ребенка в 3-4 года нуждается в постоянной тренировке.

Для этого используйте небольшие, знакомые детям сказки. Например, «Репка», «Колобок», «Теремок». Обучение происходит с опорой на наводящие вопросы взрослого или картинки. Например, малыш пересказывает сказку «Репка». Наводящие вопросы взрослого: Кто посадил репку? Какая выросла репка? Кто стал тянуть репку? Кого позвал дед? Кого позвала бабка?..

Хорошей подсказкой 4-летнему ребенку, о чем говорить, служат игрушки, соответствующие сюжету. Их следует демонстрировать по ходу того, как разворачиваются события истории или сказки.

Для дошкольников  после 5 лет эффективен при пересказе метод моделирования. Например, чтобы помочь ребенку пересказать «Три медведя», каждого персонажа можно ассоциативно обозначить кружком определенного размера или цвета (Маша – это розовый круг, старший медведь – коричневый и пр.). Ориентируясь на эти установки, дошкольники пересказывают сюжет с помощью взрослого.

В старшем дошкольном возрасте дети учатся составлять рассказы самостоятельно. Первые пробы по составлению рассказов для большинства детей начинаются в 5 – 6 лет. Сначала дети описывают игрушки. Впоследствии процесс усложняется. Дошкольники переходят к составлению рассказа по картинкам. Еще большим продвижением является умение ребенка сформулировать несколько предложений, глядя на фотографию или художественное полотно.

Методические приемы, помогающие детям учиться пересказывать

Особенности пересказа у дошкольников разного возраста свои. Когда ребенку 3-4 лет удается упомянуть обо всех главных героях сказки, он всем своим видом демонстрирует, что задача выполнена и не желает больше задерживаться на сюжете. Дети 4-5 лет в пересказ могут вплетать поправки на личное усмотрение, в то время как в 5-6 лет их уже не устраивают текстуальные неточности.

Учить дошкольника запоминать и пересказывать можно, используя следующие приемы:

  • Неоднократное чтение или рассказывание сказки взрослым. Ребенок должен уметь слушать до конца.
  • Рассматривание иллюстраций и беседа о нарисованном. Это впоследствии позволит опираться на картинки.
  • Вопросы по сюжету сказки. Их взрослый задает для вербальной подсказки.
  • Использование фланелеграфа, на котором выкладываются фигурки героев сказки. Они должны появляться постепенно в соответствии с сюжетом истории.
  • Маленькие игрушки – сказочные персонажи служат подсказкой при пересказе.
  • Элементы драматизации. Дети обыгрывают фрагмент или всю сказку.
  • Фиксирование основных событий какими-либо маркерами, а затем пересказ с опорой на ключевые события.
  • Метод моделирования.
  • Мнемотаблицы, в которых сюжет воспроизводится с помощью пиктограмм.

Перечисленные методы ориентированы на то, чтобы ребенок вспомнил больше деталей услышанного произведения. Остановимся на наиболее востребованных из них на практике.

Использование опорных сюжетных картинок

Сюжетные картинки – довольно распространенное средство развития речи. Однако этот метод имеет как свои очевидные плюсы, так и существенный минус. Глядя на картинки, ребенок часто ограничивается ситуативной речью, не пытаясь связать свой рассказ в единое целое. Особенно это характерно для младших дошкольников.

Алгоритм обучения рассказыванию по опорным сюжетным картинкам:

  1. Чтение сказки взрослым.
  2. Беседа о прочитанном. Пояснение непонятных, сложных слов. Например, в сказке «Колобок», это выражения «по сусекам», «по коробу метен».
  3. Повторное чтение с установкой на последующий пересказ. Взрослый демонстрирует опорные картинки во время чтения. Они могут располагаться поэтапно на магнитной доске.
  4. Пересказ ребенком с опорой на сюжетные картинки.

Чтобы сообщение ребенка было более детальным и наполненным, следует дольше удерживать его внимание на каждой картинке дополнительными вопросами и уточнениями.

Применение элементов театрализации

Дошкольники закрепляют умение пересказывать в театрализованной деятельности. Многие ребята с удовольствием изображают сказочных персонажей.

Если предложить ребенку не просто пересказать сказку, а говорить за главных героев, он старательно примеряет на себя образы. Его речь при этом наполняется выразительными средствами. Ребенок меняет тембр и мелодику речи, добавляет характерные образу жесты и мимику.

