Содержание
Роль игрушки в жизни дошкольника очень многогранна. Выполняя познавательную функцию, она помогает малышу знакомиться с окружающим миром. С ее помощью развиваются творческие способности. Внутренний диалог с ней способствует формированию внутреннего мира дошкольника. Она играет и терапевтическую роль, помогая ребенку выражать и проживать свои чувства. И конечно, это забава, отдых, развлечение, позитив. Чтобы усилить полезное воздействие, взрослые должны подбирать детям игрушки по возрасту.
Ресурсный потенциал игрушек для развития ребенка
Игровая деятельность в дошкольном возрасте – основной источник получения знаний, опыта и умений.
Главный атрибут – это игрушка. Радуя и знакомя малыша с окружающим миром, она развивает у него когнитивный интерес и познавательные процессы. Многое зависит от возраста ребенка и вида игрушек.
Под детской игрушкой подразумевают различные объекты, предназначенные для игры. Чтобы прояснить, что речь идет не только о куклах, мишках, машинках и пр., приведем широкую классификацию игровых атрибутов.
- Игрушка-образ (сюжетная игрушка). Это люди, животные, мебель, транспорт. С их помощью дети расширяют свой социальный опыт, обогащают понятийный запас.
- Моторные игрушки: мячи, обручи, серсо, кегли, скакалки, обручи. Их назначение заключается в обеспечении двигательной активности и укреплении физического здоровья. Играя с ними, ребенок развивает внимание, глазомер, крупную моторику, ловкость.
- Дидактические. К ним относятся матрешки, мозаика, пазлы, вкладыши. Они развивают зрительное восприятие, мелкую моторику, наглядно-действенное мышление.
- Настольные игры. Это игры с правилами, содержащие разные дидактические задачи. Например, «Лото», «Парные картинки», игры-ходилки, шашки, шахматы. Нацелены на развитие сообразительности, внимания, логического мышления, ориентировки в форме, цвете, величине, материале. С помощью таких игр закрепляют счет, чтение, грамоту.
- Техническая игрушка. В эту группу входят детский фотоаппарат, подзорная труба, калейдоскоп, машина, станок, игрушки с дистанционным управлением. Они развивают у дошкольников интерес к технике и конструктивные способности.
- Творческая трудовая игрушка. Это строительные материалы, конструкторы, «лего», разборные модели. Прежде чем играть, ребенку необходимо создать игрушку. У дошкольника развивается творческое воображение, мелкая моторика, внимание, воспитывается интерес к самостоятельной трудовой деятельности.
- Игрушки-забавы. Их особенно любят малыши. Они вызывают положительные эмоции. Это клюющие курочки, поющий мишка, прыгающая лягушка. Дети постарше с интересом играют с говорящей куклой или повторяющим за ними попугаем.
- Музыкальные (звучащие): колокольчик, бубен, металлофон, музыкальный молоточек, свистульки, губная гармошка. Они вызывают у дошкольников интерес к музыке, развивают внимание, память, слуховое восприятие.
- Театральная игрушка: би-ба-бо, теневой театр, пальчиковый театр, театр игрушек, персонажи кукольного театра. Они обогащают детское художественное восприятие.
- Русская народная игрушка. Речь идет о сохранивших художественные традиции дымковской игрушке, богородской, городецкой. Дети редко играют с ними дома. В дошкольных учреждениях с народной игрушкой обязательно знакомят детей, используя на занятиях по изодеятельности для формирования эстетического восприятия.
В этом перечне указано прямое назначение каждого вида игрушек. Но любознательный ребенок может почерпнуть значительно больше полезностей, взаимодействуя с заинтересовавшим его атрибутом.
Какие игрушки предлагать дошкольникам на разных возрастных этапах
Интерес к окружающим предметам и явлениям дошкольники проявляют в соответствии со своим возрастным опытом. По возрастному назначению игрушки делятся на определенные группы:
- от 0 до 3 лет;
- от 3 до 6 лет;
- от 6 до 14 лет.
Однако на промежутке от 3 до 6–7 лет развитие дошкольника настолько прогрессирует, что с взрослением ребенка должны «взрослеть» и игрушки.
Важна степень подготовленности ребенка. Например, малыш играет с крупным строительным материалом. Ребенок 5–7 лет использует при строительстве и конструировании и маленькие, и большие детали. Дети старшего дошкольного возраста любят играть с маленькими игрушками (например, игрушки из киндер-сюрпризов). Малышам давать такие игрушки не рекомендуется. Это опасно для их здоровья. Поэтому очень важно покупать детские игрушки по возрасту ребенка.