Элементы театрализации успешно применяют в детском саду на занятиях по художественно-эстетическому развитию. После того как дети прослушают произведение, им предлагают «шапочки» или другие элементы костюма героев. В процессе совместного изложения сюжета дошкольники не только учатся пересказывать, но и развивают диалогическую речь. Постепенно дети осваивают нормы литературного произношения, развивают связную речь.

Пересказ с опорой на главные события

Для того чтобы детям было легче вербально воспроизводить художественное произведение, нужно предварительно обсудить с ними ключевые события. Например, сказка «Три медведя». Кто жил в домике? Как их звали? Кто пришел в домик? Что она делала? Что случилось, когда вернулись домой мишки? Чем закончилась сказка?

Как учить дошкольника составлять рассказы

Обучение оставлению историй происходит поэтапно. Сначала это описание предмета или игрушки.  Следующий этап – описание изображения на картине. Потом необходимо учить детей рассказывать по картинкам, связанным единым сюжетом. Количество картинок от 4 до 6.

Дошкольники подготовительной группы уже составляют истории, самостоятельно проявляя творческое мышление. Очень важна последовательность изложения. Например, составление рассказа по картине соответствует следующему алгоритму:

  1. Начало рассказа: «Однажды…».
  2. Все изображенные на картине люди имеют имена, а животные клички.
  3. Придумывается диалог героев.
  4. Описывается действие персонажей.
  5. Придумывается название рассказа.

Эффективный прием при обучении в составлении историй – это игры и игровые упражнения. Например, «Путешествие в Сочиняйку». Цель: учить сочинять, импровизировать, разыгрывать диалоги. Взрослый начинает рассказывать истории про игрушки, зверушек, детей, а дошкольники продолжают. При затруднении задаются наводящие вопросы.

Описание предмета или игрушки

В основе описания предмета или игрушки используются их самые заметные характеристики. Например, цвет, форма, вкус, запах, предназначение предмета. Как ребенок может описать яблоко: «Это яблоко. Оно красное (краснобокое, зеленое…), круглой формы, сладкое (кислое), растет на дереве, фрукт». Такое описание озвучивают дети старшего дошкольного возраста.

Рассказ малышей представляет собой ответы на наводящие вопросы взрослого и состоит из 2 – 3 предложений. Например, описание мячика: «Это мячик, он большой, красного цвета».

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Обучение составлению рассказов по серии картинок начинается с информации о его структуре. Дошкольник должен знать, что у истории есть начало, главное событие и конец. Дети учатся придумывать разное начало для рассказов, их название.

Важно уметь озвучивать диалог персонажей, присутствующих на картинках. Серия предлагаемых картинок состоит из 2-6 изображений. Описывается каждая картинка, объединяясь с другими в единый сюжет.

Связное описание изображения на картине

Картина, предлагаемая детям для описания, должна быть доступна их пониманию. Например, в 3 года это «Кошка с котятами», а для старших дошкольников это могут быть изображения природы, сюжеты, натюрморт. Например, «Дети на прогулке», «Весна», «На горке».

В подготовительной группе можно использовать картины известных художников. Например, И. Левитана «Большая вода» или В. Васнецова «Аленушка». Дошкольник описывает главные объекты, постепенно переходя к дополнительным. При описании картины детьми активно используются прилагательные.

Поддержка свободного изложения личных историй и впечатлений

Дети с удовольствием делятся с окружающими личными впечатлениями. Они охотно передают свои переживания, эмоции, чувства. Происходит развитие связной монологической речи дошкольников. Темы для историй: «Детский сад», «Семья», «Путешествие к морю», «Поездка к бабушке в гости», «Покупка новой игрушки». Роль взрослого заключается в том, чтобы направить поток детской информации в нужное русло. Рассказывая истории из личного опыта, дети должны уметь:

  1. Не отклоняться от заданной темы;
  2. Точно указывать время и место событий, произошедших с дошкольником;
  3. Использовать в рассказе точные названия предметов, имена, действия.
  4. Рассказ должен быть законченным.

Очень важен объем словарного запаса ребенка. Чем он больше, тем подробней будет рассказ.

Обучение детей пересказу и сочинению небольших историй выполняет важные функции в речевом и мыслительном развитии дошкольника. Ребенок учится повествованию и связному изложению, тренирует грамматический строй своей речи, развивает активный словарик, обучается придавать последовательность и завершенность высказываниям.

Ссылка на основную публикацию