Подходящие игрушки для детей 3–4 лет
Малыши с удовольствием играют с крупными деталями, из которых можно сооружать башни, домики, мосты. Они собирают простые пазлы, кубики, сортеры. У детей этого возраста доминирует наглядно-действенное мышление, игровые действия им понятны и полезны, поскольку открывают свойства предметов, материалов, фигур.
В эти же годы начинает развиваться наглядно-образное мышление дошкольника. Возникает необходимость в играх, знакомящих с назначением различных предметов. Поэтому детям предлагают образные игрушки:
- разные виды транспорта;
- кукольная посуда;
- предметы кукольной мебели;
- куклы больших размеров;
- фигурки людей, диких и домашних животных;
- лопатки;
- песочные формочки, сито;
- различные фрукты-овощи.
Важно побуждать детей к двигательной активности. Для этого используют трехколесный велосипед, санки, мячи, самокаты.
Наполнение игрового пространства детей 5 лет
Содержание игр в этом возрасте усложняется. В приоритете – сюжетно-ролевая игра. Дети играют в семью, магазин, поликлинику, гараж и т.д.

Для игровых действий необходимы соответствующие атрибуты. Например, для игры «Магазин» нужны муляжи продуктов (яйца, сыр, сосиски), овощей и фруктов. Обязательно наличие кассового аппарата и весов. Желательно наличие мини-тележек, сумок для покупателей, «денег» и спецодежды для продавца.
Дошкольники начинают играть самостоятельно, вместе, без подсказок взрослого, проявляют творчество. Благодаря таким играм дети получают первые навыки сотрудничества.
Пятилеткам предлагают конструкторы, наборы для творчества, игрушечные инструменты, музыкальные игрушки, настольные игры – все перечисленное представляет живой интерес. Обязательны и предметы для физической активности (кегли, мишени, ледянки, скакалки, обручи).
В этом возрасте дети любят переодеваться. Они осваивают навыки перевоплощения в образ с помощью костюма и атрибутов. Дошкольникам предлагают одежду, элементы образа, атрибуты сказочных персонажей или людей разных профессий. Например, парик Мальвины, плащ и колпак волшебника, халат медработника, головной убор полицейского.
Игры и игрушки для дошкольников 6–7 лет
В возрасте 6–7 лет игра все еще остается ведущим видом деятельности для дошкольника. Усложняются сюжетно-ролевые игры, требующие новые атрибуты. Дети с интересом играют в лаборантов, изобретателей, метеорологов, фокусников. Это уже не бытовые сюжеты в игре, а с элементами познавательных исследований и экспериментов.
Таким образом, старшие дошкольники путем экспериментальной и исследовательской деятельности получают новые знания и умения. Понадобятся особенные игрушки: колбочки, микроскоп, глобус. Можно приобрести готовые наборы: «Юный парфюмер», «Маленький фокусник».
Для развития познавательных процессов детям предлагают настольные игры: «Лабиринты», «Учимся рассказывать», «Лото: буквы-цифры», «Викторина для дошкольников», «Эталоны». Дошкольники с удовольствием играют в игры-ходилки, развлекательные «Фанты», шашки и шахматы. Тетрис, разные виды конструкторов, «Морской бой» развивают внимание, конструктивное и логическое мышление.
Для привития интереса к спорту активно используются не только спортивные атрибуты, но и настольный футбол и хоккей. Разные виды настольных театров развивают у дошкольников интерес к театрализованной деятельности и разнообразят досуг, когда дети собираются коллективом – отметить день рождения ребенка или в детском саду.
Объемный перечень игрушек и игр приведен в статьях:
Как обеспечивают детей игрушками в ДОУ
Правила по обеспечению детей игровым материалом обязательно соблюдаются в дошкольных учреждениях. Игрушки в ДОУ распределяются по возрастам. К ним существуют определенные требования в соответствии с СанПиН (Санитарные правила и нормы).
Игровые атрибуты должны быть безопасны для здоровья и периодически подвергаться гигиенической обработке. У них есть определенные места хранения. Например, для дошкольников от 3-х лет – это места свободного доступа (шкафы, столы, стеллажи), для того чтобы дети могли взять их самостоятельно. Игрушки, используемые на прогулках, находятся в специальном месте в тамбуре или приемной. Такие игрушки тоже подвергаются гигиенической обработке, но в группе с ними дети не играют.
Весь игровой материал в ДОУ имеет сертификаты от производителя или поставщика, подтверждающие их безопасность для здоровья воспитанников.